Карта коммуникативной деятельности

Чтобы количественно оценить стиль общения педагога, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А. А. Леонтьева. Для этого четырем-пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией, необходимо выступить в качестве экспертов. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Для работы следует использовать предлагаемую шкалу. В процессе обсуждения нужно попытаться обосновать, какие действия педагога вызвали те или иные оценки.

1.

Доброжелательность

765432 1

Недоброжелательность

2.

Заинтересованность

7 6 5 4 3 2 1

Безразличие

3.

Поощрение инициативы обучаемых

7 6 5 4 3 2 1

Подавление инициативы

4.

Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие "маски")

7 6 5 4 3 2 1

Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)

5.

Активность (все время в общении, держит обучаемых в тонусе)

765432 1

Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)

6.

Гибкость (легко схватывает и разрешает возникшие проблемы, конфликты)

765432 1

Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен на себя)

7.

Дифференцированность (индивидуальный подход)

765432 1

Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода к обучаемым)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

45—49 баллов. Если усредненная оценка экспертов колеблется в указанных пределах, то коммуникативная деятельность педагога очень напряженная и близка к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер, прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий, однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.

35—44 балла. Высокая оценка. Дружеская непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный им вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.

20—34 балла. Педагог характеризуется как вполне удовлетворительно овладевший приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, однако не вес оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. ОГЛАВЛЕНИЕ занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.

11—19 баллов. Низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.

7—10 баллов. Очень низкая оценка коммуникативной деятельности. Всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует. Общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.

Эффективному взаимодействию общающихся могут препятствовать самые разные факторы, известные как барьеры общения. Такие объективные факторы, как расстояние, отсутствие видимости и слышимости, — предмет анализа физиков и инженеров. Мы же будем рассматривать в дальнейшем субъективные факторы, связанные с личностью общающихся и сопутствующими общению обстоятельствами.