Капитал и капиталы

С понятием капитала как суммы денег или активов, воплощенных в средствах производства, зданиях, домах и акциях, знаком каждый из нас. Однако социологи, прежде всего П. Бурдье, обнаружили и другие формы капитала, которые не в меньшей, а ныне и в гораздо большей мере влияют на поведение широких масс людей, нежели капитал финансовый.

П. Бурдье выделяет следующие виды капиталов: экономический (материальные блага), культурный (культурный уровень, образование), социальный (семья, друзья, церковь, клубы и т.д.) и символический капитал как разновидность социального (авторитет, репутация)[1].

Четыре вида капитала П. Бурдье (экономический, культурный, социальный, символический) можно уподобить четырем типам шкалы стратификации – доход, образование, власть, престиж[2].

Капитал – сумма накопленных благ в одном из четырех главных полей социального пространства. Если у индивида большой объем знаний и высокая квалификация, то это значит, что у него есть солидный культурный капитал, созданный в поле культуры. Он создается в процессе социализации, воспитания и образования. Социализация означает успешное освоение социальных ролей, воспитание и инкультурация – прочное усвоение нравственных ценностей и культурных норм, образование – усвоение теоретических знаний и практических навыков.

Если много денег и недвижимости, высокий оклад, есть акции и многое другое, что необходимо сегодня преуспевающему человеку, то у него аккумулирован финансовый капитал.

Когда у вас много знакомых, друзей, родственников и простой приятелей, готовых похлопотать за вас, помочь вам, продвинуть по службе, выручить в трудной ситуации и сделать многое другое, то вы – обладатель солидного социального капитала. Социальный капитал есть ресурс, основанный на родственных отношениях и отношениях членства в группе. Он формируется благодаря наличию устойчивой сети формальных или неформальных отношений, взаимного признания и узнавания.

Наконец, если у вас много почетных званий, дипломов, должностей и прочих символических благ, манипулируя которыми и пуская их в ход, вы добиваетесь успеха, то вы – носитель символического капитала. Капитал, обозначающий у П. Бурдье позицию агента в поле, представляет степень власти над полем. Это ресурсы, способствующие вертикальной мобильности индивида и создающие условия для его доминирования в общественной иерархии.

Итак, четыре вида капитала – это аккумулированные блага в четырех главных социальных полях.

Социологический практикум

Часто в рекламе используют популярных актеров, которым доверяют широкие массы покупателей. Это пример эксплуатации и самоэксплуатации символического капитала. А чем еще воздействует актер на зрителей? Только своим обаянием и авторитетом? В чем заключается символический и социальный капитал актера?

Четыре вида капитала могут осуществлять следующие действия:

1) конвертироваться, т.е. обмениваться друг на друга или на что-то иное и, следовательно, быть ликвидными;

2) соединяться, усиливая друг друга и позицию обладателя капиталов в социальном поле;

3) препятствовать получению или увеличению друг друга, когда приобретение больших или глубоких знаний происходит ценой ухудшения материального положения человека;

4) накапливаться, т.е. являться "самовозрастающей стоимостью", приносящей прибыль, возрастать в объеме и цене;

5) реструктурирорваться, т.е. изменять внутреннюю структуру и компоновку элементов, заменять менее ценные компоненты на более ценные и т.п.

П. Бурдье предлагает также различать состояния капитала: инкорпорированное, т.е. в форме длительных диспозиций ума и тела (например, вкус); объективированное – в форме материальных объектов (книга); институционализированное в форме объективации отношения агента к социальным сетям и институтам (диплом).

Рост любого вида капитала может вести к росту (увеличению):

1) достоинства и уважения;

2) доминирования и "легитимного принуждения";

3) статуса и материального благополучия.

В какой-то мере исключением служит символический капитал, который основывается на репутации, мнениях, уважении значимых других. Он является нестабильным и может быть утрачен при подозрении, критике, он труден для передачи и объективации, слабо ликвиден. "Символический капитал, – пишет Бурдье, – это доверие, это власть, представленная тем, кто получил достаточное признание"[3].

Какой тип капитала сильнее и мощнее? В разных ситуациях и эпохах, а также типах общества – по-разному. Социальный капитал – это не только круг влиятельных друзей и блат, но также умение быть душой компании, лидером группы, обладать неформальным авторитетом.

Социологический практикум

В апреле 2012 г. в 11ью-Йорке наряды выдающейся певицы Уитни Хьюстон, скончавшейся в феврале того же года, были проданы более чем за 80 тыс. долл. США, или в четыре раза дороже их предварительной оценки. О каком виде капитала идет речь?

Символический капитал – научные звания, высокие должности, ордена и медали, награды, премии, почетное гражданство, т.е. влияние статуса. Купил диплом или кандидатскую – и ты сделал карьеру. Это обман, ведь под ними нет реального культурного капитала (знаний). Почему наши депутаты, и без того обладая высоким статусом но должности, в дополнение стараются обзавестись научными степенями? Это дает им прирост финансовый, символический, социальный?

Влияние одного типа капитала на другой можно проследить на следующем примере. Через два-три года после занятия должности депутата Госдумы материальное благосостояние человека возрастает в несколько раз. В данном случае символический капитал способствует возрастанию финансового и социального капиталов.

Социальное поле, согласно Бурдье, можно описать как многомерное пространство позиций, в котором любая позиция, в свою очередь, представляет опять-таки многомерную систему координат, значения которых коррелируют с соответствующими переменными. В качестве переменных могут выступать различные виды капитала – экономического, социального, символического или какого-либо другого. Каждый вид капитала распознается набором общественно значимых (или легитимированных) признаков. Для экономической собственности – это документ, подтверждающий право владения, для культурной собственности – диплом и ученое звание, для социального капитала – дворянский титул. Символическим капиталом он предлагает называть престиж, репутацию, имя, авторитет и т.п. Таковы самые общие признаки, которые вполне можно установить в ходе эмпирического исследования. В других своих работах Бурдье расширит их список (рис. 14.2).

Рис. 14.2. Четыре вида капитала (по П. Бурдье)

Соотношение сил между социальными агентами в каждом субполе, например экономике, определяется композицией видов капитала (инкорпорированного или материализованного) в каждый момент времени. Такая композиция зависит от массы факторов: потока инвестиций в экономику страны, размера налогообложения, состояния рынка труда и товаров, размера банковских активов и т.д. В США представители среднего класса выступают держателями акций самых разных корпораций и фирм, они сами или через своих доверенных менеджеров следят за состоянием рынка ценных бумаг, вкладывая и перекладывая свои капиталы из одного сегмента в другой. Их экономическое положение нужно считать текучим, очень подвижным и мобильным. Козыри в игре здесь определяются стечением самых разных экономических обстоятельств, порой непредсказуемых, например войны на Ближнем Востоке и падения цены на нефть. Социальные агенты в этом поле не только конкурируют и соперничают между собой, но получают прибыль и разоряются часто вместе с теми компаниями, куда они вложили свои капиталы, или, выражаясь словами Бурдье, объективированный продукт аккумулированного социального труда. Отношения между социальными агентами в таком субполе институционализованны в устойчивых, признанных социально или гарантированных юридически социальных статусах. Причем не индивидуальных, а часто корпоративных (инвестируемые компании, банки, гарантирующие надежность их вкладов, и т.д.).

Если уникальную комбинацию, сформировавшуюся у конкретного агента (скажем, менеджера такого-то отдела корпорации "Дженерал Моторс") в одном (экономическом) поле, дополнить комбинацией сил влияния, которые он имеет в другом поле (или субполе), например образовательном (выпускник престижного Гарварда, доктор философии, автор 30 научных публикаций), то в итоге мы получим удивительную топологию личного социального пространства (рис. 14.3).

Рис. 14.3. Основу социального капитала составляет система социальных связей индивида