Канада

Канада представляет собой конфедерацию десяти провинций и трех территорий, каждая из них непосредственно вовлечена в экономическое развитие. Со времен Второй мировой войны власти всех уровней управления – муниципальные, провинциальные и федеральные – содействуют экономике частного сектора путем формирования региональной и местной экономической политики, а также специальных агентств и департаментов для ее реализации. Федеральное правительство особенно заинтересовано в том, чтобы обеспечивать, насколько это возможно, справедливое распределение результатов экономического роста и развития Канады в целом по регионам страны. Для этого федеральное правительство пытается помогать тем регионам, которые находятся в невыгодном экономическом положении по таким показателям, как доход на душу населения или уровень безработицы. Средства федерального бюджета частично перераспределяются по регионам в соответствии с их потребностями. Посредством сложной системы, согласованной с властями провинций и федеральным правительством, так называемые уравнивающие (дотационные) средства ежегодно перечисляются федеральным правительством семи из десяти провинций и всем трем территориям на севере страны[1]. Для наиболее бедных провинций и всех трех территорий эти уравнивающие средства составляют значительную часть ежегодного бюджета. В настоящее время только три провинции (Онтарио, Альберта, Британская Колумбия) платят в федеральный бюджет больше, чем получают трансфертных платежей. Другим традиционным способом помощи федерального правительства слаборазвитым территориям является реализация крупномасштабных региональных программ экономического развития.

Исторически региональные программы экономического развития были сфокусированы на развитии промышленности или ее расширении на определенных территориях. В начале 1960-х гг. были организованы такие федеральные департаменты и агентства, как Агентство развития территорий (Area Development Agency), Департамент регионального экономического развития (Department of Regional Economic Expansion), Департамент регионального промышленного развития (Department of Regional Industrial Expansion), Агентство развития Атлантической Канады (Atlantic Canada Opportunities Agency), Организация "Экономическая диверсификация Запада" (Western Economic Diversification) и Федеральная инициатива по экономическому развитию Северного Онтарио (Federal Economic Development Initiative in Northern Ontario). Затем некоторые из этих организаций были расформированы, отдельные возникали вновь под новыми именами. В 1960-х и начале 1970-х гг. некоторые провинции реализовывали свои собственные, построенные по принципу "сверху вниз", программы регионального экономического развития. Урок, извлеченный из четырех десятилетий вовлечения общественного сектора в региональное экономическое развитие Канады, чрезвычайно прост – даже вложение огромных денег из государственных источников в реализацию программ развития регионов, разработанных верхним уровнем управления, не гарантирует ожидаемых результатов. В действительности, сейчас можно увидеть лишь небольшие результаты затрат миллиардов долларов, вложенных в содействие промышленному развитию слаборазвитых регионов страны. Большинство этих регионов сохранили высокий уровень безработицы и доходы семей ниже среднего национального уровня.

Внимание местному уровню

Провал вмешательства "сверху" в процессы местного экономического развития имел и один положительный результат. Сейчас как на провинциальном, так и на федеральном уровнях все больше и больше признается, что разработка программ местного экономического развития именно на уровне коммун, ориентированных на потенциал жителей и содействующих формированию локальных взаимосвязей и партнерств, дает возможность коммунам самим строить свое экономическое будущее. Участие местных властей в экономическом развитии рассматривается сегодня как оптимальный способ содействия устойчивому экономическому росту и развитию.

Опыт показывает, что в большинстве коммун не меньше 80% общего количества новых рабочих мест создается на фирмах и предприятиях, уже размещенных в коммуне. В небольших более удаленных местах этот процент обычно еще выше. Привлечение новых инвестиций в промышленность извне, которое было необходимым условием реализации большинства программ экономического развития коммун, разработанных в прошлом на государственном уровне, было очень затруднительно и даже в случае успеха редко приводило к созданию устойчивой экономической базы коммуны. Предприятия, которых подталкивали к размещению в экономически непривлекательных местах, обычно были первыми, кто покидал коммуны навсегда, как только обещанные предприятиям льготы и субсидии переставали компенсировать достаточно высокие издержки, связанные с неоптимальным местом размещения[2].

В настоящее время в дискуссиях по поводу государственной политики чаще всего повторяется термин "партнерство". Различные виды партнерства – между уровнями управления, между частным и общественным сектором, между различными видами бизнеса и профессиональными организациями, между различными социальными и профессиональными группами, между регионами и между коммунами – поддерживаются правительственными программами экономического развития, общей целью которых является стимулирование экономического развития в Канаде "снизу". В дискуссиях по проблемам федерального и провинциального управления потенциальная значимость местного экономического развития в процессе создания богатства признается в гораздо большей степени, чем раньше. Смещение акцентов с дорогостоящего "управления сверху" на менее дорогие программы, инициированные коммунами, весьма прогрессивно. Эти перемены отражают рост понимания властями того, что политическая поддержка экономического развития "снизу" более адекватна правительству, которое проявляет внимание к потребностям и ожиданиям коммун.

Роль муниципалитетов

С 1950-х до середины 1970-х гг. основное внимание большинство муниципальных администраций уделяло промышленному развитию и, соответственно, так и назывались отделы муниципалитетов. Руководители этих отделов обычно именовались "промышленными комиссарами" или "индустриальными девелоперами" ("индустриализаторами"). Они в основном имели дело с формированием, обслуживанием и продажей земельных участков под промышленное строительство. Это было время преимущественного развития отраслей тяжелой промышленности, погони за внешними инвестициями в промышленность, попыток улучшить сложную во многих регионах ситуацию с помощью вышеупомянутых программ регионального развития, которые насаждались с более высокого уровня управления. С конца 1950-х гг. официальные ассоциации специалистов по промышленному развитию были созданы во многих провинциях Канады. Национальная "организация-зонтик" – Ассоциация специалистов по промышленному развитию Канады – была образована в 1968 г.

С середины 1970-х гг. деятельность в сфере местного экономического развития все больше диверсифицировалась и в 1980-х гг. это выразилось в переименовании профессиональных ассоциаций. Сейчас все ассоциации носят название экономических, а не промышленных. Так, Национальная ассоциация специалистов по промышленному развитию Канады в 1989 г. была переименована в Канадскую ассоциацию специалистов по экономическому развитию (URL: edac.ca).

Специалисты по экономическому развитию в канадских коммунах непосредственно участвуют в деятельности по укреплению и диверсификации местной экономики. Эта деятельность охватывает широкий диапазон: стратегическое планирование экономического развития, содействие местному предпринимательству, консультирование малого бизнеса, посещение корпораций, сбор данных о состоянии местной экономики и управления, содействие стратегическим союзам и партнерству, восстановление центров городов и т.д. Также актуальными остаются такие традиционные сферы деятельности, как аккумулирование земли, обслуживание, маркетинг участков, выделяемых под застройку промышленным и торговым инвесторам, и привлечение инвестиций. Центром всей деятельности по экономическому развитию является информация. Все специалисты по проблемам экономического развития участвуют тем или иным способом в сборе, анализе и распространении информации по всем аспектам местной экономики. Специалисты по экономическому развитию до некоторой степени являются информационными брокерами.

Местное экономическое развитие заключает в себе множество различных функций, но одной из важнейших задач является поддержка предпринимательства. Коммуны должны поддерживать предпринимателей и поощрять куль- туру рисков, связанных с достижением целей и реализацией задач экономического развития. Несмотря на то что рост и расширение уже существующих в коммуне предприятий должны быть важными составляющими процесса местного экономического развития, в прошлом, во время навязывания сверху экономических стратегий развития, это часто упускали из виду в погоне за привлечением внешних инвестиций. Такое пренебрежение существующим в коммуне бизнесом сейчас встречается чрезвычайно редко. Появление подавляющего большинства новых рабочих мест в каждой коммуне связано с расширением уже существующих предприятий, поэтому очень важно иметь уверенность в том, что они не уйдут в другие коммуны. Не всегда существует возможность отменить закрытие или перемещение бизнеса, но своевременная информация о такой опасности позволит коммунам реализовать активную стратегию развития, позволяющую смягчать негативные последствия этого. Чем в большей степени местный бизнес находится в собственности или под управлением местных жителей, тем легче, как правило, коммуне строить отношения с ведущими бизнесменами.