Канада

В Канаде билингвизм, т.е. обучение на двух официальных языках – английском и французском, – гарантирован Конституцией. Более двух третей детей "новых иммигрантов" не владеют официальными языками, и для них организуется особое обучение на английском и французском. Оттава оказывает финансовую поддержку провинциальным властям при организации обучения малым языкам детей из стран прихода, а также автохтонов. В результате с конца 1980-х гг. подобное обучение в "классах наследия" стало популярным по всей стране[1].

В Канаде широко применяется билингвальное обучение в виде модели погружения (early total immersion) – преподавание второго языка с самого начала учебы. Эта модель практикуется в двух вариантах. Первый (вариант обогащения) используется англоязычным населением при изучении французского языка. В этом случае обучение идет интенсивно, в атмосфере использования французского языка как языка преподавания. Второй (вариант перехода) состоит в том, что дети из национальных меньшинств постепенно приобщаются к французскому и английскому языкам. При этом бо́льшая часть учебной программы преподается на официальных языках, а остальная – на языке меньшинства.

Как видно, применительно к Канаде можно говорить не только о билингвальном, но и полилингвальном обучении. Речь идет об обучении меньшинств – выходцев из Старого Света, а также аборигенов. Так, идея билингвального обучения в школах инуи- тов реализована следующим образом: на ранних ступенях обучения (дошкольное и 1–2-е классы) учащиеся обучаются на родном языке. Начиная с 3-го класса и далее учащиеся выбирают в качестве языка обучения английский (или французский) и обучаются на нем вплоть до окончания средней школы. На каждой ступени обучения определенное время отводится на изучение отдельных предметов на родном языке или же на изучение инуитского языка и культуры как предметов. В школах инуитов взят курс на взаимодополняющее двуязычие, направленное на успешное овладение как родным, так и английским и (или) французским языками, а также продуктивное освоение предметов общеобразовательной подготовки.

Важным доводом в пользу билингвальной программы для инуитов с начальным обучением на родном языке оказалось повышение уровня у учащихся социальной адаптации и этнокультурной самооценки. Дети, занимавшиеся по билингвальной программе, практически не испытывают психологических стрессов. У них четче определились осознание принадлежности к определенному этносу и этнокультурные предпочтения. Билингвальная программа для инуитов способствует развитию инуитского языка и культуры. Программа повышает социальный и культурный статус инуитского языка, выводя его за рамки бытового общения, что особенно важно в ситуации, когда он теряет свое влияние под натиском английского и французского языков.

Широко распространено многоязычное обучение в классах наследия для детей – потомков выходцев из Старого Света. В них школьников из малых субкультур приобщают к языку исторической родины. Для получения государственной финансовой поддержки учащиеся классов наследия должны демонстрировать эффективное овладение английским и французским разделами программы. Классы наследия организованы в массовом порядке в шести провинциях. В них бесплатно преподают помимо английского и французского язык той или иной малой этнической группы. Классы наследия действуют во внеучебное время либо в рамках учебных заведений. Подобные учебные заведения для украинских канадцев довольно заметно распространены, например, в Эдмонтоне. Половина учебного времени отведена на украинский язык, литературу, историю, музыку.

Популярность в Канаде многолингвального обучения обусловлена стремлениями представителей этнических общин освоить собственные культурные идеалы, что затруднительно без хорошего знания родного языка, а также добиться жизненного успеха, что невозможно без овладения государственными языками.