Как провести экспериментальное психологическое или педагогическое исследование

Как правило, психологическое или педагогическое исследование организуется на основании принципа сравнения. Для такого исследования формируются две группы: экспериментальная и контрольная. Примерами разделения на экспериментальную и контрольную группы могут быть следующие: дети с задержкой психического развития и дети с нормальным развитием, дети с общим нарушением речи и дети с нормальной речью.

Исследования такого рода включают, как правило, три вида эксперимента:

- констатирующий эксперимент (в рамках которого замеряются предварительные параметры исследуемого фактора, например уровень тревожности, развитие речи, формирование процессов внимания) и в экспериментальной, и контрольной группах. Как правило, замеряемые параметры не имеют особых различий в обеих группах, что дает исследователю возможность осуществлять сравнение далее;

- формирующий эксперимент, который представляет собой проведение серии коррекционных или развивающих мероприятий для работы над тем или иным недостатком в психологическом, педагогическом, логопедическом развитии человека, в том числе и ребенка. В формирующем эксперименте принимают участие только члены экспериментальной группы;

- контрольный эксперимент, представляющий собой замер по тем же показателям, что и в констатирующем эксперименте исследуемых факторов, контрольный эксперимент фиксирует результативность формирующего эксперимента. Как правило, контрольный эксперимент должен показать, что рекомендации коррекционная работа, предложенные в исследовании, эффективны и дают результаты, и именно поэтому итоги диагностики экспериментальной группы при повторном замере оказываются лучше результатов контрольной группы.

При другом варианте построения смысла прикладного исследования в контрольном эксперименте принимают участие люди (в том числе и дети) с нормальным развитием (контрольная группа) и каким-либо отклонением (экспериментальная группа). В результате диагностики устанавливается, что члены экспериментальной группы имеют недостаточное развитие какого-либо фактора или процесса (например, памяти, внимания, мышления). Для преодоления выявленных в процессе контрольного эксперимента недостатков проводится формирующий эксперимент, а для контроля результатов - контрольный. Контрольный эксперимент должен показать, что результаты диагностики исследуемого фактора или процесса у экспериментальной группы улучшились, стали ненамного меньше или равны норме.

В ряде случаев в рамках исследования в специальной психологии и коррекционной педагогике осуществляется сравнение групп людей с различными отклонениями от нормы (например, выявляются особенности состояния артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией и моторной алалией).

При фиксировании результатов такого исследования их результаты целесообразно оформлять в виде сравнительных таблиц и графиков с соответствующими комментариями. В таблицах и графиках результаты экспериментальной группы должны располагаться перед результатами контрольной группы. В ряде случаев в приложении к работе необходимо привести протоколы исследования, таблицы фиксирующие результат исследовании по каждому человеку.

Приведем пример содержания такого исследования.

Глава 2. Экспериментальное исследование развития... у...

2.1. Цели, задачи и организация исследования.

2.2. Методики исследования.

2.3. Анализ результатов исследования.

Глава 2. Рекомендации по развитию... у...

3.1. Система коррекционных занятий по формированию... у...

3.2. Результаты применения системы коррекционных занятий по формированию... у...

При оформлении подобных исследований можно выделить отдельный параграф, в котором описывается цель и задачи проводимого эксперимента, а также его организация. В тексте, посвященном организации исследования, необходимо указать время и место проведения эксперимента. Например: " Экспериментальное исследование было проведено в мае 2012 года в Государственном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад № 23" города Санкт-Петербурга". Также необходимо охарактеризовать членов экспериментальной и контрольной групп. Например: "У всех школьников, принявших участие в эксперименте, в качестве основного диагноза была зафиксирована или задержка психического развития, или умственная отсталость разной степени тяжести, этиологии и структуры дефекта".

По требованию преподавателя следует привести и подробную характеристику участников экспериментального исследования (табл. 8).

Таблица 8. Иллюстрация описания детей, принявших участие в экспериментальном исследовании

Источник: авторская разработка.

Важной частью описания экспериментального исследования является характеристика методик исследования. Их описание должно быть достаточно подробным, включать инструкцию проведения и критерии для оценки. Массивные методики рекомендуется выносить в приложение работы, оставив в основном тексте краткую характеристику методики со ссылкой на приложение.

По требованию преподавателя или вуза в таких работах необходимо проводить корреляционный анализ результатов, который необходим для определения степени связи между двумя случайными величинами (в нашем случае это показатели диагностики среди членов экспериментальной и контрольной групп).

Таким образом, экспериментальное исследование представляет собой основную часть прикладных работ по психологии и педагогике. Подобные исследования - это элемент новизны в работе, что важно зафиксировать во введении (см. § 2.2 "Что писать во введении").