Лекция 3. Как организовать материал

Выше уже отмечалось, что принципиально важно с самого начала определить, для кого вы составляете юридический текст и какую цель при этом преследуете. Эти два фактора определят также структуру и формат вашего документа, его необходимые реквизиты, поскольку любой текст представляет собой единство формы и содержания.

Итак, во-первых, нужно определить, кто ваш адресат. Речь идет не только о том, что нужно правильно указать имя адресата и название организации, в которую вы будете направлять свой текст (что само по себе также немаловажно). Вы должны хорошо представлять себе способность вашего читателя "правильно прочесть и понять ваш документ", а эта способность у всех разная[1]. Желательно иметь представление о сфере деятельности вашего читателя, его специальности, об образовательном уровне, а, возможно, даже жизненном опыте. Одна из частых ошибок, совершаемых начинающими юристами, состоит в том, что они не учитывают, для кого пишут и "не подгоняют" свое юридическое письмо под конкретного клиента. Например, не различают адресата — юриста и неюриста, не учитывают реальную ситуацию, в которой оказалось физическое или юридическое лицо, обратившееся к ним за советом. Почему ваш клиент повел себя именно таким образом? Чего он хочет добиться? Для чего ему нужно ваше заключение или иной документ, над которым вы работаете по его просьбе? Это вопросы, на которые вы должны дать себе ответы. Необходимо также понимать, каким образом может быть использовано то, что вы напишете, и каков будет круг потенциальных читателей вашего окончательного продукта. Отсутствие ясности в этих вопросах, как правило, негативно сказывается на качестве юридического письма.

Для того, чтобы писать ясно, каждый сочинитель должен представить себя на месте читателя.

Жан де Лабрюйер, французский писатель

Во-вторых, нужно определить главную цель, которую вы преследуете, приступая к составлению конкретного юридического текста. В чем заключается главная идея, которую вы хотите донести до вашего читателя?

Непросто выбрать из массы информации, которой мы обладаем, из всего того, что мы могли бы сказать по данному поводу, именно то, что является главным, что составляет предмет нашего разговора. Непросто оставить в стороне все, что не служит непосредственно задаче донести до читателя нашу мысль четко и сжато. Попытайтесь максимально кратко сформулировать основную идею, которую вы вкладываете в свой документ. Желательно уместить эту идею в две-три фразы, максимум один абзац. Это и есть цель вашего письма. С нее нужно начинать. Компактно сформулированная основная мысль вашего письма, сжатое изложение его сути может быть началом вашего текста и впоследствии лечь в основу вводной части вашего документа. Это своего рода ключ к тому, как освоить навыки хорошего юридического письма. Хотя такой совет может показаться очевидным, многие им пренебрегают.

Результатом являются бесформенные и бесцельные юридические тексты[2].

Если вы пока не можете кратко сформулировать основную идею, значит, вы еще не готовы приступить к написанию текста и вам требуется либо провести дополнительное юридическое исследование, либо более тщательно продумать вопрос.

Таким образом, сжатое, компактное изложение существа вашего документа позволяет решить четыре задачи:

• упорядочить информацию, которой вы обладаете, и привести ваши мысли в порядок;

• проверить, обладаете ли вы достаточным количеством информации, чтобы начать писать, и не нужно ли провести дополнительные исследования;

• преодолеть страх перед белым листом бумаги;

• сформулировать в самом начале ваш основной тезис, а по сути — ваше заключение по тому вопросу, который интересует читателя.

Затем можно определить общую структуру документа и последовательность изложения. Желательно представить себе, хотя бы примерно, объем вашего документа. При этом важно учитывать два момента. Во-первых, необходимо понимать, что от вас ожидает читатель (например, документ какого объема он хотел бы получить), во-вторых, определить, какой объем документа, с вашей точки зрения, был бы уместным в данных обстоятельствах.

Структура документа, которую вы определите в начале работы, не является окончательной. Неизменным будет ее стержень, в том случае, разумеется, если он изначально был избран правильно. По мере работы над документом, по мере продвижения вглубь вопроса структура вашего текста будет уточняться, а, возможно, и меняться. Структура документа отражает логику изложения, и она будет оформляться по ходу развития ваших мыслей.

Любое юридическое письмо должно состоять из вводной, основной и заключительной части. Даже самый короткий документ имеет как минимум три части. Например, в письме вводная часть может состоять всего лишь из одной фразы — приветствия.

Некоторые виды документов имеют строго определенную структуру. Поэтому до написания текста следует выяснить, какие требования предъявляются к оформлению документа, над которым вам предстоит работать.

Объемные, многостраничные документы должны содержать оглавление с указанием страниц соответствующих частей текста. Оглавление — это по существу развернутый план, который вы составили на стадии проведения исследования, сбора информации и обдумывания вашего документа и его структуры.

Не факт, что вы будете писать в той последовательности, которая отражена в вашем плане-оглавлении. Напомню, что продуктивнее начинать писать с наиболее простых или конкретных вопросов (например, описания фактической стороны дела) или того, в чем вы лучше разбираетесь. Это позволит дать старт вашим мыслям.