Юридическая консультация

Из смысла ст. 24 Закона об адвокатуре видно, что юридическая консультация призвана стать одной из основных форм социальной адвокатуры в современной России. Из информационной справки Федеральной палаты адвокатов РФ за 2009 г. следует, что в Российской Федерации учреждены 82 юридические консультации1, которые расположены на территории 13 субъектов РФ. Наибольших результатов в работе по обеспечению доступа граждан к правосудию в труднодоступных местностях путем учреждения юридических консультаций достигли адвокатские палаты Удмуртской Республики, Республики Калмыкия и Свердловской области. Например, в соответствии с распоряжением правительства Удмуртской Республики от 05.02.2007 № 86 в адвокатскую палату республики было внесено представление об учреждении юридических консультаций на территории 25 районов республики с возложением обязанности материально-технического и финансового обеспечения на республиканский бюджет.

Прежде чем приступить к анализу специальных признаков юридической консультации, коротко остановимся на общей характеристике данного образования. Во-первых, юридическая консультация есть некоммерческая организация, создаваемая в форме учреждения. Во-вторых, учредительными документами учреждения Федерального закона "О некоммерческих организациях" (п. 1 ст. 14) называет устав, утвержденный собственником (адвокатской палатой). Однако ГК (ст. 52) относит к числу учредительных документов устав юридического лица и учредительный договор. Поэтому мы согласны с высказанным мнением о том, что в случае такой коллизии приоритет должен отдаваться нормам ГК2. В-третьих, юридическая консультация считается созданной с момента ее государственной регистрации. В-четвертых, имущество юридической консультации формируется за счет переданных ей адвокатской палатой средств. Как уже отмечалось выше, это имущество находится у юридической консультации на праве оперативного управления. В-пятых, будучи учреждением, юридическая консультация имеет смету доходов и расходов, утверждаемую ежегодно собранием (конференцией) адвокатов. Смета — бухгалтерский документ, подтверждающий имущественную обособленность учреждения. В-шестых, юридическая коллегия должна иметь другие реквизиты юридического лица (наименование, печать, место нахождения и др.).

Среди специальных признаков юридической консультации следует особо выделить цель создания консультации. Юридическая консультация учреждается в целях обеспечения доступности юридической помощи на всей территории субъекта РФ, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством.

Закон об адвокатуре (п. 1 ст. 24) содержит перечень условий, необходимых для решения о создании юридической консультации. Первое условие — численность федеральных судей и адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района. Второе — это соотношение между федеральными судьями и адвокатами: не менее двух адвокатов на одного федерального судью. Только при наличии этих условий адвокатская палата субъекта РФ по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта РФ учреждает юридическую консультацию. Как видно, в указанную численность не входят мировые и третейские судьи, а также филиалы адвокатских образований.

Порядок внесения представления об учреждении юридической консультации относится к компетенции субъекта РФ. В литературе отмечается, что такой порядок должен быть установлен законом субъекта РФ.

Вопросы, связанные с порядком и условиями материально-технического обеспечения юридической консультации, выделением служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридической консультации, а также оказанием финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридической консультации, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ (п. 3 ст. 24 Закона об адвокатуре).

На наш взгляд, нельзя активное участие субъекта РФ в учреждении и организации деятельности юридической консультации расценивать как нежелательное явление. Вряд ли по этой причине можно говорить о том, что юридическая консультация приобретает статус полугосударственного адвокатского образования. Юридическая консультация наиболее предпочтительная для устоев адвокатуры форма образования, чем, например, государственное юридическое бюро. В ней независимость адвоката от государства обеспечена в большей мере.

Надо учитывать, что юридическая консультация как особая форма адвокатского образования имеет вспомогательный характер, поскольку предназначена для решения проблемы правовой защиты граждан, прежде всего, в удаленных и труднодоступных местностях. Особый статус юридической консультации выражается не только в особом порядке ее учреждения. Это — материально-техническое обеспечение юридической консультации, финансирование ее деятельности, выделение соответствующих бюджетных средств.

Таким образом, применительно к юридической консультации можно говорить о смешанном финансировании консультации. Основной источник финансирования — это выделяемые адвокатской палатой денежные средства. Кроме того, на собрании (конференции) адвокатов должен ежегодно определяться размер вознаграждения, выплачиваемого адвокатской палатой адвокату, направляемому для работы в юридической консультации. Второй по значению источник финансирования — выделяемые в соответствующем бюджете субъекта РФ денежные средства. И наконец, юридическая консультация как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК).

К сожалению, законодатель не определил порядок (добровольный или принудительный) направления адвоката на работу в юридическую консультацию. Как считают некоторые авторы, принудительный порядок недопустим и адвокат может направляться для работы в юридическую консультацию только с его согласия.

Реорганизация и ликвидация юридической консультации предусмотрены ГК, Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Гражданское законодательство перечисляет основные формы реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ст. 57 ГК). В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях" частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Закон об адвокатуре не содержит каких-либо ограничений в отношении преобразования юридических консультаций.

Ликвидация юридической консультации осуществляется на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК (ст. 61—64) и Федеральным законом "О некоммерческих организациях" (ст. 18—21). Решение о добровольной ликвидации принимает совет адвокатской палаты. В принудительном порядке юридическая консультация может быть ликвидирована только по решению суда.

В соответствии с п. 4 ст. 19 Федерального закона "О некоммерческих организациях" при недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения, т.е. обратиться с требованием к адвокатской палате. И еще один аспект ликвидации юридической консультации как учреждения. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами или учредительными документами учреждения.

Юридическая консультация считается ликвидированной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Адвокатское сообщество России, вовлеченное в систему государственной юридической помощи, осуществляет поиск практических решений, связанных с совершенствованием работы всех форм адвокатских образований, с контролем за качеством юридической помощи и с повышением возможностей для доступа тем лицам, которые имеют право на получение юридической помощи за государственный счет.