Как мозг хранит информацию

Мечта учителей не совпадает с мечтой обучаемых. Первые хотят, чтобы ученики помнили все, что написано в учебниках, а вторые – защищаются всеми силами мозга от чрезмерного и ненужного накопления интеллектуального хлама в тонкой оболочке сознания. Конфликт только усугубляется. Все силы психологии и педагогики брошены на то, чтобы найти способы, позволяющие удерживать в мозге как можно больше информации. Воспроизводит – значит знает. При этом никто особенно не задумывается, зачем человеку нужно помнить огромное количество всякой чепухи.

Наш мозг вообще ничего не забывает. Все, что туда попало, будет храниться вечно, да еще перейдет в генетическую память. Так в чем же наша задача? Сделать так, чтобы человек в нужное время мог вспомнить нужную информацию и воспользоваться ею. Как этого достичь, мы во всех тонкостях пока не знаем.

Установлено, что информация в нашем мозге сохраняется в виде паттернов, знаков, символов и ассоциаций. Американские психологи Д. Драйден и Д. Восс образно описывают механизм и процедуру накопления, распознавания и вытягивания информации так: "Если вы научились распознавать какую-то породу собак, то мозг на это знание заводит специальный “файл", где сохраняется информация о собаках. Когда вы научились распознавать другую породу, эта информация дописывается в “файл" и будет сохраняться в мозге в том же месте. То же самое будет и с “файлами” о птицах, конях, с машинами, анекдотами, любыми другими предметами и понятиями".

Ученые полагают, что в мозге сохраняется огромное количество понятий, которые перекрещиваются, создавая структуры, подобные ветвям деревьев. Большие участки, посвященные одной теме, могут рассматриваться как отдельные программы мозга, речь о которых шла выше.

Программы – это как бы большие тематические объединения, т.е. хранилища информации, посвященной одной теме. Вот пример. Припомните известные вам сорта яблок, которые записаны в пашем персональном "файле" о яблоках. Вытягиваем их оттуда: Антоновка, Симиренка, Анис... А теперь попробуем пересчитать известные нам фрукты – груши, апельсины, сливы... Они у нас записаны и сохраняются в "фруктовом файле", в состав которого входит и "яблочный файл". Имеем типичное "дерево" с разветвлениями, используемое для создания компьютерных каталогов.

Теперь усложним задачу для мозга – попробуем пересчитать известные нам предметы круглой формы. Решая эту задачу, исследователи предположили, что этот "файл" должен быть в одном каталоге с яблоками и апельсинами. Так и получилось: апельсины и яблоки сохраняются на дереве памяти в общем каталоге – "круглые предметы". Так удалось установить, что наш мозг сортирует информацию по многим ассоциациям, используя перекрестные ссылки.

Мозг сохраняет информацию благодаря ассоциациям. Он имеет ассоциативную кору, которая помогает извлекать похожие по тем или иным признакам объекты из различных хранилищ информации (банков, программ памяти).

Если мы используем правильную ассоциацию, то сможем вспомнить предметы и события, о которых уже давно забыли. Этот феномен постоянно обнаруживается и подтверждается в опытах. Хирурги, прикладывая электроды к различным участкам мозга во время операций, немало удивляются, когда их пациенты вспоминают все подробности очень давних событий. Нечто подобное происходит и под действием гипноза. Гипнотизер своим влиянием стимулирует глубинные участки мозга, где сохраняется информация о давно минувших событиях.

Сегодня ученые высказывают смелое предположение, что наш мозг вообще ничего не забывает, все сохраняет, все помнит. Обнаружено даже тяжелое мозговое заболевание, связанное с тем, что человек ничего не может забыть. Для него все события – и происшедшие вчера, и много лет назад – имеют одинаковую ценность. Вся информация сохранена. При необходимости ее можно извлечь из мозга. Нужно лишь найти ключи для "отпирания" тех участков мозга, где она сохраняется.

Мы пока не знаем, как использовать эту особенность мозга. С одной стороны, нам хотелось бы, чтобы обучаемый все знал, все помнил. С другой стороны, если он ничего не станет забывать, то спустя малое время память будет переполнена, и ничего нового в нее не поместится.

Максимально использовать абсолютно фантастические возможности нашего мозга мы можем тремя путями. Мы должны:

– знать, из чего он состоит;

– понимать, как он работает;

– научиться управлять его работой, чтобы максимально использовать всю его мощность.

Задача для педагогов в свете этих идей формулируется примерно так: найти способы, помогающие мозгу запустить программу вспоминания нужной информации в нужное время, при условии, что эта информация уже гарантированно поступила в мозг. Порядок вспоминания мы можем сформулировать в такой последовательности:

1) информация гарантированно поступила в мозг;

2) мозг обработал ее и отправил на хранение;

3) наступил целевой случай – информация потребовалась;

4) помогаем мозгу извлечь ее;

5) пользуемся информацией.

Ключевое действие – помочь мозгу вспомнить и выдать именно ту информацию, по поводу которой поступил запрос.

Человечество с древнейших времен озабочено этой проблемой и неустанно ищет "костыли" для мозга, которые помогали бы ему успешно решать задачу. В эзотерических источниках можно найти немало практических советов на эту тему. Они нам не понятны, поскольку созданы для других целей и в другое время. Нащупаем свои ответы, тогда поймем и советы древних.

Хочется рассказать о "секретных" методах обучения. Приведем отрывок из книги 20-летней давности "Занимательная дидактика".

"Секретные" методы обучения

Что делает человек, которому пообещают возможность овладеть в считанные дни и без особых хлопот какой-нибудь сложной наукой? Радуется, конечно: обучение пока дело трудное и затяжное. Иметь в своем распоряжении "легкий" метод – заветная мечта многих. Куда лучше было бы, конечно, вовсе ничего не учить. Но раз надо, пусть будет хотя бы "быстрый" метод.

История дидактики знает немало примеров изобретения "быстрых" и применения "секретных" методов. Ловкачи от педагогики во все времена делали из них средство, как сказали бы мы теперь, для извлечения доходов. Околпачивали простофиль, попросту говоря. И как было их не дурачить, если они сами этого требовали.

Сердобольные родители согласны отдать все на свете, лишь бы облегчить ученье милому дитяте. Помните?: "Ученье-то не уйдет, а здоровье не купишь, здоровье дороже всего в жизни. Вишь, он из ученья как из больницы воротился; жирок весь пропадает, жиденький такой... да и шалун: все бы ему бегать!

– Да, – замечает отец, – ученье-то не свой брат: хоть кого в бараний рог свернет!".

В конце XIX в. в Германии объявился "профессор мнемоники", некий X. Пельман. Газеты запестрели рекламой его таинственного метода с малопонятным названием "Gedachtnisslehre". Рекламные призывы, надо сказать, были составлены броско, с отличным знанием дела. Рядом с сообщением о могуществе нового метода неизменно во множестве печатались "благодарности" от весьма известных и даже титулованных особ. Как тут было устоять обывателю?

Высокие таксы за обучение и письменные обязательства не разглашать "секретов" довершали дело. Всякий решивший вступить в круг учеников Пельмана, должен был подписать следующий документ: "Я обязуюсь перед г. Хр. Людв. Пельманом никому, без его письменного разрешения, не сообщать его учения о памяти, уплачивая по сотне марок за каждое лицо, которому я, целиком или частично, сообщу его учение о памяти". Хорошее средство для предупреждения "неблагодарственных" писем!

Самозваному профессору удавалось долго водить за нос доверчивую публику и зарабатывать на этом немалые деньги. И лишь со временем, когда его "секретным" методом заинтересовались настоящие ученые, удалось разоблачить шарлатана.

Что же оказалось? Из всей обширной науки о памяти Пельман обратил внимание исключительно на то, что запоминание нередко обусловливается чисто внешней, случайной связью событий. ОГЛАВЛЕНИЕ всякой науки представлялось Пельману не в виде системы понятий, а в виде ряда слов. Его то и нужно было запомнить, для чего необходимо связать искусственным внешним способом в целое, или, лучше сказать, во что-то такое, что представлялось целым Пельману.

И для геометрии, и для истории, и для всех прочих паук совет "профессора" был один: если вам нужно запомнить какое-нибудь трудное слово, "перпендикуляр", например, то подберите к нему другое слово, вам понятное. Вспомните одно, всплывает в памяти и другое.

Главной сложностью при изучении истории Пельман считал запоминание хронологии и собственных имен. Эти затруднения он разрешал так же просто, как и все остальные: собственные имена советовал сопоставлять с какими-нибудь похожими на них словечками (Наполеон – наплевал он, Геродот – идиот, Аристофан – баран).

Хронометрические даты у него тоже превращаются при помощи условного способа в ряд строчных слов. Из всех этих слов Пельман рекомендует составлять для простого заучивания особого рода рассказ. Это ничего, что он не имеет никакого отношения к истории. Зато удивительно "способствует" усвоению этой науки. Вот и весь "секрет".

Если бы Пельман был один, его "деятельность" на поприще методики можно было бы считать досадным недоразумением и отнести ее к разряду курьезов, не заслуживающих внимания. Дело, однако, приняло широкий размах. Благо, обстоятельства благоприятствовали: ученье день ото дня становилось все труднее.

У Пельмана появились последователи. В России горячей любовью к "секретным" методикам воспылал одессит Файнштейн, объявивший себя "профессором мнемоники" и последователем Пельмана. Было это уже в начале XX в. Файнштейн также предлагал доверчивым людям за высокую плату, разумеется, обучение искусству запоминания. Таинственность, с которой обставлялись уроки "профессора", нередко внушала убеждение, что в его руках действительно находится особый "секрет", совершенствующий память.

"Секрет" Файнштейна ничем не отличался от "секрета" Пельмана. Понятия механическим образом превращались в слова, между которыми устанавливалась внешняя, случайная связь. То, что при этом само значение неузнаваемо уродуется, не беда, зато запоминается. Даже там, где уже существует логическая или образная связь, Файнштейн не пасовал. Для примера всей бессмысленности этой системы, покажем, как рекомендовалось запоминать стихотворение А. С. Пушкина "Цыгане":

Над лесистыми брегами

В час вечерней тишины

Шум и песни под шатрами,

И огни разложены.

Здравствуй, счастливое племя!

Узнаю твои костры.

Я бы сам в иное время

Провожал сии шатры.

Чтобы запомнить это стихотворение по методу Файнштейна, нужно было одно слово каждого стиха связать с одним словом следующего стиха при помощи какого-нибудь нового слова. Для этой цели надо "прибегнуть к помощи воображения". Под "воображением" в данном случае подразумевается только внешняя случайная связь.

"...Мы представляем себе, – учит Файнштейн, что цыгане находятся “Над лесистыми брегами”, которые особенно приятны для нас

“В час вечерней тишины”.

Тишине противопоставляется шум:

“Шум и песни под шатрами”.

В последних горят маленькие свечи, огонь которых чуть-чуть виден: “И огни разложены”;

В слове “разложены” слышится звук “жены”, жена и муж, представители племени: “Здравствуй, счастливое племя”.

“Племя" звучит как “пламя”, которое особенно видно в кострах:

“Узнаю твои костры”, в которых блестит огонь; противоположность огню вода в море, где находятся рыбы, между ними сом – сам:

“Я и сам в иное время”:

Каждый желает весело проводить время:

“Провожал сии шатры”...".

Достаточно. Вывод делайте сами: что перед нами – невольное заблуждение или умышленная спекуляция?

Нет, не перевелись, не перевелись любители "секретных" методов! Сегодня под их личиной выступают уже не одиночки-авантюристы, а целая армия новоявленных "знатоков подсознательного обучения", "быстрого просвещения", "скорочтения", "скороучения", репетиторов и учителей-надомников, вооруженная новыми "научными" рекомендациями. Ученье и обучение становятся все более трудными, все более дорогими. На карту ставится жизнь, карьера... Тут уж будут хвататься за любую соломинку.

Выпускаются книги. Пишутся рекомендации. Простофили читают... и глупеют еще больше. Вот рекомендация из одной недавно появившейся брошюры: "Цифры трудно запоминать потому, что неясно, как их представить образно. Но это возможно с помощью ассоциативного списка. Ниже приводится пример запоминания цифр с использованием приведенных нами 20 слов списка.

1-18: еж ассоциируется с гвоздем (например, еж воображается с гвоздями вместо колючек).

2-13: яд – с гайкой (поместите гайку в хрустальный фужер с ядом).

3-17: ухо – с гусаком.

4-8: щи – с ивой.

5-11: – Обь – с гагарой...".

Вот так! Знайте теперь, что 17 марта – не просто день рождения брата Коли, а "ухо с гусаком"!

Когда мы рассматривали школьную мнемонику, то подчеркнули, что она была изобретена как средство защиты от жестокой системы эксплуатации памяти. Мнемоника отнюдь не благо, а дань нелепой системе дрессировки. Безысходность и страх питают ее. Как же нам разумно объяснить сегодня, что при избытке средств, созданных специально для разгрузки памяти, нужно запоминать не только число 23, но еще и "яд с гайкой"?

Что изобрел Шаталов?

Если только вы не прибыли из сказочной Лапландии, то можете ежедневно наблюдать такую картину. Совсем рядом удобный и безопасный переход, а человек норовит напрямик. Рискуя жизнью. Ни ограды, ни клумбы, ни штрафы не помогают. Выгадывает всего ничего, считанные секунды.

И пролегли рядом с асфальтированными улицами, широкими проспектами и радостными бульварами бесчисленные тропы и тропинки. Сводя на нет квадраты планировки и розовую мечту о всеобщем порядке. Хоть уголок срезать, хоть краешек скостить.

Неискоренимо стремление человека быстрее добиться намеченной цели. Так он поступает везде, всегда и всюду.

Конечно, не может быть исключением из этого общего правила и обучение. В его огромных владениях всегда найдется, что скостить и срезать.

Наряду с широкими столбовыми дорогами – методами в стране обучения – проложены бесчисленные тропинки – приемы. По дорогам идти хоть и безопасно – ни транспорта тебе, ни светофоров, ни милиции, – но долго. И продираются педагоги вместе со своими учениками по нехоженым тропам напрямик, срезая углы, обходя склоны и отвесные скалы. Скорее, скорее. Сейчас будет привал. Отдых. А бредущие по столбовой дороге, подойдут еще не скоро.

Методами владеют все учителя, но пользуются ими в чистом, рафинированном виде нечасто. Подавляющее число педагогов (хороших учителей) предпочитает приемы. Так быстрее и легче.

Успех, как правило, сопутствует тому, кто сумел изобрести и удачно применить новые необычные приемы. То, что называют передовым педагогическим опытом, оказывается на поверку не чем иным, как системой новых приемов, сетью свежепроложенных тропинок. Когда по ним пойдут и другие учителя, тропинки расширятся, со временем их могут даже заасфальтировать, и вот, пожалуйста, готов удобный путь – новый метод.

"Моя система – это совокупность более двухсот новых методических приемов", – сказал, выступая перед двухтысячным залом на одной из педагогических конференций В. Шаталов. Такая система действительно была. Пришло время нам, наконец, разобраться, что же изобрел учитель из Донецка, имя которого было очень популярным в 1970-е гг. и вот уже в третий раз возникает по ходу нашей беседы.

Ключевое изобретение Шаталова – опорные сигналы, точнее, конспекты с опорными сигналами. Что это такое? Если вы знаете, что такое шпаргалка, то вы знаете и что такое опорные сигналы. Как там в шпаргалке? Вместо "обучение" пишем сокращенно "О", "следует" заменяем на "®" и т.д. "Воды" в шпаргалке нет вовсе, только самое-самое. Мои студенты изловчаются "умещать" целую тему на ладони одной руки, а самые способные и старательные свободно "кодируют" весь курс педагогики на ноге выше колена.

Большой по объему учебный материал по астрономии В. Шаталов кодирует с помощью необычного слова УГАСФоЧаРР. Это означает следующее: У – угол зрения, Г – глубина Космоса, А – астрографы, С – стеклянные библиотеки, Фо – фотоэлементы, Ча – часовой механизм, Р – радиотелескопы, Р – радиолокация. На запоминание необычного слова нужно не более трех секунд. Буквы, из которых оно состоит (за исключением маленьких "о" и "а", вставленных для благозвучия), есть не что иное, как первые буквы названий вопросов, которые надо запомнить. С помощью одного слова зашифровывается описательный материал большого объема. Ну чем не "секретный" метод Пальмера?

Учитель рассказывает урок по опорному листу, декодирует символы, разворачивает сжатый конспект в полный текст, объясняя ход мысли дважды и трижды, если нужно, а дома ученик, имея перед собой опорный лист, вспоминая рассказ учителя и пользуясь учебником, мысленно разворачивает схему в полный текст, который опять сворачивает в схему, в опорный сигнал. Он больше не зубрит и не учит в старом смысле слова, а именно работает умом, и работа эта каждому, даже слабому, понятна и доступна: разверни и сверни.

Совершенно новый вид учебной деятельности – свертывание и развертывание текста! То есть в жизни-то этой работой заняты все, кто учится, но Шаталов впервые в истории педагогики использовал ее для школы, научился ею управлять и тем открыл перед детьми таинственный прежде процесс обдумывания и усвоения – сделал его наглядным. Думать – это не значит сидеть молча; думать – это развертывать и свертывать текст!

Обо всех приемах, которые придумал В. Шаталов, не рассказать. Их у него было действительно много: ярких, необычных, запоминающихся. Чего стоит, например, вот этот. И через 10 лет легко запоминаются свойства квадрата, если в школьном конспекте по этой теме было выписано слово ТУНЕЯДЕЦ. Это значит, что у квадрата своих собственных свойств нет. У него пять свойств параллелограмьих, два – прямоугольника, три – ромба...

Пользовался Шаталов и шутливыми, как многие считали – "скользкими", приемами. Ходил по самому краешку, где-то на грани педагогического фола. Одним словом – артист.

Окончив объяснение сложной темы, вдруг сказал: "Учить это не нужно". Представляете? Только что ребятам минут 30 объясняли громоздкий сложный материал. Вот только концовка... "Материал, понимаю, не легкий. У многих возникли трудности. Возможно, даже ощущение неприязни, потому что дома придется основательно поработать с учебником. Так вот – бальзам на сердца ваши: учить это не нужно. Как так? А вот так – не нужно и все. Послушали, оценили, многое поняли и запомнили. А большего от вас на этом уроке и не требовалось. Завтра я расскажу вам этот же материал снова. От начала до конца!".

Этот пример взят из книги Шаталова "Педагогическая проза". В чем притягательность этого приема? Чтобы понять, нужно видеть лица учеников, их улыбки, понимающие глаза. Они отлично знают, что такого в школе не бывает никогда. Что бы там ни было, и как бы там ни было – учи! А потому и благодарны учителю за понимание, попытку облегчать трудную работу. Редкий ученик после этих слов не заглянет в учебник.

Как же оценить методику Шаталова? В том-то и вся сложность, что однозначную оценку ей дать невозможно. В одном месте мы с одобрением отметили творческие находки новатора, в другом – резко осудили за прожектерские попытки интенсификации обучения. "Полосатая методика", в черные и светлые полосы – вот пожалуй, какое сравнение к ней больше всего подходит. В целом так всегда и везде – нет недостатков без преимуществ, нет преимуществ без недостатков. Ничего не состоит из одного лишь положительного или отрицательного.

В 1970-е гг. о методике Шаталова много и жарко спорили. Сам Шаталов – натура творческая, одаренная. Блестящий актер и полемик, личность прямолинейная и бескомпромиссная, он только подливал масла в огонь. Кончилось тем, что педагогический Олимп, взвесив все "за" и "против" наложил вето на его методику. И как это часто случается, вместе с водой выплеснули и ребенка. Ценнейшие методические находки учителя не получили должного развития.

Надо сказать, что отдельные учителя, ухватившись только за внешнюю сторону шаталовских приемов, вольно или невольно способствовали профанации идеи. Появились надуманные опорные сигналы типа искусственных мнемонических приемов. "Чертил опорные сигналы 15 минут и объяснил весь материал за 20 минут. А ведь ему в программе отведено 20 часов", – писал один из "последователей" Шаталова. Вот оно коварство опорных сигналов, составленных самим учителем. Ему все ясно и понятно. А ученикам? Схема, конечно, поможет, но отнюдь не заменит собственное осмысление знаний. Схема без наполнения еще больше вредна, чем отрывочные, фрагментарные знания, не приведенные в систему.

Скорость обучения оборачивается также прямыми потерями качества. Если хотим, чтобы было и качество, то ученикам придется заучивать сам материал да в придачу к нему еще и схемы. Работы больше, энергии тратится тоже соответственно.

Когда, как показалось, мы уже достаточно хорошо разобрались во всем и объективно – со всеми за и против – объяснили поиски Шаталова, появилась статья В. Гиршовича "Непознанный Шаталов" (1997). Снова возникли сомнения. Накануне 70-летнего юбилея выдающегося педагога Гиршович еще раз осмыслил его вклад в практическую педагогику и пришел к выводу, что современники Шаталова... не поняли его идей. "У Шаталова все гениально просто. А если не всем понятно, то только потому, что идет вразрез с устоявшимися учительскими представлениями, традиционными стереотипами педагогического мышления... Шаталов поступает иначе. У него теория и практика разведены по разным углам. Сначала весь теоретический курс, а затем самая разнообразная практика, причем не по отдельным разделам теории, а по всему курсу. Поэтому у учеников не бывает давно пройденных и хорошо забытых тем. Что касается контроля, то с фиксированными отметками он проводится только в конце года, когда все и всеми усвоено, многократно повторено и когда любой сложности проверка знаний ни у одного школьника не вызывает затруднений или страха...

Он вообще бескомпромиссен этот Шаталов. Зачем вводить 12-летнее обучение, если без всякого ущерба для детей это можно делать за 9 лет? Зачем плодить вспомогательные школы и колонии для малолетних преступников, если всех детей можно хорошо учить и воспитывать в стенах обычной школы?.. А эти наши бесконечные стенания по поводу здоровья детей! Шаталову эта проблема неведома. Он просто отдал 70 часов математики на два дополнительных часа физкультуры в неделю и "закрыл" вопрос..."

Да, видно, все глубже и сложнее. Спор о Шаталове не закончен, спор о Шаталове продолжается. Точку ставить рано. Пока что у нас хватило соображения поставить лишь виляющую хвостом запятую...

Такой нам виделась и понималась проблема в далеком 1986 г.

А теперь о путях совершенствования работы мозга, предлагаемых современными западными педагогами. Американский педагог Т. Бьюзен пишет: "Зная, как использовать все возможности нашего удивительного мозга, можно достичь впечатляющих результатов. Сначала, если привести свой мозг в соответствующее состояние, вы смогли бы легко читать по четыре книги в день. И не просто читать их, а запоминать то, что прочитали. Напомню, что обычный студент читает (или должен читать) четыре книги на протяжении года. Теперь вообразите, что семья из четырех мужчин начинает изучать один и то г же предмет, и каждый из них каждый день прочитывает по четыре книги, посвященные данному предмету. Потом он наносит основную часть полученной информации на цветную “карту памяти” так, чтобы легче запомнить наиболее важные моменты. Потом все обмениваются своими картами памяти, и до конца дня каждый из этих четырех мужчин мог бы овладеть информацией, изложенной в 16 разных книгах: столько обычный студент прочитает на протяжении четырех лет. Насколько трудно это сделать? Совсем нетрудно – когда узнаете, как работает мозг. Он действительно фантастический инструмент".

Что же это такое – "карты памяти", которые так расхваливает Тони Бьюзен? Они хорошо известны нашим педагогам. В советской педагогике 1980-х гг. активно развивалась "педагогика сотрудничества", важным элементом которой были открытые нашим замечательным педагогом В. Шаталовым так называемые "опорные сигналы". Упрощенно дело выглядит так. Все, что нужно знать ученику, изображается на листе бумаги в виде условной схемы. Понятия, термины, определения, связи между ними иллюстрируются учителем (учеником) в виде различных образов (фигур) и стрелок – соединений между ними. Получается наглядная схема, по которой можно легко воспроизвести изученный материал, следуя логике построения "опорного конспекта". Вместо обычного "словесного" конспектирования информации в виде линейной записи студентов или учеников обучают составлять "символьные" конспекты, где информация закодирована в виде условных обозначений и стрелок-связей между ними. Глядя в свой конспект, обучаемый легко воспроизводит материал.

Нечто подобное предлагают использовать А. и Б. Бьюзены. Их "карты памяти" весьма похожи на "опорные конспекты" В. Шаталова. Это почти такие же рисунки, выполняемые обучаемым для фиксации изучаемого материала. С помощью условных обозначений и стрелок отображается логика построения и рассмотрения изучаемых знаний. Глядя на свою схему, обучаемый вспоминает эту логику, лучше ее понимает и достаточно легко воспроизводит.

За рубежом карты памяти стали называть интеллектуальными картами (I-cards), их усиленно пропагандируют и предлагают для использования во всех типах учебных заведений. Эффективность И-карт полностью не доказана. К ним применима вся та критика, которая в свое время обрушилась на "опорные конспекты" Шаталова. Проведены многочисленные исследования. Выяснилось, что интеллектуальные карты способствуют улучшению некоторых параметров мыслительного процесса

Карты интеллекта

Сначала несколько слов о так называемом "радиантном" мышлении. Термин "радиантное мышление" от латинского radians (радианта) точка сферы, из которой выходят видимые пути с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов) относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой которых является центральный объект. От этого объекта во все стороны отходят лучи к каждой части, входящей (по различным признакам) в состав центрального объекта. Лучей будет столько, сколько относительно независимых частей удается выделить. Центральный объект характеризуется через составные части. В свою очередь каждая составная часть характеризуется только в связи с центральным объектом.

Радиантный способ мышления позволяет удерживать в поле анализа целиком центральный объект и все его компоненты. Это один из наилучших способов осмысления целого во взаимосвязи с частями, поскольку он наиболее адекватно согласуется с программируемой работой мозга. Целое мы можем представить себе как общий каталог, а подкаталоги ассоциируются с частями целого.

Интеллектуальная карта (И-карта) – форма графического выражения радиантною мышления. Она всегда выстраивается вокруг центрального объекта. В ней каждое слово и графическое изображение становится по определению центром очередной ассоциации. Само построение карты представляет процесс создания длинной цепи разветвляющихся ассоциаций.

Рассмотрим подробнее процесс составления И-карт и их применение для решения различных задач обучения, опираясь на работы А. и Б. Бьюзенов, исследования отечественных ученых.

Исследователи отталкиваются от мысли, что человеческий мозг рождается со способностью строить И-карты. Одно из первых слов, которое произносит всякий ребенок, – это слово "мама". Почему "мама"? Потому что "мама" – это центр интеллектуальной карты. От этого слова для ребенка, как лучи, выхолят такие понятия, как любовь, еда, тепло, защита, транспорт, воспитание и др. Таким образом, ребенок инстинктивно оперирует своеобразными внутренними интеллектуальными картами и будет затем пользоваться ими всю свою жизнь Он строит свои знания вокруг центров-радиантов в виде бесконечных и густо переплетенных ассоциативных ветвей, которые потом, в зрелом возрасте, превращаются в так называемый "багаж знаний", интеллектуальный капитал, и на базе чего в последующем строится мышление.

Обучаемым необходимо научиться сознательно строить карты всего того, что они хотят знать, а учителя должны уметь управлять этим процессом. Учителю необходимо следить за тем, чтобы структура интеллекта его учеников постоянно получала подпитку в виде карт – предпосылку развития. Педагогу нужно научить учеников оперировать внешним выражением той структуры, носителем которой является И-карта.

Причина, по которой одна карта "стоит тысячи слов", заключается в том, что при ее восприятии используется целый набор кортикальных способностей мозга соотносить цвет, формы, линии, размеры, текстуру, визуальный ритм и особенно воображение. В этой связи образы более красноречивы, более точны и имеют большую способность порождать ассоциации, что, как мы знаем, является важнейшим фактором творческого мышления и прекрасной памяти.

Личность, которая совершенствует в себе умение создавать образы, лучше развивает свои мыслительные способности, память и творческий потенциал. Наибольший эффект от И-карт достигается, когда в центре содержится графический образ, а не слово, и образы используются вместо слов в каждом удобном случае. При этом комбинирование двух кортикальных способностей – операций словами и операций образами – многократно увеличивает отдачу от потраченной ментальной энергии, особенно когда человек создает свои, а не использует готовые образы.

Были проведены экспериментальные исследования с целью подтверждения значимости графических образов в обучении. Английские психологи Булл и Виттрок с целью определить значение графических образов в учебном процессе предложили школьникам 9-10 лет выучить определения таких понятий, как "мозг", "журнал", "проблема" "правда". Детей разделили на три группы. Группа №1 читала слово, затем его определение, записывала их в тетрадь, после чего рисовала сначала свое представление о понятии, которое отражается самим словом, а затем и представление, которое сформировалось после прочтения определения. Дети в группе №2 делали то же, что и дети в группе №1, но вместо того, чтобы рисовать свои, они получили готовые рисунки. Дети в группе №3 просто многократно записывали слово и определение.

Через неделю устроили экзамен, чтобы выяснить, насколько хорошо ребята усвоили слова и определения. Дети из группы №1, которые рисовали сами, намного лучше других выдержали экзамен. Хуже всего справились дети из группы № 3, которые вообще не работали с визуальными образами.

Результаты данного эксперимента объясняют, почему интеллектуальные карты являются эффективным подспорьем в обучении. Они не только используют визуальные образы, но и сами являются визуальными образами. В И-картах представлен весь спектр кортикальных способностей мозга – оперирование словами, образами и числами, логика, ритм, цвет, пространственная ориентация.

Требования к И-карте следующие:

объект изучения фиксируется в центральном образе;

– основные темы, связанные с объектом, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

– ветви отражаются и объясняются ключевыми словами или обидами;

– вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, которые отходят от ветвей более высокого порядка;

– ветви ветвей используются для третичных и всех других идей;

– ветви формируют связанную узловую систему.

Качество интеллектуальных карт можно улучшать с помощью цвета и рисунков, закодированных выражений, сокращений, значков, символов и тл.

Рекомендации по составлению "опорных конспектов" и "карт памяти"

При разработке рекомендаций учтены советы В. Шаталова, А. и Б. Бьюзенов, Н. Маргулис.

1. Нет смысла запоминать важную информацию, не имея возможности вспомнить ее, когда потребуется.

2. В этом случае традиционные школьные методы оказываются неэффективными.

3. Вместо линейных записей следует пользоваться "картами памяти".

4. Не записывайте слова строка за строкой.

5. Мозг человека не работает по принципу "линейного чтения" информации.

6. Мозг не хранит информацию в виде аккуратных строк или столб-

7. Мозг хранит информацию в своих древоподобных нейронах.

8. Для хранения информации мозг использует паттерны (образцы), шаблоны, ассоциации и символы.

9. Чем больше при запоминании информации вы будете пользоваться принципами работы своего мозга, тем проще и быстрее сможете учиться.

10. Не делайте обычных записей – составляйте "опорные конспекты", "карты памяти".

11. Рисуйте их в виде ветвящейся кроны дерева, в цвете, используйте иллюстрации, символы, паттерны, стрелки и ассоциации.

12. Главная тема расположена в центре.

13. Для каждой подтемы существует отдельная главная ветвь.

14. Для каждой концепции используется одно слово.

15. Где это возможно, каждая концепция сопровождается иллюстрацией.

16. Рекомендуется составлять карты не менее 30 мин, сидя в спокойном месте и не отвлекаясь. Карты лучше всего рисовать на самоклеящихся листках бумаги.

17. Полезные советы:

– сначала бегло проверьте основные идеи;

– подготовьте большой "скелет" карты;

– читайте не просто быстрее, но умнее;

– отметьте на своей карте ключевые факторы и важные детали;

– составляйте свою карту постепенно, шаг за шагом, изучая нужный материал, а когда закончите, еще раз внимательно рассмотрите свою карту; может быть, вы найдете ее слишком сложной и посчитаете, что ее необходимо упростить.

В большинстве случаев карта памяти похожа па ветвистое дерево, как и нейрон, предназначенный для хранения информации в нашем мозге. При составлении карты советуем учесть следующее:

– клетки нашего мозга похожи на деревья, каждое из которых хранит на своих ветвях взаимосвязанную информацию;

– создайте в своем воображении образ красивого ветвистого дерева ваших знаний;

– располагайте основные идеи каждой темы в виде дерева;

– корни – это фундаментальные идеи, на которых растет ваше дерево; каждый раз их рисовать не обязательно;

– ствол – основная (центральная) идея (тема), которая будет расположена в виде понравившейся вам фигуры в центре листа;

– начинайте с центральной темы, затем нарисуйте отходящие от нее ветви; если, например, это наша тема о строении мозга, нарисуйте полушария мозга;

– используйте для обозначения каждого пункта только одно слово или символ;

– размещайте взаимосвязанные пункты на одной и той же основной ветви, чтобы каждый из них ответвлялся в сторону как отдельная ветка;

– используйте разноцветные карандаши или фломастеры для каждой отдельной ветви;

– рисуйте столько картинок и символов, сколько сможете;

– заканчивая каждую отдельную ветвь, обведите ее цветной рамкой;

– регулярно просматривайте карты, дополняйте их;

– если тема продолжается несколько занятий, дорисовывайте карты при получении новой информации;

– используйте карты при воспроизведении информации.

Типичные ошибки, присущие начинающим создателям И-карт:

– создание карт, которые в действительности такими не является;

– убеждение, что фразой можно сказать больше, чем одним словом;

– убеждение, что беспорядочные И-карты не дают пользы.

И-карта – это мощная графическая техника и ею также нужно научиться пользоваться. Если у нас не получилось все хорошо с первого раза, это не значит, что способ плохой. К тому же, он, как и любой другой способ, подходит не всем. На рис. 45 показана карта, составленная студентом второго курса педагогического университета по теме "Система и структура педагогики". Ее нельзя назвать образцовой, но, видимо, для студента, который ее составлял, она достаточно информативна.

Применяют карты и преподаватели. Одним из самых эффективных видов применения И-карт в преподавательском деле есть подготовка на их основе лекций и всех других занятий. Лекцию в форме интеллектуальных карт намного легче подготовить, чем написать ее "линейный" конспект. И-карта хороша тем, что все ОГЛАВЛЕНИЕ лекции, как говорится, на ладони. И-карта помогает создать лекцию, не похожую на предыдущую. Лекции, избавляясь от повторяемости, только выигрывают. Они становятся более интересными как для самого преподавателя, так и для студентов.

Свои И-карты преподаватели обычно рисуют на доске цветными мелками. У поднаторевших в этом деле профессоров это целые произведения искусства. Студенты по окончанию лекции фотографируют эти карты на свои мобильные телефоны, а затем используют их при подготовке к занятиям. "Последний писк" академической моды – помещать в конце каждой главы учебника интеллектуальную карту.

Интеллект-карта выстраивается не в трехмерном (как в мозге), а в двухмерном пространстве на листе бумаги. В последнее время созданы специальные компьютерные программы, позволяющие использовать трехмерную графику (3D), но даже двухмерная И-карта имеет свойства трехмерной реальности, поскольку создается в пространстве, времени и цвете.

Рис. 45. Интеллектуальная карта

Имеется положительный опыт применения И-карт для создания конспектов больших массивов теоретического материала. Взяв за основу недостатки традиционного линейного конспектирования, можно перечислить такие основные преимущества метода И-карт в процессе усвоения учебного материала и формирования творческого восприятия информации:

1) экономия времени записывания: от 50 до 95%:

2) экономия времени чтения: более 90%;

3) экономия времени в ходе работы с конспектами, организованными в виде И-карт: более 90%;

4) экономия времени на поиск ключевых слов среди большого текста: более 90%;

5) высокая концентрация внимания на существенных вопросах;

6) ключевые слова воспринимаются с большей легкостью;

7) ключевые слова находятся в поле зрения, способствуя высокой творческой отдаче и высокой степени усвоения материала;

8) ключевые слова связаны между собой ясными и уместными ассоциациями;

9) мозгу легче воспринимать и запоминать разноцветную многомерную И-карту, чем монотонный, притупляющий внимание линейный конспект;

10) метод И-карт отвечает естественному стремлению мозга к законченному и целостному восприятию.

Для создания персональных И-карт можно пользоваться электронным текстовым редактором или компьютерной программой "Mind Мар Plus" (редактор И-карт).

Задание

В виде "карты памяти" можно изложить любой материал. Попытайтесь составить свою карту по теме "Управление работой мозга".

Выводы

Итак, постепенно, маленькими шагами, не предпринимая больших преобразований, высвобождаем неиспользованные резервы мозга, в частности.

1. Нагружаем оба полушария мозга и заставляем их помогать друг другу.

2. Вспоминаем анекдот. Люди, у которых лучше работает левое полушарие, хранят деньги в правом кармане. Люди, у которых хорошо работает правое полушарие, хранят деньги в левом кармане. Люди, у которых хорошо работают оба полушария, хранят деньги в швейцарском банке.

3. Используем средства, ускоряющие и облегчающие работу мозга: рациональное питание, режим работы и отдыха.

4. Используем режим "расслабленного внимания", переносим акцент с произвольного на непроизвольное запоминание с помощью медитации, музыки.

5. Развиваем энергоинформационные силы мозга.

6. Развиваем интуицию, облегчающую понимаемость знаний.

7. Развиваем эмоциональный интеллект.

8. Опираемся на стили обучения; диагностируем их и приспосабливаем к ним педагогическое влияние.

9. Свертываем информацию в удобные для хранения пучки.

10. Применяем карты интеллекта.

Но это не все. Есть еще одна группа проблем, влияющих на улучшение работы мозга, и доступных для решения современными средствами. Речь идет о бережном расходовании и сохранении энергии мозга.