Какую информацию представители работников вправе требовать от работодателя?

Прежде всего в соответствии со ст. 37 ТК это информация, необходимая для ведения коллективных переговоров. Ее состав законодателем не определен. Очевидно, это любые сведения, которые могут быть использованы при разработке проекта коллективного договора или соглашения. Эта информация может включать сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне. На это указывает ч. 8 ст. 37 ТК, которая предусматривает обязанность участников коллективных переговоров не разглашать соответствующие сведения.

Помимо упомянутой информации представители работников имеют право независимо от проведения коллективных переговоров получать от работодателя информацию по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

подругам вопросам, предусмотренным ТК, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором (ст. 53 ТК).

Необходимо иметь в виду, что Рекомендация МОТ № 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии" (1967 г.) уделяет внимание предоставлению работникам информации для участия в управлении организацией и ведения коллективных переговоров.

Рекомендация указывает на цель предоставления информации – достижение взаимопонимания сторон, устанавливает принцип отбора сведений – все интересующие трудящихся вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, а также к положению трудящихся, и содержит примерный перечень вопросов, по которым администрация должна информировать представителей работников. К ним, в частности, относятся:

– общие условия занятости, включая условия приема на работу, перевода и увольнения;

– описание обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и роль конкретной работы в деятельности предприятия;

– возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по работе на предприятии;

– общие условия труда;

– правила техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

– процедуры, установленные для рассмотрения жалоб, а также правила и практика, регулирующие их применение, и условия, дающие право прибегать к ним;

– социально-бытовое обслуживание персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т.д.);

– системы социального обеспечения или социальной помощи, существующие на предприятии;

– положения государственной системы социального обеспечения, распространяющиеся на трудящихся в силу того, что они работают на предприятии;

– общее положение организации и перспективы или планы ее дальнейшего развития;

– разъяснение решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников.

В коллективном договоре обязанность работодателя по предоставлению информации может быть конкретизирована путем утверждения конкретного перечня.

На кого распространяется действие соглашения?

Действие соглашения по кругу лиц определяется в зависимости от нескольких критериев.

Во-первых, от членства работодателей в объединении, которое заключило соответствующее соглашение. Члены объединения работодателей выполняют заключенное соглашение в силу своего членства в объединении. Для того чтобы предотвратить возможность злоупотребления правами члена соответствующего объединения работодателей и ориентировать работодателей на ответственное отношение к взаимодействию с профессиональными союзами (их объединениями), ТК устанавливает, что прекращение членства в объединении работодателей в период действия соглашения не освобождает работодателя от выполнения его условий. Равно и работодатель, вступивший в объединение после того, как было заключено соглашение, обязан соблюдать его положения.

Во-вторых, работодатели могут уполномочить объединение, членами которого они не являются, заключить соглашение от их имени. Это положение впервые включено в Кодекс. Порядка и условий такой передачи полномочий законодатель не предусматривает. Очевидно, они должны устанавливаться по соглашению между работодателем и соответствующим объединением.

В-третьих, соглашение обязательно для работодателей, которые добровольно к нему присоединились.

В-четвертых, соглашение должно выполняться работодателями, на которых оно было распространено в порядке, установленном ч. 7–9 ст. 48 ТК.

В отношении органов исполнительной власти и органов местного самоуправления соглашение действует лишь в пределах принятых ими на себя обязательств. Эта норма совершенно верно отражает правовое положение "третьей стороны" соглашений: участвующие в заключении соглашений органы исполнительной власти или органы местного самоуправления (если они не являются работодателями) выполняют особую роль, которая заключается в оказании социальным партнерам содействия, организационной помощи, учета при определении содержания соглашения интересов государства и общества в целом. Соответственно они не могут и не должны нести обязательства по выполнению соглашения (кстати, и стороной коллективного трудового спора они не признаются – см. ст. 398 ТК).

Статья 48 ТК предусматривает и правила определения действия соглашений, заключенных от имени работодателей – государственных и муниципальных учреждений, иных организаций, финансируемых из бюджета. Такие соглашения распространяют свое действие на работодателей, уполномочивших соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления вести коллективные переговоры и заключать соглашения от их имени, а также на учреждения, в отношении которых указанные органы являются учредителями.

Определение действия соглашения в отношении работников осуществляется с учетом теоретических представлений и складывающейся практики: соглашение охватывает всех работников, которые работают у работодателей, связанных обязательствами по заключенному соглашению.