Лекция 19. ЮНСИТРАЛ, его типовые законы и правовые руководства

ЮНСИТРАЛ (United Nation Commission of International Trade Law, UNCITRAL) – Комиссия ООН по международному торговому праву[1]. По всем вопросам, касающимся истории создания, задач, членства, организации и методов работы, содержания и результатов деятельности данной организации, читатели смогут получить самую полную и актуальную информацию из специальной русскоязычной брошюры[2]. Здесь мы отметим лишь следующее.

ЮНСИТРАЛ была создана по инициативе Венгрии резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1966 г. № 2205 в качестве автономного органа Генеральной Ассамблеи ООН[3]. Указание на то, что рассматриваемая организация является не просто рабочим, но автономным органом ООН, означает, что ЮНСИТРАЛ (а) имеет особое, свое собственное, самостоятельное членство, т.е. то, что членство того или иного государства в ООН само по себе не гарантирует автоматически его членства также и в ЮНСИТРАЛ, и, соответственно, что она (b) действует на основании особого

Устава[4], утверждаемого и изменяемого своими членами (а не, опять же, структурами ООН). В момент своего создания ЮНСИТРАЛ состояла из 29 слран-членов; в 1973 г. количество членов было увеличено до 36, а в 2002 – до 60 государств.

ЮНСИТРАЛ имеет шесть (!) рабочих языков – английский, арабский, испанский, китайский, русский (!!) и французский; соответственно, ее официальный сайт[5] также имеет шесть версий (на каждом из языков). Помимо итоговых документов организации па этом сайте можно найти также материалы большинства сессий ЮНСИТРАЛ: при изучении интересующего итогового документа достаточно ознакомиться со справкой по истории его принятия – узнать, на каких именно сессиях Комиссии он обсуждался, – после чего перейти на специальную веб-страничку[6], где собраны гиперссылки на рабочие материалы этих самых сессий. Кроме того, все документы ЮНСИТРАЛ, а также некоторые документы ее рабочих групп размещаются на официальном сайте документации ООН (URL: ods.un.org), а также печатаются в бумажном виде в "Ежегоднике ЮНСИТРАЛ", выходящем на английском, испанском, русском и французском языках.

Столь широкий диапазон рабочих языков ЮНСИТРАЛ и столь скрупулезное предание гласности не только итоговых, но и промежуточных актов, подготовительных документов и материалов к ним – явления абсолютно логичные и справедливые, в полной мере отражающие то место, которое занимает ЮНСИТРАЛ в системе организаций-разработчиков юридических текстов. Я описал бы это место так: международный авторитет ЮНСИТРАЛ непререкаем, интерес к ее деятельности и документам исключителен, литература (в том числе русскоязычная) обо всем, что с нею связано, воистину необъятна[7].

Проекты будущих документов ЮНСИТРАЛ разрабатываются специализированными органами – рабочими группами[8]. До 2002 г. в составе Комиссии функционировало пять таких групп, предметы деятельности которых периодически – по мере завершения работы над очередной тематикой – изменялись. Так, рабочая группа I занималась проблемами сроков и исковой давности (до 1971 г.), инфраструктурными проектами, финансируемыми из частных источников (в 2001–2003 гг.), публичными и приравненными к ним закупками (в 2004–2012 гг.) и в настоящее время занимается проблематикой микро-, малого и среднего бизнеса. Рабочая группа II специализировалась на международной купле-продаже (до 1978 г.), общих положениях договорного права (1981–2000), арбитраже и согласительных процедурах (с 2000 г. по п. в.). Рабочая группа III разрабатывала сперва международные морские перевозки (1970–1975), затем – транспортное право (2002–2008), а сейчас работает в сфере электронного урегулирования споров. Группа IV занималась международными оборотными документами (1972–1987) и платежами (1988–1992), электронным обменом данными (1992–1996) и электронной торговлей (1997 – н.в.). Наконец, рабочую группу V сперва интересовал новый международный экономический порядок (1981–1994), а потом проблематика несостоятельности (с 1995 г. по н.в.). В 2002 г. к пяти рассмотренным прибавилась группа VI, занимающаяся работами в области обеспечительных интересов. Данное здесь скрупулезное перечисление предметов деятельности Рабочих групп ЮНСИТРАЛ должно сориентировать интересующихся читателей в вопросе о том, материалы какой именно из них следует смотреть с тем, чтобы отыскать проекты, подготовительные и прочие вспомогательные материалы[9].

Все документы, имеющие отношение к ЮНСИТРАЛ, должны быть первично разделены на два следующих типа: (а) документы, подготовленные ЮНСИТРАЛ[10], и (b) документы, подготовленные другими организациями, но одобренные ЮНСИТРАЛ[11]. Чтобы было понятно, какие документы имеются в виду под литерой (b), сразу их назовем: это уже известные даже по настоящим Лекциям Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА (в ред. 2004 и 2010 гг.), а также некоторые документы Международной торговой палаты, возможно, что известные учащимся из общего курса гражданского права – ИНКОТЕРМС (в ред. 1953, 1990, 2000 и 2010 гг.), а также унифицированные правила по аккредитивам и гарантиям. Обо всех них будет речь в следующей лекции. Здесь же мы будем говорить только о документах, подготовленных непосредственно ЮНСИТРАЛ, т.е. о документах группы (а).

Документы группы (а) – подготовленные ЮНСИТРАЛ – следует разделить еще на две подгруппы: (1) документы, юридически обязательные, и (2) документы рекомендательные. Обязательные документы в свою очередь распадаются еще на две категории – (i) конвенции и (ii) типовые законы, рекомендательные – тоже: на (ш) руководства и рекомендации для законодательных органов и (iv) типовые положения.

Разумеется, что ни конвенции, ни типовые законы не являются обязательными для всех автоматически – они лишь становятся таковыми. Конвенции приобретают юридически обязательный характер вследствие своей ратификации некоторым количеством государств (не обязательно членов ЮНСИТРАЛ), а типовые законы – вследствие своего принятия за основу при выработке положений национального законодательства[12]. Как указывается на сайте ЮНСИТРАЛ (между прочим – в разделе "Часто задаваемые вопросы о текстах ЮНСИТРАЛ"), "...типовой закон является образцом законодательных положений, которые органы государственной власти могут ввести в действие в качестве части внутригосударственного законодательства, такой закон па практике имеет фактически тот же характер, что и любые другие законопроекты, принимаемые парламентом. Следовательно, не существует и перечней "подписавших сторон", как это имеет место в случае международных договоров"[13].

Руководства и рекомендации для законодательных органов имеют примерно то же назначение, что и типовые законы, но отличаются от них тем, что не заключают в себе готовых рецептов – норм, которые можно было бы встраивать в национальные законы. Это – больше методологические, чем содержательные документы – акты, показывающие, от каких факторов зависит то или другое решение юридического вопроса. "В тексте [Руководств и рекомендаций] необходимо... представить ряд возможных законодательных решений по конкретным вопросам, причем не обязательно они должны представлять собой единый свод типовых решений но этим вопросам. В зависимости от применимых принципиальных соображений в некоторых случаях уместным может оказаться включение нескольких вариантов решений. При рассмотрении достоинств и недостатков различных концептуальных решений этот текст поможет читателю оценить различные подходы и выбрать тот из них, который будет наиболее целесообразным с учетом конкретного национального контекста"[14].

Наконец, Типовые положения – это своего рода нормы-принципы, на которых ЮНСИТРАЛ либо уже основывает, либо планирует основывать те или другие свои акты. Их своевременный учет государствами способствует более интенсивному и широкому международному признанию документов ЮНСИТРАЛ, которые уже основаны или будут основаны на этих принципах. "В 1982 году, например, ЮНСИТРАЛ сформулировала типовое положение, в соответствии с которым устанавливалась универсальная расчетная единица постоянной стоимости, которая могла использоваться для указания сумм в денежном выражении, в частности, в международных конвенциях о перевозках и об ответственности"[15]. Думается, читатели прекрасно помнят, что речь идет о расчетной единице, равной 1 SDR.

Документами, пользующимися наибольшей степенью международного признания и известности, являются, конечно же, Конвенции ЮНСИТРАЛ. Все они уже были предметом рассмотрения (или, по крайней мере, упоминания) в настоящих Лекциях: таковы Конвенция об использовании электронных сообщений в международной торговле 2005 г. (§ 3 Лекции 7), Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (§ 3 Лекции 8) и о самой международной купле-продаже товаров (Венская конвенция) 1980 г. (§ 4 Лекции 8); Гамбургские 1978 г. и Роттердамские правила 2008 г. (§ 1 Лекции 10), Конвенция об ответственности операторов транспортных терминалов 1991 г. (§ 8 Лекции 12); конвенции о международных векселях 1988 г. (§ 4 Лекции 13), об уступке дебиторской задолженности 2001 г. (§ 5 Лекции 13), о независимых гарантиях и резервных аккредитивах 1995 г. (§ 6 Лекции 13). Кроме того, ЮНСИТРАЛ "считает своей" Конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (упомянута в§ 5 Лекции 14) – на ее сайте опубликованы подготовительные материалы но Конвенции, она наблюдает за ее осуществлением и готовит руководство по ее применению. Статусы всех конвенций ЮНСИТРАЛ можно найти на ее сайте.

В настоящей Лекции мы поговорим о документах ЮНСИТРАЛ, принадлежащих к трем другим типам – о Типовых законах, Руководствах и рекомендациях, а также Типовых положениях. Прямыми и непосредственными их адресатами являются государства; круг адресатов подразумеваемых (частных лиц, международных организаций) ничем не ограничен. Чем же предопределяются те факты, что положения Типовых законов однажды будут перенесены теми или иными государствами в свое национальное законодательство? что нормы Руководств и рекомендаций рано или поздно будут приняты государствами на вооружение, а на Типовые положения однажды все-таки будет обращено внимание? Чем предопределяется тот факт, что со всеми этими – изначально необязательными! – бумагами все-таки считаются? И не абы кто, а государства? С каждым конкретным документом, конечно, может быть по-разному, но если пытаться ответить на вопросы в принципе, то ответ будет таким: все перечисленные феномены предопределяются (а) авторитетом организации-разработчика или ее конкретных специалистов, (б) письменной, четкой, юридически точной и лаконичной формой, а также (в) непосредственным генетическим происхождением своего содержания из реальных коммерческих (жизненных) отношений. Все это – те самые факторы, благодаря которым обретают силу и практическую востребованность акты международной частноправовой унификации (акты "мягкого права", субправа, нового lex mercatoria и т.д.).

Акты частноправовой унификации ЮНСИТРАЛ – как по своей форме, так и по содержанию – весьма разноплановы, поэтому задача их систематизации оказалась нетривиальной. После некоторых раздумий я принял решение отказаться от попыток такой систематизации и предлагаю рассмотреть те, что являются наиболее значимыми для целей международного коммерческого права, в самом простом и естественном – хронологическом – порядке, а заключительный параграф Лекции – сделать обзорным, дав в нем буквально схематические сведения об иных документах – также достойных всяческого внимания и изучения, но уже за рамками нашего спецкурса. Но за пределами даже этого – обзорного – параграфа мы целенаправленно оставляем информацию по активности ЮНСИТРАЛ в сферах (1) несостоятельности и (2) международного коммерческого арбитража как материалы, не соприкасающиеся с тематикой нашего спецкурса (и вообще с парадигмой коммерческого права) совсем уж ни с какой стороны[16].