Какие приоритетные направления должны содержать государственные антикризисные программы?

В целом можно утверждать, что к началу мирового кризиса 2008–2009 гг. в России не существовало комплексной программы обеспечения стабильности развития. Несмотря на то, что была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., оставались непроработанными многие концептуальные, системные вопросы повышения финансово-экономической устойчивости.

Следствием этого явилась необходимость разработки уже в кризисных условиях 2008–2009 гг. срочных мер спасения российской экономики. Важно отметить, что основная программа антикризисных мер Правительства РФ (Программа-2009) декларирует, что она "обеспечивает оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, ориентированных на строительство новой, более эффективной экономики". В соответствии с этим утверждением в Программе-2009 сформулированы следующие приоритеты:

• выполнение в полном объеме социальных обязательств государства и развитие человеческого потенциала;

• сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста;

• активизация внутреннего спроса на российские товары как основа для восстановления экономического роста;

• стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики;

• создание благоприятных условий для экономического подъема;

• формирование мощной финансовой системы;

• обеспечение макроэкономической стабильности.

Формулирование подобных приоритетов говорит об определенном шаге вперед в разработке концепции. Однако представленные приоритеты во многом остаются декларативными и не связанными с основным "духом" Программы-2009: ориентацией на селективные меры, предотвращением необратимых кризисных явлений в отдельных секторах экономики и отдельных регионах. Так, по оценкам аналитиков, селективные меры "оттянули" на себя значительно больше финансовых ресурсов: системные, общеэкономические меры в 2009 г. обошлись в сумму от 600 до 900 млрд руб., а селективные меры примерно 1,5-1,6 трлн руб.

Высокие цены на нефть, газ, металлы в середине 2000-х гг. позволили создать финансовые резервы, но в кризис 2008–2009 гг. они были истрачены на "латание дыр". Мировая практика показывает, что создание финансовых резервов является неотъемлемой частью антициклического регулирования, однако в долгосрочной перспективе важнейшим направлением обеспечения устойчивости является мотивация государством развития механизмов рыночной самоорганизации, повышение гибкости и эффективности. Такие механизмы в первом приближении можно классифицировать по следующим направлениям.

1. Упрощение доступа к финансовым ресурсам (расширение возможностей выпуска акций и облигаций, снижение процентной ставки по кредитам).

2. Снижение нагрузки на бизнес путем сокращения налогов, таможенных пошлин, административного вмешательства.

3. Повышение результативности системообразующих и государственных предприятий, создание условий для развития "рыночного" крупного бизнеса.

4. Развитие института несостоятельности, усиление возможностей проведения восстановления бизнеса под процедурой банкротства.

5. Поддержка МСП путем доступных кредитов, интегрирования в государственно-частные партнерства, обеспечение развития честной конкуренции.

6. Стимулирование спроса путем госзакупок, повышения платежеспособности.

7. Усиление социальной поддержки (сохранение реальной заработной платы и пенсий, защита работников при банкротстве предприятий, обеспечение пособия по безработице величиной не менее прожиточного уровня).