Я - концепция

Итак, личность появляется только с возникновением сознания и самосознания (Я - концепции), то есть со способностью взглянуть на себя и свою жизнь как бы со стороны. "Я - концепция", то есть знания и представления индивида о самом себе вместе с эмоционально-оценочными отношениями, - пожалуй, центральная категория мировосприятия человека. Высокий уровень самосознания - непременное условие осмысленной и целенаправленной деятельности. Представление человека о цели и путях ее достижения есть одновременно и представление о своих будущих действиях, о формирующихся в этих действиях способностях - о себе самом, уже добившемся своей цели, так или иначе изменившемся.

Чтобы проиллюстрировать значение Я - концепции (или Самости - другое обозначение того же самого понятия), приведу лишь один пример. Возможно, в студенческом опыте вы неоднократно сталкивались с действием "эффекта ссылки на себя". Суть его в следующем: вся информация о мире соотносится человеком в первую очередь с ОГЛАВЛЕНИЕм его Я - концепции, как бы "примеряется" на себя и если "подходит" - человеку нравится происходящее, а если "не подходит" (воспринимается как нечто угрожающее позитивному самоощущению) - не нравится.

При чем же здесь студенческий опыт? Может быть, вы замечали, что, когда приводимые преподавателем примеры - иллюстрации отсылают вас к опыту собственной жизни и когда, слушая преподавателя, вы думаете: "Да-да, точно, со мной такое было", во-первых, теоретические положения проясняются и, во-вторых, ОГЛАВЛЕНИЕ лекции лучше запоминается и сохраняется в памяти иногда на всю жизнь. Но что еще важнее, - самостоятельно добытая в ходе заинтересованных занятий информация (результат знакомства с дополнительной литературой, самостоятельных исследований) усваивается гораздо лучше, чем просто услышанная от преподавателя пли списанная с учебника. Когда для добывания знаний прикладываются собственные усилия, то новая информация включается в нашу самость и поэтому вероятность ее утраты (забывания) резко снижается.

Итак, Я - концепция выступает в ходе своеобразного фильтра, сквозь который просеивается вся входящая информация. В результате информация о мире упорядочивается и индивид формирует к ней определенное отношение. Каковы функции самосознания (Я - концепции)? Назовем их:

- достижение внутренней согласованности личности;

- согласование индивидуального опыта с культурным опытом человечества;

- формирование системы ожиданий и установок.

В последнем ракурсе Я - концепция включает три главных элемента.

1. Когнитивная составляющая - знания, представления, убеждения.

2. Эмоциональная составляющая - оценки, эмоции, чувства в отношении себя. Это оценка своих знаний, способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка позволяет оценить себя критически, правильно соотнести свои силы с трудностью задачи и с требованиями окружающих. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной.

На ранних стадиях развития анализ собственной деятельности ребенку недоступен. Постепенно формируется самостоятельная самооценка. Если она расходится с оценкой окружающими, то это может приводить к межличностному или к внутриличностному конфликту. Человека же, способного к рефлексии, ситуация подобного конфликта подвигает к личностному росту.

3. Поведенческая составляющая - поступки, действия, связанные с представлениями о себе.

Как же формируется Я - концепция? Какие факторы на этот процесс влияют?

Условие формирования адекватного представления личности о себе - это восприятие поведения с точки зрения других людей, посредством анализа обратной связи. Схематично этот процесс может быть представлен в виде так называемого окна Джо-Гарри.

Известно субъекту

Неизвестно субъекту

Известно другим

1. Открытая зона

2. Слепая зона

Неизвестно другим

3. Скрытая зона

4. Неизвестная зона

Открытая зона включает сведения об индивиде, известные и ему, и окружающим. Эти данные проявляются в ходе свободного открытого обмена личной информацией между человеком и другими людьми. Большая "открытая зона" предполагает дружеские доверительные отношения человека с партнерами по общению, передачу им дополнительной информации о своих привычках, вкусах, настроениях.

Слепая зона содержит информацию о человеке, которая есть у других, но неизвестна ему самому. Это мнения окружающих о человеке, складывающиеся в процессе общения. Если мнение других совпадает с точкой зрения индивида, то дальше общение с этими людьми происходит нормально. Если полученная информация хуже мнения индивида о себе, то срабатывают защитные механизмы и может возникнуть конфликт либо отношения с теми, кто эту информацию индивиду передал, прерываются.

Скрытая зона (секрет). Это информация, которой индивид располагает о себе, но скрывает ее от окружающих - дополнительные знания, умения, черты характера, манера поведения. Либо эти сведения сознательно скрываются, либо у индивида просто не было случая их продемонстрировать. Большая "скрытая" зона свидетельствует о замкнутости, нежелании раскрываться перед окружающими, взаимном недоверии, скрытности либо безразличии к нему.

Неизвестная зона (тайна). Включает сведения, которые ни индивиду, ни окружающим неизвестны. Это данные о его личностных особенностях, возможностях. Они могут проявляться лишь в экстремальных ситуациях, но могут и не проявиться в течение всей жизни (например, какие-либо особые способности).

По большому счету Я - концепция как сложная система взаимосвязанных представлений о самом себе и отношения к себе формируется достаточно поздно - к концу подросткового возраста, а стабилизируется - еще позднее.

В раннем детстве ребенок еще не выделяет себя из окружающего мира. По описанию Я. Корчака, маленький ребенок хватает себя за ногу, тянет ее в рот, падает, а потом недоуменно оглядывается: кто же это его толкнул? Таким образом, первый шаг к формированию "Я - концепции" -определение физических границ своего тела.

Позднее ребенок начинает осознавать себя уже в другом плане - в качестве члена социальной группы. И здесь он па первых порах тоже плохо отделяет себя от внешнего мира, только теперь уже - от мира социального. Это проявляется в естественном эгоцентризме ребенка - он мыслит себя центром мироздания, а других людей воспринимает как "обслуживающий персонал" - ребенок пока не может сопереживать, наблюдая страдания других, радоваться их успехам. Появление способности к сочувствию характеризует собой уже довольно зрелую в социальном плане личность. Вот как описывает Л. И. Толстой в повести "Детство. Отрочество. Юность" выход из стадии детского "эгоцентризма":

"Случаюсь ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд па вещи совершенно изменяется?.. Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества. Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. Без сомнения, я и раньше знал все это; но знал не так, как я ото узнал теперь, не сознавал, не чувствовал".

В детстве ребенок ориентируется на ту информацию, которую получает о самом себе от окружающих людей. Само местоимение "Я" в лексиконе ребенка закрепляется лишь к трем годам, а до этого времени малыш говорит о себе в третьем лице, называет себя по имени, копируя обращение к нему со стороны окружающих. Мнения окружающих людей о ребенке становятся основой его "Я - концепции", и если близкие люди часто напоминают малышу о том, что он неловкий, невнимательный, неаккуратный, то ребенок довольно быстро начинает считать себя таковым и вести себя соответственно.

Заметим, что, усваивая оценки окружающих, ребенок усваивает и те критерии, по которым его оценивают. Мы попадаем в более широкий контекст формирования Я - концепции личности - влияние культурных ценностей и норм как ориентиров для социального оценивания. "Идеальный тип личности", т.е. представления о том, каким должно быть члену того или иного общества, - культурно специфичны. Так, например, если европеец осознает себя через свои отличия от окружающих, то японец реализует себя лишь в неразрывной связи с другими членами социальной общности.

Постепенно к системе усвоенных оценок окружающих наращиваются и собственные представления ребенка о себе. Человек начинает действовать как ученый, анализируя, сравнивая, делая выводы относительно своих особенностей, достоинств и недостатков. Эта направленность познания человека па самого себя побудила исследователей выделить в структуре "глобального Я" (личности) два аспекта: эмпирический объект, познаваемый субъектным оценивающим сознанием (I). Зрелость обоих компонентов дает человеку возможность не только "взглянуть на себя со стороны", но и увидеть собственную личность глазами других людей. Предложенная на рубеже XIX и XX вв. Чарльзом X. Кули теория "Зеркального Я" позволила более детально рассмотреть этот процесс.

"Зеркальным Я" исследователь обозначил процесс, в ходе которого мы мысленно становимся на позицию других людей и оцениваем себя с их точки зрения.

При этом ребенок проходит три этапа.

Па первом этапе - "ролевой игры" - ребенок принимает на себя роль "значимого другого" (субъекта, который имеет в жизни ребенка важное значение) и "примеряет" на себя его поведение (например, девочка кормит и баюкает куклу-"дочку", как мама). На втором этапе - "коллективной игры" - ребенок принимает в расчет уже множество ролей, знакомится с ожиданиями, соответствующими этим ролям, пытается соответствовать им сам и прогнозировать поведение других. На третьей стадии ребенок вступает во взаимодействие не с конкретными носителями той или иной роли, а с социальной группой - "обобщенным другим" - и через него усваивает целостную систему взглядов (ценностей, норм, картин мира) общества.

Согласно концепции Кули, процесс формирования самосознания включает три стадии:

- мы представляем себе, как выглядим в глазах других людей;

- на основе этого представления воображаем, как другие люди нас оценивают, нравимся мы им или нет;

- вырабатываем слаженную систему представлений о том, что хорошо, а что плохо, и соответственно некий тип внутреннего самоощущения (чувство гордости или стыда, уверенности в себе или неуверенности).

Если Мид и Кули основное внимание уделяли формированию представлений индивида о самом себе в процессе социальных взаимодействий, то Ирвин Гофман рассматривает этот процесс с другой стороны, предлагая концепцию управления впечатлениями: взаимодействуя с другими людьми, индивид старается произвести на них определенное впечатление и только путем воздействия на представление других людей о самом себе человек может рассчитывать на то, что ему удастся контролировать ситуацию. Каждый из нас старается управлять впечатлениями, к примеру, выбирая подходящую форму одежды для собеседования с работодателем или похода на вечеринку. Но есть и более тонкие приемы управления впечатлениями, которые хорошо знакомы деятелям публичной сферы, создающим и поддерживающим определенный имидж.

Так, люди испытывают симпатию к тем, кто отличается искренностью, компетентностью, умом, энергичностью, привлекательной внешностью. Однако, как показал эксперимент, проведенный американскими психологами, высококомпетентный человек станет гораздо более привлекательным для окружающих, если не будет производить впечатления "абсолютного совершенства".

В ходе этого эксперимента испытуемым-студентам предлагалось прослушать аудиопленку, на которой было записано "интервью" с молодым кандидатом на участие в популярной телевикторине. Сразу заметим, что, хотя слушателям записи представлялись как интервью с четырьмя разными кандидатами, в реальности - все четыре роли играл один и тот же актер, который говорил одинаковым голосом. Было предъявлено четыре записи. На первой молодой человек демонстрировал высокий уровень компетентности, правильно отвечая на очень сложные вопросы и скромно признавшись, что в старших классах школы он был отличником, редактором школьного альманаха и членом сборной школы по легкой атлетике; на второй записи - герой был представлен как человек, обладающий средними способностями, - он ответил лишь на 30% вопросов и о своих школьных годах рассказал, что учился посредственно, в школьном альманахе занимался корректурой и пытался занять место в школьной сборной, но безуспешно. На двух других записях в ходе тех же самых интервью - с высококомпетентным и посредственным молодыми людьми - кандидат совершал грубый промах - неловко проливал на себя чашку (на пленке этот инцидент инсценировался как грохот отодвигаемого стула с последующим возгласом: "О Боже, я пролил кофе на новый костюм!").

Таким образом, создавалось четыре типа экспериментальных условий:

- человек с превосходными способностями, совершивший грубую ошибку;

- тот же человек, не совершавший ошибки:

- человек со средними способностями, совершивший ошибку;

- тот же человек, не совершавший ошибки.

В результате наиболее привлекательным был назван человек с превосходными способностями, совершивший ошибку, вторым по привлекательности оказался человек - "безошибочное совершенство", третьим - "безошибочная посредственность", а наименее привлекательным оказался посредственный человек, совершивший поведенческую ошибку. Этот эксперимент показал, что, хотя высокий уровень компетентности повышает привлекательность индивида, еще более привлекательным он становится, если выглядит более "человечным", в его поведении появляется доказательство того, что и он способен на ошибку. Этот феномен был назван эффектом "посадки в лужу".

Вернемся к логике вхождения ребенка в социокультурную среду и формирования его представлений о мире и самом себе.

Итак, ребенок, взрослея, постепенно открывает для себя социальный мир и мнение окружающих о его персоне становится основой его Я - концепции.

Если поначалу новые сведения о себе - это лишь результат сравнений себя с окружающими ("я лучше, умнее, красивее или, наоборот... чем..."), то со временем кроме окружающих реальных людей появляется и иной объект для сравнения - человек формирует обобщенный образ "Идеального Я".

Обратимся теперь к предложенной Р. Бернсом трех компонентной структуре "Я - концепции":

- реальное Я (каким индивид представляет себя на данный момент);

- социальное Я (как, по его мнению, его представляют другие);

- идеальное Я (каким ему хотелось бы быть).

Выстраивая собственную Я - концепцию, индивид реализует два процесса сравнения: сравнение реального Я с идеальным и сравнение реального Я с социальным.

Итак, источниками формирующегося образа Я становятся:

- социокультурные стандарты и нормы, принятые социальным окружением;

- социальные реакции на индивида со стороны других людей;

- индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в течение жизни.

Представьте, однако, ситуацию конфликта между ОГЛАВЛЕНИЕм Я - концепции и новой информацией. Такой конфликт происходит в случаях, когда новая информация противоречит нашему прежнему опыту - нашим знаниям о мире или о самом себе. В данном случае рациональным решением был бы пересмотр представлений, их корректировка и, возможно, принятие определенных мер по устранению своих недостатков, самосовершенствование. Но люди далеко не всегда ведут себя рационально. Такая внутренняя работа требует значительного эмоционального и интеллектуального напряжения, это трудный и длительный процесс. Поэтому психика человека выбирает более легкий путь - ограждает нас от неприятных переживаний, от нападок на наши представления о себе. На помощь приходит бессознательное.