Кадровая политика банкостраховой группы

Успешное достижение целей банкостраховой группы во многом определяется качеством обслуживания клиентов, высокий уровень которого может обеспечить эффективная кадровая политика

В процессе построения модели кадровой политики банкостраховой группы необходимо учитывать следующие аспекты:

- инновационную способность, творческий подход и долгосрочную ориентацию как необходимые компоненты управления персоналом;

- изменение стиля управления, системы ценностей и квалификационно-поведенческого профиля руководящих работников от бюрократического к предпринимательскому;

- повышение эффективности использования персонала

Кадровая политика банкостраховой группы, как и любого коммерческого предприятия, основывается на кадровом планировании, основными задачами которого выступают:

- планирование развития кадрового потенциала, прогнозирование перспективных потребностей в персонале;

- изучение рынка труда, разработка концепции работы по привлечению высококвалифицированных специалистов;

- анализ системы рабочих мест;

- разработка программ и мероприятий по обучению персонала.

К персоналу банкостраховой группы предъявляются следующие требования: высокий профессионализм; деловая активность; инициативность, креативность; готовность к переменам; способность преодолевать конфликтные ситуации; умение прогнозировать, предвидеть; стремление к самосовершенствованию.

Перечень требований к руководящему персоналу банкостраховой группы, помимо вышеперечисленных, должен включать:

- стратегическое мышление: обладание стратегическим видением, способность разрабатывать направления действий, предчувствовать будущие тенденции на финансовом рынке, разрабатывать ориентированные на будущее альтернативы и дополнять их;

- предпринимательский стиль поведения: ориентация на клиентов и рынок, на качество услуг;

- способность к инициированию и сопровождению процессов развития;

- профессиональные знания из области как банковской, так и страховой деятельности;

- высокие координаторские способности: налаживание устойчивых и надежных связей между отдельными банковскими и страховыми подразделениями с целью достижения максимальной эффективности от их сотрудничества;

- мышление, ориентированное на политику банковско-страховой группы и общества: понимание взаимосвязей между компаниями-партнерами и внешней средой и умение их использовать; учет общественно-политических аспектов и других сведений о внешней среде в качестве переменных при принятии управленческих решений.

В соответствии с концепцией "одного окна", которая является оптимальной для построения банкостраховой группы, операторы-консультанты должны знать характеристики и преимущества банковских и страховых продуктов; иметь универсальные навыки в области оформления как документов, сопровождающих продажу банковских продуктов, так и страховых полисов; знать основные законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность банков и страховых компаний.

В должностной инструкции оператора-консультанта должны быть выделены следующие должностные обязанности:

- грамотное оформление документов, необходимых для проведения банковских операций (открытие депозитного счета, операции с пластиковыми картами, осуществление денежных переводов, выдача потребительских кредитов и т.п.);

- осуществление комплекса мер по определению платежеспособности потенциального клиента;

- грамотное оформление страховых полисов по всем видам страхования, представленным в продуктовом ряду банкостраховой группы;

- консультирование клиентов по интересующим их вопросам, связанным с достоинствами, недостатками и сравнительными характеристиками тех или иных банковских и страховых продуктов;

- ведение базы данных по клиентам;

- определение размеров возможных скидок на основании внутренних правил и нормативов, установленных на продукты банкострахового объединения.

В рамках концепции развития персонала разрабатывается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников банкостраховой группы, которая включает следующие направления:

- первоначальное обучение при приеме на работу (ознакомление со спецификой банковских и страховых продуктов);

- повышение квалификации (улучшение профессиональных знаний и навыков в связи с постоянно развивающимися банковскими, страховыми и информационными технологиями);

- переквалификация (т.е. любая профессиональная переориентация применительно к совместному банковско-страховому проекту оказания услуг).

Индивидуальные профессиональные программы по подготовке операторов-консультантов банкостраховой группы можно построить согласно схеме, представленной на рисунке 5.

Подготовка по технике банковских и страховых операций (блок 1) включает в себя:

- обучение технике операций с изучением общих основ банковского и страхового дела;

- изучение основных характеристик финансовых продуктов, входящих в продуктовый ряд банкостраховой группы;

- ознакомление на учебных семинарах с новыми элементами стратегии финансового супермаркета.

Рисунок 5 - Организация процесса профессиональной подготовки специалистов по работе с клиентами в рамках банкостраховой группы

Освоение информационных технологий (блок 2) включает в себя:

- внутрибанковскую подготовку на основе специализированных компьютерных программ;

- технические семинары для пользователей компьютерных программ, входящих в информационное обеспечение проекта.

Итак, основными задачами кадровой политики банкостраховой группы являются:

1) оптимизация уровня укомплектованности персонала и набора необходимых навыков посредством:

а) обеспечения меняющегося спроса на человеческие ресурсы;

б) обучения персонала;

в) обеспечения укомплектованности персонала в соответствии с развитием группы, ростом объемов продаж продуктов;

2) организация эффективной работы персонала путем:

а) построения и усовершенствования организационной структуры банкостраховой группы;

б) четкого определения должностных обязанностей и ответственности каждого сотрудника;

в) структурирования рабочих мест;

3) формирование необходимых навыков и производственной культуры за счет:

- анализа набора необходимых навыков для успешного достижения роста продаж банкостраховых продуктов, укрепления положительного имиджа партнеров проекта;

- обучения, проведения тренингов, профессиональной переподготовки.

4) управление работой для достижения поставленных банкостраховой группой целей посредством:

а) развития лидерских функций;

б) делового планирования, корректировки целей группы;

в) отслеживания результативности и измерения результатов работы;

г) управления поощрениями.