Кадровая безопасность в организации

Обеспечением безопасности организации занимались во все времена. Рассмотрим безопасность с точки зрения управления персоналом.

Безопасность персонала – это совокупность мер, направленных на сохранение ядра персонала, создание максимума условий для его продуктивной деятельности, сокрытие и сохранение коммерческой тайны, предотвращение экономических преступлений. В настоящее время обеспечение безопасности – это защита деятельности организации от воздействия внешних и внутренних дестабилизирующих факторов для достижения целей организация (рис. 5.3). В организации могут действовать самые разные факторы: позитивные, а чаще негативные, внутренние и внешние. Больше внимания сейчас уделяется внешним факторам, хотя внутренние более опасны. Проблемы, связанные с утечкой информации, хищениями в организации, – это все внутренние факторы, которые исходят от персонала.

Основой нормальной работы организации и достижения ею стабильных экономических результатов является творческая и трудовая активность, профессиональный уровень, согласованность действий ее коллектива.

В процессе работы обязательно проводится проверка персонала и на честь, и на лояльность к организации. Она носит периодический и спонтанный характер, чтобы персонал чувствовал постоянный контроль за своими действиями. Ведь безопасность – это в первую очередь контроль.

Один из ключевых моментов сотрудничества службы персонала со службой безопасности – это управление дисциплинарными отношениями. Управление дисциплиной – это борьба против неорганизованности, пассивности, нечестности, безответственности. При возникновении конфликтов также необходима помощь службы безопасности.

Групповой эгоизм, разрыв между личными, коллективными и общественными интересами, нарушения социальной справедливости вызывают негативные процессы в трудовом коллективе и создают угрозу нормальной деятельности организации, подрывают ее безопасность изнутри. Предупреждение негативных процессов и проявлений в трудовом коллективе предполагает опору администрации на службу управления персоналом совместно со службой безопасности организации при отборе персонала и дальнейшей деятельности работников.

Рис. 5.3. Формирование процесса безопасного труда в организации

Для обеспечения защиты своих интересов организации создают службы безопасности (СБ). Большинство предприятий в развитых странах, прежде всего в США, Англии, Франции, Японии, вынуждены тратить от 15 до 20% своей прибыли на обеспечение безопасности фирмы.

Служба безопасности предприятия организуется в соответствии с Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности" от 11.03.1992 № 2487-1 . Он открыл новую для страны сферу оказания услуг: негосударственного обеспечения безопасности организаций, фирм. Сегодня на территории РФ на законных основаниях уже действуют около 5000 частных охранно-сыскных организаций, не считая собственных служб безопасности банков, других крупных коммерческих и государственных структур. Действующие в настоящее время и разрабатываемые законодательные и иные нормативные акты предусматривают право каждого предприятия на выработку собственной концепции системы безопасности и создание соответствующей службы, реализующей эту концепцию на практике.

Служба безопасности организации – это самостоятельное структурное подразделение, подчиняющееся непосредственно первому руководителю и имеющее в своем составе охранное, оперативное и информационно-аналитическое отделения. В зависимости от финансовых возможностей организации, наличия коммерческой тайны, сложившихся взаимоотношений с конкурентами и ряда других параметров определяются штатный состав службы и соотношение входящих в нее подразделений. Необходимо учитывать, что для качественной и эффективной работы службы безопасности большое значение имеют технические средства обеспечения безопасности, состав которых весьма разнообразен. Следует иметь в виду, что конкуренты и преступники также используют достижения научно-технического прогресса в своей "работе". Система безопасности – это непроизводственная сфера, она не зарабатывает деньги, она способствует их сохранению. Поэтому оценивать ее рентабельность можно только по косвенным показателям и то с определенной долей достоверности.

Наиболее важной составляющей безопасности организации является эффективный набор персонала.

Безопасность организации при отборе персонала предполагает целый ряд аспектов:

1) стремление защитить организацию от проникновения людей, имеющих связи с криминальными структурами;

2) стремление поставить барьер перед людьми, склонными к воровству. При этом чем выше должность, занимаемая таким человеком, тем больше экономический ущерб он может нанести предприятию, которое возьмет его на работу;

3) проверка работника на склонность к злоупотреблению алкоголем и употреблению наркотиков;

4) обеспечение информационной безопасности организации. Сюда входит не только защита секретов производства, но и защита баз данных, результатов маркетинговых исследований, планов, связанных с заключением договоров с другими компаниями, и другой информации, важной для сохранения ее конкурентоспособности;

5) соответствие работника требованиям организационной культуры.

Этот аспект безопасности при отборе новых работников очень недооценивается, хотя понятно, что и один человек, придерживающийся разрушительных установок, может нанести очень большой вред организации, выражающийся в ухудшении морально-психологического климата, в склоках, конфликтах, ухудшении трудовой и исполнительной дисциплины.

Существует ряд подходов, позволяющих решать проблемы безопасности при отборе персонала.

Кадровая служба проверяет информацию, представленную кандидатом, обращаясь к людям, знающим кандидата, и на места его прежней работы. Особую роль в обеспечении безопасности компании играет менеджер по персоналу. Он должен быть хорошим психологом, должен хорошо понимать людей и видеть их "насквозь" (это умение далеко не всегда приходит с получением диплома профессионального психолога). Его проницательность, понимание человеческой психологии помогают распознать "проблемных" кандидатов, то есть людей, которые в случае их приема на работу в организацию могут создать ряд проблем, приводящих к подрыву безопасности. Эти проблемы могут относиться как к экономической сфере, так и к информационной или кадровой (ухудшение психологического климата в коллективе и уход с предприятия сильных работников).

Служба управления персоналом внимательно изучает документы, предоставляемые кандидатами. В ряде случаев нестыковка в информации, полученной от работника в ходе интервью, противоречит содержанию резюме и информации в стандартных документах. Иногда настораживают грязные документы, зачеркивания, неаккуратные записи.

При проверке кандидатов служба безопасности может действовать параллельно с кадровой службой.

Служба безопасности проверяет работника на отсутствие судимостей, связи с криминальными структурами, отсутствие претензий предыдущих работодателей с точки зрения его честности и надежности. Проверка кандидата при приеме на работу может предполагать выяснение того, попадал ли этот человек в ДТП, можно ли ему доверить автомобиль организации? Некоторые предприятия могут предложить работнику принести из отделения милиции справку, подтверждающую, что у него нет никаких проблем с правоохранительными органами.

При устройстве на работу работник в свою очередь хочет выяснить аспекты собственной безопасности:

1) финансовая безопасность: сколько он будет получать денег; как он будет их получать (наличные выплаты или счет в банке);

2) надежность места работы: сколько лет существует фирма; является ли бизнес легальным; с кем работает организация; безопасность собственной жизни;

3) организационная культура; стремление работать в коллективе с хорошим психологическим климатом и иметь хорошие взаимоотношения с руководством;

4) желание не иметь психологических стрессов, связанных с выполнением своей работы;

5) социальная безопасность: какой социальный пакет предлагает фирма своим работникам (продолжительность отпуска, оплата больничного листа, оплата медицинской страховки и др.); в какой степени организация ориентирована на соблюдение требований ТК РФ; существует ли в организации структура, которая защищает права работника.

Во время испытательного срока со вновь принятыми сотрудниками служба безопасности организации проводит различные беседы, например о правилах общения с правоохранительными органами, о знании законов, действующих в РФ и в рамках организации.

Во время испытательного срока проверяются также опасные для предприятия наклонности и способности работника двумя путями.

1. Использование метода "экстремального" испытания моральных и деловых качеств сотрудника через создание стрессовых ситуаций. Этот метод применяется как для исследования особенностей морально-этических качеств нового работника, так и для определения его "невидимых" до поры до времени деловых характеристик и связан с моделированием нестандартных ситуаций в среде коллективного общения для проверки адекватности и последовательности поведения при конфликтах, вовлечении в интриги и т.п., а с другой стороны – с намеренным созданием "предавральных" и иных критических производственных ситуаций. В таких случаях выявляются способности быстро и продуктивно мыслить и принимать верные и оперативные решения. Специалисты по управлению персоналом и руководители предприятий пользуются данным методом нечасто.

2. Использование метода провокаций. Этот метод более распространен и универсален. Он может применяться для персонала любого уровня – от грузчика до руководителя. Например, экспедитору на складе "перекладывают" лишний товар для доставки клиенту и отправляют его в рейс. Затем контролируют дальнейшую судьбу товара. По существующим правилам экспедитор обязан привезти товар и сдать его обратно на склад. Если поступил не так – держи ответ на вопросы сотрудника службы безопасности.

Может возникнуть вопрос: этично это или нет? Предотвращение ущерба предприятию диктуется наличием таких методов. Если названные процедуры являются стандартными, то они должны документироваться и общим регламентом, и по каждой проверочной операции.

Для безопасности персонала и организации в целом необходимо защищать информацию и не допустить ее утечку. Только комплексный подход к решению этой задачи способен обеспечить необходимый уровень защищенности любой организации – как государственной, так и коммерческой.

Для начала следует определить причины сбоя информационных систем, за которыми, как правило, стоят ошибки пользователей и администраторов систем. Непреднамеренные ошибки пользователей при вводе, модификации и обработке информации ежегодно приносят большие убытки организации. На второе место можно отнести хищения физических носителей информации, "бумажных" документов, а также утечка информации через персонал. На третьем месте по наносимому ущербу информации и системам ее обработки стоят всевозможные стихийные бедствия, пожары, аварии систем отопления и, что особенно актуально для нашей страны, – сбои электропитания. И одна из последних угроз – это угроза похищения информации через общедоступные сети и Интернет. Например, компания "Боинг" объявила о том, что недавно был украден компьютер, содержащий личную информацию по 161 000 сотрудников, работающих в компании сейчас и работавших ранее. Компания сообщает, что данные включали имена и номера социального страхования, а в ряде случаев – даты рождения и банковскую информацию. Пострадавшие сотрудники записываются в программы предупреждения актов мошенничества, которые оплачивает компания.

Если работодатель располагает доказательствами разглашения работником сведений, составляющих коммерческую тайну, то он имеет право не только применить к работнику меры дисциплинарной ответственности, но и требовать от него возмещения причиненных его действиями убытков.

Взаимодействие служб управления персонала и безопасности создаст безопасные условия для эффективной работы организации и обеспечит как личную безопасность работников, так и безопасность организации в целом.

Задача службы управления персоналом и службы безопасности организации состоит в обеспечении отсутствия опасности.