Качество управления банками своей деятельностью

Качество есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. В социально-экономических координатах понятие качества используется как характеристика качества труда, производственной деятельности, продукции. Здесь:

• качество отражает назначение продукции (услуги, деятельности);

• качество деятельности определяет качество продукции (услуги);

• качество продукции и качество деятельности выражаются системой показателей, характеризующих отдельные его стороны;

• качество – это цель производственно-хозяйственной деятельности, что обусловливает потребность формирования механизмов управления им.

Исходя из этого под качеством управления следует понимать совокупность существенных свойств, характеризующих способность управления удовлетворять потребности управляемого объекта, в нашем случае – потребности, возникающие в процессе деятельности банков.

Таким образом, к банковскому управлению в любом его аспекте в самом общем плане может быть предъявлено следующее качественное требование: оно должно быть адекватно тем целям и задачам, которые отвечают потребностям объекта (объектов) управления и стоят перед органом (органами) управления. Это значит, что цели и задачи банковской системы (групп банков, отдельного банка) должны быть ясно осознаны, идентифицированы, определены качественно и количественно, зафиксированы в форме документов. В противном случае будет весьма затруднительно объективно судить не только о качестве управления, но даже о том, есть ли оно вообще.

Качество управления банком можно конкретизировать, описав совокупность характеристик, отражающих целевые, функциональные, мотивационные, экономические, организационные, социальные, технологические, правовые свойства управляемого объекта, и выяснив, в какой мере соответствуют указанным характеристикам применяемые в процессе управления инструменты.

Так, качественными особенностями банковского управленческого труда выступают:

• общие особенности управленческого труда – творчество как форма умственного труда, инновационность, жесткие временные ограничения, коллективный характер (партнерство, корпоративность), рисковость;

• специфические особенности управленческого труда в банковской сфере – высокие квалификационные требования по абсолютному большинству направлений трудовой деятельности, предпринимательский характер, преимущественно индивидуальный характер труда, особые требования к ресурсному (в первую очередь к информационному) обеспечению труда работников (полная и достоверная информация), выраженный элемент стрессовости в труде ряда категорий банковских руководителей и служащих.

Таким образом, качественные характеристики управленческого труда многогранны, среди них есть экономические, социальные, организационные и др. Их оценка предполагает обязательное сопоставление значений качественных характеристик с требованиями реальной банковской деятельности.

К названным характеристикам качества труда следует добавить требования к информационным ресурсам, техническим средствам управления, качественные характеристики отношений между работниками и коллективами, условий и мотивации труда и др.

Непосредственным продуктом труда в управлении является воздействие, рассматриваемое как реализованное решение. Качество управленческого труда выражается в качестве этого решения, в его адекватности тем или иным потребностям банковской деятельности. Под управленческим решением обычно понимают определенным образом зафиксированный план, вариант, способ необходимых или возможных действий, направленных на достижение поставленных целей, доведенный до исполнителей в однозначной форме. Соответственно принятие управленческого решения понимается как процесс выявления проблемы, определения способов ее решения и принятия определенной программы действий, которая фиксируется в письменной или устной форме и имеет обязательную силу.

Эффективность управленческих решений определяется, в частности, тем, что их реализация должна принести коммерческой организации больше средств, чем было затрачено на их разработку и воплощение в практику.

Качество управления как результат воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе и определяется правильным выбором используемых средств и методов воздействия, правильной процедурой их реализации. О качестве воздействия можно судить после его реализации. До этого можно говорить только о соблюдении принципов и методов воздействия и предполагаемом качестве. Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения проблемы.

При оценке управленческого решения как процесса используются такие качественные характеристики, как оптимальность, экономичность, оперативность, эффективность, уровень рисковости, социальная значимость, правовая защищенность.

Качество управления банком в конечном счете проявляется в следующих характеристиках:

• социально-экономических – рентабельность, интегрированность в экономику, характер отношений с клиентурой;

• организационных – надежность, организованность, адаптивность и др.;

• технологических – уровень формализации (как антитеза управлению "по наитию"), профессионализм кадров, инновационность, уровень автоматизации;

• социальных и психологических – корпоративность, уровень культуры, социально-психологический климат, стиль руководства, этичность поведения руководителей.

Следует констатировать: в оценках качества (уровня) банковского управления до последнего времени господствовали субъективные представления. Это та потенциально наибольшая опасность в данном вопросе, преодолеть которую можно и должно.