Лекция 15. КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

Качество продукции является одним из источников повышения эффективности производства. Экономия материальных и трудовых ресурсов также находит свое воплощение в качестве продукции. Все это вместе взятое сказывается на конкурентоспособности изделий отечественных предприятий.

Под качеством продукции понимается совокупность свойств изделия, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Иными словами, качество изделия характеризуется теми свойствами, которые определяют его эксплуатационную пригодность. Поэтому такие показатели, как производительность труда, надежность и безаварийность, безотказность работы, срок службы, удобство управления, внешний вид и отделка, соответствие требованиям моды и объемно-пространственной планировке являются общими для промышленной продукции. Эти свойства начинают закладываться на стадиях проектирования и подготовки производства и определяются степенью оптимальности конструкторского решения, совершенством технологического исполнения, условиями эксплуатации.

Качество продукции оценивается путем сопоставления с другим изделием — эталоном, имеющим оптимальные показатели качества, которые закреплены в стандартах или технических условиях. Таким образом, качество есть относительный показатель. Истинную оценку качеству продукции в конечном итоге дает потребитель. Поэтому переход изделия из сферы производства в сферу потребления свидетельствует о положительной оценке качества продукции, что даст основание сделать вывод о наличии у изделий свойств конкурентоспособности.

Конкурентоспособность продукции можно охарактеризовать с помощью дифференцированного и комплексного метода, который основан па применении групповых, обобщающих и интегральных показателей.

Современное промышленное предприятие осуществляет производство и реализацию продукции в условиях конкурентной борьбы за рынки сбыта. Это предопределяет формирование системы, основанной на планировании уровня качества, его регулировании и повышении, а также обеспечении управления самим ходом производства. Именно такая комплексная система управления качеством является залогом изготовления конкурентоспособной продукции.

Управлению качеством способствует законодательная база технического регулирования. Она регламентирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к изготовлению продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Документом, подтверждающим правомочность этих отношений, является технический регламент, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Техническое регулирование осуществляется на основе следующих принципов:

• применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, храпения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

• соответствия уровню развития национальной экономики, материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

• независимости органов но аккредитации и сертификации продукции от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

• единой системы и правил аккредитации и сертификации продукции;

• единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия продукции установленным требованиям;

• недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации продукции;

• недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

• недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Система управления качеством продукции предусматривает декларирование как подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов. В рамках данной системы предусматривается идентификация продукции и контроль над соблюдением требований технических регламентов, международных и национальных стандартов.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Отметим, что контроль над соблюдением требований технических регламентов осуществляется только на стадии обращения продукции.

Формой подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров является сертификация, при положительном завершении которой выдается сертификат соответствия, а на изделии проставляется знак соответствия национальному стандарту.

Государственная система стандартизации базируется на национальных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации, правилах их разработки и применения, правилах стандартизации, нормах и рекомендациях в области стандартизации, соответствующих сводах правил.

Целями стандартизации являются:

• повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц;

• обеспечение качества продукции, ее конкурентоспособности, единства измерений, рационального использования ресурсов, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов и измерений, технических и экономико-статистических данных;

• содействие соблюдению требований технических регламентов;

• создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, работ и услуг, систем обеспечения качества, поиска и передачи данных, содействие унификации продукции, работ и услуг.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами добровольного применения стандартов, максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц, разработки национальных стандартов на основе стандартов международных, обеспечения условий для единообразного применения стандартов. Особо отметим, что недопустимо устанавливать такие стандарты, которые противоречат действующим техническим регламентам.

Национальный стандарт представляет собой документ, в котором устанавливаются характеристики самой продукции, а также требования к процессам проектирования ее производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В соответствии с законодательством организации, предприятия общественные и научные организации имеют право разрабатывать и утверждать для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок стандарты организации.

Стандартизация как вид деятельности направлена на достижение упорядоченности в процессе производства и обращения продукции (работ, услуг). Она служит улучшению качества продукции и как следствие повышает ее конкурентоспособность.

Рис. 15.2. Технический контроль качества продукции

Рис. 153. Оценка качества продукции

Рис. 15.4. Группировка показателей качества продукции

Рис. 15.5. Показатели оценки качества продукции

Рис. 15.6. Методы определения качества продукции

Рис. 15.7. Управление качеством продукции

Рис. 15.8. Структура отдела технического контроля

Рис. 15.9. Классификация видов технического контроля

Рис. 15.10. Учет и анализ брака

Выводы

1. Категория "качество продукции" непосредственно связана с характеристикой потребительской стоимости. Поскольку потребительские стоимости "оцениваются", то оценивается качество и количество продукции, следовательно, различные сорта товаров могут заменять друг друга, удовлетворяя те же потребности покупателей, которые отдают предпочтение тому или иному сорту продукции.

2. В отличие от потребительской стоимости, характеризующей совокупность свойств продукции, удовлетворяющей определенную потребность, качество выражает степень, в какой эти свойства соответствуют удовлетворению потребности в данной продукции.

3. Качество продукции существует независимо от степени и правильности оценки, следовательно, ото объективная категория, которая предполагает научно обоснованный подход к выбору показателей, имеющих теоретическое и практическое значение.

4. Продукции в ходе производства и по окончании дается количественная и качественная оценка уровня качества. Количественная оценка проводится с целью обоснования решений, принимаемых в управлении этим процессом, с целью установления перечня оценочных показателей и методов, с помощью которых она проводится.

5. Оценку качества изготовления продукции осуществляют по уровню ее дефектности, определяемому при техническом и инспекционном контроле. Для оценки уровня качества продукции используют следующие виды показателей качества: показатели назначения; показатели надежности и долговечности; показатели технологичности; эргономические показатели; эстетические показатели; показатели стандартизации и унификации; показатели патентно-правовой чистоты; экономические показатели.