Качества лидера

В учебниках иногда приводятся перечни личностных свойств, выделяемых разными авторами. Но количество этих свойств уже приближается к двум тысячам, а попытки найти пересечение списков и хотя бы несколько общих качеств или черт так ни к чему и не привели. Была показана роль раннего детского опыта в формировании привычек лидерского поведения так же, как и доказано отсутствие гарантий лидерства таких людей в любой группе и любой ситуации. Современные концепции развития лидерства уделяют достаточно большое внимание формированию адекватности поведения лидера, что, несомненно, связано и с развитием его личностных свойств.

Поведение лидера

Этот параметр является очень важным, поскольку адекватное поведение обязательно адаптивно и учитывает ситуацию. А ситуация эта определяется и особенностями группы или отдельных последователей на различных этапах развития организации, и спецификой стоящих перед ней задач, и своеобразием организационной среды.

Для примера рассмотрим интеллект лидера. Это личностное свойство или особенности поведения? Насколько он должен отличать лидера от последователей? В какой сфере интеллект лидера окажется наиболее значимым? Допустим, что лидер не умнее всех остальных. Помешает ли ему это быть эффективным лидером? Оказывается, нет. При среднем интеллекте хороший лидер прекрасно организовывает своих подчиненных-коллег, и вместе они достигают прекрасных результатов! А качественно организовать их ему удается благодаря распределенному лидерству или "мистике лидерства"? В частности, благодаря эмоциональному интеллекту! Значит важно не поведение, а лидерские черты? Нет, как доказывает Д. Гоулман, суть эмоционального интеллекта проявляется в адекватном общении (т.е. в осуществлении лидерского поведения): лидер прекрасно чувствует и видит состояние и потребности людей (включая и свои собственные), на основании чего он корректирует свои действия, а возглавляемая им группа достигает необходимых результатов.

Перед тем, как перейти к более глубокому изучению стилей поведения руководителей-лидеров, которые будут описаны в параграфе 5.2, вернемся от теорий лидерства к теориям менеджмента. Если лидер благодаря труднообъяснимой, но ощущаемой всеми энергетике, или харизме, зачастую оказывает влияние, не задумываясь о соблюдении каких-либо принципов или технологий, то обученный менеджер будет стараться правильно применять управленческие технологии и принципы менеджмента, в результате чего может быть достигнут лучший, чем у первого, результат.

В современных англоязычных работах по менеджменту речь часто идет о четырех функциях менеджера, обозначаемых разделенной аббревиатурой Р–О–L–С (Planning, Organizing, Leading, Controlling). Лидерство, точнее лидирование, в данном случае трактуется как одна из функций или процессов менеджмента (руководства) наряду с "планированием", "организовыванием" и "контролированием". При этом процесса мотивирования среди основных функций нет. Согласно этой логике процесс мотивирования является частью лидирования. Также в процессы качественного лидирования включаются работа с группами и командами, выстраивание коммуникаций, принятие решений и... лидерство (leadership) менеджера2.

Для того чтобы повысить лидерские компетенции менеджеров, их учат навыкам эффективного руководства. И одним из проверенных инструментов обеспечения этой эффективности является правильная постановка руководителем целей перед своими подчиненными как часть функции планирования. Этот инструмент известен всем профессиональным менеджерам, и называется он принципом SMART. Авторами этого принципа считают П. Мейера (называемого иногда основателем индустрии личностного развития), а также Дж. Дорана, начавшего популяризировать этот принцип в 1981 г. Наиболее распространенная расшифровка данных пяти характеристик качественно поставленной цели выглядит следующим образом. Цель должна быть:

Specific – точно и конкретно сформулированной;

Measurable – измеримой;

Attainable, Achievable – достижимой;

Relevant, Realistic – актуальной, реалистичной;

Time-bound – точно привязанной к временным границам.

Однако в настоящее время в Европе часто используют новую расшифровку принципа SMART, расширяющую возможности данной технологии менеджмента и позволяющую превратить менеджера в лидера. Может ли человечество создать луноход или марсоход? Да. Но для большинства организаций будет ли реалистичной такая цель? А актуальной, а достижимой? При объединении этих похожих свойств цели в характеристике realistic, "высвобождается" буква А. Что же она будет обозначать?

Attractive! Цель должна быть привлекательной и вдохновляющей! А это именно то, что делают как раз лидеры: они увлекаются сами какой-либо целью и увлекают людей за собой. Однако тс менеджеры, которые хотят быть манипуляторами, что тоже может повысить их власть над людьми, сами не вдохновляются той или иной целью, а просто искусно зомбируют подчиненных с помощью идеологиии, которую сами не разделяют.

Особенность лидеров, лично стремящихся к цели, к которой они ведут людей, хорошо отражается классическими афоризмами о "великих вождях", которые всегда смотрят вперед, а не назад. При этом, если они действительно великие, то "спиной чувствуют" своих последователей. Более того: приписываемая Конфуцию цитата гласит, что при настоящем вожде люди говорят: "Мы сделали это сами". Не это ли является идеалом современного лидера-менеджера?!

Завершая изложение дискуссионной темы о сходстве и различии менеджмента и лидерства, предлагаем желающим погрузиться в современное англоязычное обсуждение этой проблематики. Так, на сайте leadershipturn.com можно не только прочитать утверждение автора нескольких книг о руководстве и лидерстве Ника Маккормика: "Хорошие лидеры являются хорошими менеджерами, и наоборот", но даже почувствовать себя причастным к формированию нового понятия: leader/manager = = leadager.