Изобразительное и прикладное искусство

В монументальной живописи к началу XII в. происходит постепенное вытеснение дорогостоящей и трудоемкой по технике исполнения мозаики фреской. Русские мастера успешно овладели техникой росписи по сырой штукатурке и, соблюдая каноны православной церкви, при создании своих шедевров обходились уже без греческих мастеров.

В новгородской живописи наблюдается некоторое упрощение художественных приемов, в основе которого лежит стремление сделать церковное искусство более доступным для восприятия простого, неискушенного в богословских тонкостях человека. Тепло, спокойствие и простота исходят от ликов, запечатленных на стенах церквей Георгия в Старой Ладоге и Спаса Нередицы, а также иконы "Ангел Златые Власы".

В староладожской церкви Святого Георгия до нашего времени сохранились фрески барабана, купола, южной апсиды, "Чудо Георгия о змие" на изогнутой стене диаконика и отдельные фрагменты в других местах. Самая крупная фреска – изображение св. Николая, окруженное своеобразной рамой из росписей, имитирующих мрамор. Лучше всего сохранились купольная композиция "Вознесение" и изображения пророков в простенках барабана.

Фрески церкви Спаса на Нередице – наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII в. Храм был расписан целиком: стены, своды, столбы, арки, купол. На стенах и столбах отдельные фигуры и композиции располагались поясами, а нижнюю часть стен покрывал орнамент "под мрамор", как на панелях из различных сортов мрамора, которыми украшались нижние части стен храмов Византии. В куполе находилась композиция "Вознесение", западную стену занимала огромная фреска "Страшный суд".

Это интересно

Икона "Ангел Златые Власы" в настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Датирована второй половиной XII в. Характерной ее особенностью являются волосы ангела, выполненные золотом в технике "асиста" (от лат. assist – "присутствующий"), – штрихование сусальным золотом или серебром волос, складок одежд, перьев, крыльев ангелов на скамьях, столах, престолах, что символизирует присутствие Божественного света, отчего икона и получила свое название.

От живописи Владимиро-Суздальской Руси сохранились лишь фрагменты фресок Дмитровского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Кроме того, сохранились несколько икон, наиболее известны две из их. Эго "Богоматерь Боголюбская" (вторая половина XII в.), послужившая прототипом особого иконописного типа изображения Богородицы (она изображена без Младенца, в рост, в молении перед Господом). Сейчас "Богоматерь Боголюбская" находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике и не экспонируется из-за плохого состояния.

Вторая икона – "Дмитрий Солунский" (конец XII – начало XIII в.), находившаяся ранее в Успенском соборе города Дмитрова, ныне хранится в Государственном Эрмитаже. В облике изображенного на ней святого искусствоведы небезосновательно видят портретные черты князя Всеволода Большое Гнездо, в крещении носившего имя Дмитрий.

По всей Европе прославились русские ювелиры, освоившие тончайшие технические приемы изготовления украшений из золота, серебра, драгоценных камней. Одним из них был знаменитый Лазарь Богша, золотых дел мастер, изготовивший в 1161 г. по заказу Евфросинии Полоцкой драгоценный напрестольный крест для Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря – крест Евфросинии Полоцкой. Богше также приписывают некоторые другие шедевры того времени, в том числе медальон барм нагрудного княжеского украшения из Киевского клада 1824 г., один из лучших образцов эмальерного искусства Древней Руси.

Такие приемы, как скань, чернь, зернь, чеканка, перегородчатая эмаль, до сих пор относятся к числу сложнейших ювелирных операций. Наши предки не только успешно выполняли каждую из них, но часто и совмещали различные типы отделки ювелирных украшений.

В период раздробленности русские земли достигли высочайшего уровня культурного развития. Политический распад Киевской Руси наложил определенный отпечаток на своеобразие культуры отдельных регионов, но основным источником, питавшим культурный процесс XII–XIII столетий, несомненно, явились идейные и художественные традиции Древней Руси. Наследие единого культурного сообщества русских земель вошло как составная часть в мировую историю культуры и цивилизации.