Изменения в системе высших органов государственной власти

М. С. Горбачев находил серьезные недостатки в устаревших теоретических и политических установках, в фиктивности социалистической демократии. Главным вызовом перестройки он считал восстановление творческой инициативы людей, в том числе через развитие институтов самоуправления. На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС рассматривались нс только вопросы совершенствования работы Советов, но и необходимость повышения роли суда, усиления прокурорского надзора, обеспечения прав и свобод граждан. Впервые за годы советской власти была сделана установка на реформирование избирательного процесса, введение альтернативных выборов на всех уровнях.

Понимая необходимость обеспечить кадровый потенциал реформ, Горбачев пытается изменить кадровую политику в самой партии. Критериями подбора партийных руководителей служат теперь компетентность и лояльность к новому курсу. К 1987 г. произошла смена до 70% Политбюро, 60% областных секретарей, 40% членов ЦК КПСС. Изменения шли сверху. Заменялись и хозяйственные руководители. Из 115 членов Совета Министров СССР уже в 1985 г. сменилась треть. Ротация управленческих кадров продолжалась и далее. Правда, темпы и масштабы кадровых перемен привели к тому, что их стали называть чисткой кадров. Некоторые полагали, что она нарушает преемственность и дестабилизирует систему управления.

Для ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса создается ряд специализированных структур: Бюро Совмина СССР по машиностроению, Государственный комитет по вычислительной технике и информатике, Главное управление по созданию и использованию космической техники для народного хозяйства и научных исследований. Уже в 1985 г. прозвучало намерение решительно ликвидировать ведомственные барьеры в агропромышленном комплексе. Созданный 22 ноября этого же года Агропром поглотил пять министерств и один госкомитет, отвечавшие за производство, храпение и переработку сельхозпродукции. Идея, новаторская по тем временам, не принесла ожидаемых результатов. Агропром оказался малоэффективным и был упразднен в 1989 г.

В период 1987–1989 гг., когда четко обозначился курс на демократизацию и ограничение роли КПСС, в системе высших органов власти происходят существенные изменения. Главным событием 1988 г. становится XIX партийная конференция. В выступлении Горбачева звучат "буржуазные" термины: правовое государство, разделение властей, парламентаризм. Основным направлением преобразований становилось разграничение функций партии и государства. Предполагалась передача полномочий по оперативному управлению социальными процессами от партийных органов Советам народных депутатов и обеспечение полновластия Советов всех уровней.

Решения Пленума быстро воплотились на практике. С октября 1988 г. Горбачев занимает еще и пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. На декабрьской сессии Верховного Совета были утверждены важные поправки к Конституции СССР. Высшим органом власти в стране становится Съезд народных депутатов СССР, созываемый один раз в год Верховным Советом. В его состав вошло 2250 человек, треть из которых (750 депутатов) избиралась по территориальным избирательным округам, треть – по национально-территориальным и еще одна треть – от КПСС и других общественных организаций. Выборы проводились по одномандатным или многомандатным избирательным округам при наличии альтернативных кандидатур. К исключительной компетенции съезда относилось принятие Конституции и поправок к ней, утверждение перспективных государственных планов и решение других важнейших общесоюзных вопросов.

Из состава Съезда избирался двухпалатный Верховный Совет СССР и его председатель. Сессии Верховного Совета должны были созываться два раза в год, но этот орган фактически очень быстро стал работать как постоянно действующий. Съезд утверждал Председателя Совета Министров СССР, Генерального прокурора, Председателя Комитета народного контроля. Еще одной поправкой к Конституции учреждается Комитет конституционного надзора СССР, главной задачей которого стала проверка конституционности актов органов государственной власти. Несмотря на то, что в компетенцию Комитета не входило право самостоятельно отменять акты, противоречащие Конституции, он стал важным инструментом защиты конституционных прав и свобод граждан СССР. В отличие от Конституционного суда, Комитет мог по своей инициативе выявлять факты нарушения Конституции. Им были приняты заключения о необоснованности ограничений в прописке граждан, о необходимости обязательного опубликования нормативных актов и т.д.

На состоявшихся выборах в высшие органы власти потерпели поражение многие партийные руководители, и был избран ряд деятелей, находившихся в оппозиции. Так, в Ленинграде вместо старых партийных кадров мандаты депутата получили А. А. Собчак, Ю. Ю. Болдырев и другие независимые кандидаты. В Москве побеждает Б. Н. Ельцин, получив около 90% голосов. С лета 1989 г. демократическая оппозиция переходит в наступление: но всей стране проходят многолюдные митинги и демонстрации в поддержку требований оппозиции кардинально изменить характер проводимых реформ. В марте 1989 г. состоялась шахтерская забастовка, которая летом охватила уже всю отрасль. Митинги и забастовки начинают использоваться как эффективное средство воздействия на официальные власти.

Тогда же начинает осуществляться крупная реформа аппарата ЦК КПСС. Значительно сокращается его численность, вместо отраслевых отделов создается шесть комиссий под руководством секретарей ЦК по основным направлениям партийной работы в новых условиях. Однако демократизация партии отставала от ожиданий общества. Поэтому в августе 1989 г. в КПСС создается группа под названием "Демократическая платформа". Ее участники выступали как сторонники многопартийности, введения фракционного плюрализма в КПСС, отмену ст. 6 Конституции. В КПСС начался процесс политического размежевания. 4 февраля 1990 г. в Москве прошли массовые митинги протеста против ст. 6. На улицы вышло по меньшей мере 200 тысяч человек. Уже 5 марта состоялся расширенный Пленум ЦК КПСС, на котором М. С. Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР с одновременной отменой ст. 6 и установлением многопартийности. В марте 1990 г. III Внеочередной Съезд народных депутатов СССР отменил старую редакцию ст. 6 Конституции СССР, провозглашавшей руководящую и направляющую роль КПСС в политической системе советского общества. В новой редакции говорилось, что КПСС, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами. Тем самым фактически санкционировалась многопартийность, а Коммунистическая партия превращалась в одну из общественных организаций, отделялась от государства. Одновременно съезд принял решение о переходе к президентской форме правления[1]. Во многом это решение объяснялось поиском политического института, способного компенсировать утрату КПСС, ее традиционной интеграционной функции. Первым Президентом СССР на безальтернативной основе был избран М. С. Горбачев. Президент признавался главой государства. Он получал обширные полномочия, значительно ограничившие полновластие Верховного Совета СССР, в том числе и в сфере законодательства. Помимо права отклонять законы, принятые Верховным Советом, он получил право издавать указы нормативного характера. Позднее Президент стал во главе системы исполнительной власти, в связи с чем Совет Министров СССР переименовали в Кабинет министров.

На XXVIII съезде КПСС в июле 1990 г. Программа КПСС была заменена декларативным документом "К гуманному демократическому социализму". Съезд закрепил право отдельных коммунистов и групп выражать свои взгляды и создавать фракции, установил самостоятельность компартий союзных республик. Закон СССР от 9 октября 1990 г. № 1708-1[2] "Об общественных объединениях" разрешал создавать общественные объединения на политической основе. Фактически к моменту издания закона в СССР уже действовали народные фронты, политические партии и иные объединения граждан, чаще всего оппозиционные компартии.