Изменения в системе суда, прокуратуры, органов внутренних дел и государственной безопасности

В феврале 1957 г. расширяются права союзных республик в области правосудия, что потребовало существенной реорганизации органов суда. Согласно Закону СССР "Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов", за Союзом ССР сохранялось право принятия Основ соответствующих отраслей. Тогда же Верховный Совет принимает новое Положение о Верховном Суде СССР. В соответствии со ст. 104 Конституции СССР 1936 г. подтверждался статус Верховного Суда как высшего судебного органа СССР, однако полномочия и объем его деятельности пересматривались. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР, перед которым и был ответственен. В состав Верховного Суда, как и прежде, входили Пленум Верховного Суда СССР, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Военная коллегия и ряд других подразделений. Членами Верховного Суда СССР по должности являлись председатели верховных судов союзных республик.

В 1956 г. были упразднены союзное и республиканские министерства юстиции. В связи с этим на Верховный Суд СССР и верховные суды республик возлагались управление и надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР и союзных республик в пределах, установленных Положением. При этом его надзорные функции были сокращены, а полномочия верховных судов республик расширены. Устанавливалось, что рассмотрение судебных дел в порядке надзора, как правило, должно заканчиваться в судебных органах союзных республик. В порядке судебного надзора коллегии Верховного Суда СССР рассматривали протесты Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР и их заместителей на решения и приговоры верховных судов союзных республик по гражданским и уголовным делам только в случае противоречия этих решений и приговоров общесоюзному законодательству или нарушения интересов других союзных республик.

В задачу Пленума входило рассмотрение протестов Председателя Верховного Суда СССР и Генерального прокурора СССР на решения, приговоры и определения коллегий Верховного Суда СССР; на постановления верховных судов союзных республик в случае противоречия этих постановлений общесоюзному законодательству или нарушения этими постановлениями интересов других союзных республик; рассмотрение материалов судебной практики и судебной статистики и руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Судебные коллегии Верховного Суда рассматривали в качестве суда первой инстанции дела исключительной важности, отнесенные законом к их ведению.

В декабре 1958 г. были приняты Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Участковая система народных судов была заменена единым народным судом города или района, а срок полномочий народных судей увеличился с трех до пяти лет. В нее по-прежнему входили суды СССР: Верховный Суд СССР, а также военные трибуналы, и суды союзных республик: верховные суды союзных республик, верховные суды автономных республик, областные, краевые, городские суды, суды автономных областей и национальных округов, районные (городские) народные суды. Народные судьи избирались непосредственно избирателями. Остальные суды – соответствующими Советами, которым и были подотчетны. Судьей и народным заседателем мог быть избран каждый гражданин СССР, обладающий избирательным правом и достигший ко дню выборов 25 лет. Основы специально не оговаривали профессиональных требований к претендентам на должность судьи. Но этот пробел восполнялся в законодательстве союзных республик.

Основы закрепляли такие принципы судоустройства, как выборность всех судов, коллегиальное рассмотрение дел, независимость судей и подчинение их только закону. Судопроизводство велось на языке соответствующей союзной или автономной республики, а для лиц, не владеющих языком, предусматривалось право полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать в суде на родном языке. Во время исполнения своих обязанностей в суде народные заседатели пользовались всеми правами судьи.

Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положение о военных трибуналах. Входя в единую систему судебных органов страны, руководствуясь едиными для всех судов принципами правосудия, трибуналы строились применительно к организационной структуре армии. Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов и организационное руководство ими осуществлялось Военной коллегией Верховного Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.

24 мая 1955 г. было принято новое Положение о прокурорском надзоре в СССР. Прокурорский надзор восстанавливался в полном объеме, предусмотренном ст. 113 Конституции СССР 1936 г. Еще раз был четко сформулирован принцип подчиненности органов прокуратуры только Генеральному прокурору СССР, их независимость от каких бы то ни было местных органов.

Согласно ст. 1–3 Положения на прокуратуру возлагался надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР. Главной задачей надзора провозглашалось укрепление социалистической законности, обеспечение правильного и единообразного соблюдения законов, "несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям". В обязанности прокуратуры входила охрана от всяких посягательств как прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций, так и политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан СССР. Осуществляя от имени государства надзор за законностью, прокуроры обязывались своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений законов, от кого бы они ни исходили.

Помимо надзора за точным исполнением законов, в задачу прокуратуры входило привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, надзор за соблюдением законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия, надзор за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов, а также надзор за законностью исполнения приговоров и надзор за соблюдением законности содержания заключенных в местах лишения свободы.

Главным методом надзора за исполнением законов в деятельности учреждений, организаций и должностных лиц был протест прокурора в орган, издавший соответствующий акт или в вышестоящий орган. Такой протест подлежал рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с последующим извещением прокурора, принесшего протест. Если речь шла о протесте на постановление о привлечении того или иного лица к административной ответственности, исполнение административного взыскания приостанавливалось до рассмотрения протеста соответствующим органом. При надзоре за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия важной задачей прокурора признавалось строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах. Прокуратура осуществляла и надзор за тем, чтобы никто не был подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.

Органы государственной безопасности и охраны правопорядка

В марте 1953 г. по инициативе Л. П. Берии были заменены руководители МВД во всех союзных республиках, в 12 автономных областях, шести краях и 49 областях России. Первыми распоряжениями нового министра были созданы следственные группы и комиссии по пересмотру дел, находящихся в производстве отделов и управлений МВД. Эти группы занимались делами "врачей", "бывших сотрудников МГБ", "работников Главного артиллерийского управления Военного министерства" и рядом других. В апреле 1953 г. был подписан приказ "О запрещении применения к арестованным каких-либо мер принуждения и физического воздействия". В нем, в частности, содержалось требование ликвидировать в тюрьмах МГБ СССР помещения для применения к арестованным физических мер воздействия, а все орудия, посредством которых осуществлялись пытки, уничтожить. Было ликвидировано Особое совещание при МВД СССР.

В марте 1953 г. произошло слияние МВД и МГБ, двух к тому времени враждующих ведомств. Однако уже 13 марта 1954 г. их вновь разделили, и был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Начиная с 1953 г. из системы МВД выводился ряд структурных подразделений. Так, Дальстрой на Колыме, спецуправление "Енисейстрой", Главное управление золото-платиновой промышленности были переданы Министерству металлургической промышленности, а Управление Гидропроект – Министерству электростанций и электропромышленности СССР. В январе 1960 г. общесоюзное Министерство внутренних дел было упразднено вместе с Главным управлением лагерей. Часть служб и функций министерства передали республиканским МВД. Для федеративного государства подобная мера была не совсем продуманной, поскольку ослабляла координацию работы республиканских ведомств, мешала проведению единой политике в охране правопорядка.