Изменения в организации государственного единства

Развитие национальных отношений имело, конечно, определенное влияние на эволюцию формы государственного единства. Однако в данный период оно не стало главной движущей силой этого процесса. Важнее были другие факторы.

Можно отметить три основные группы изменений в этой сфере и прежде всего - расширение прав союзных республик, произведенное в феврале 1944 г. Верховным Советом СССР. Республикам было разрешено создавать свои войсковые формирования, в соответствии с чем Наркомат обороны становился союзно-республиканским, т.е. в союзных республиках могли организовываться собственные наркоматы обороны, подчиненные НКО СССР. Принятый закон не повлек за собой перекройки армии, раздела ее по республиканскому принципу, но национальные части сохранялись и создавались новые. Наркоматы обороны в республиках практически не возникли. Национальные формирования сыграли важную роль, особенно в Прибалтике.

Другой закон, принятый 1 февраля 1944 г., предоставлял членам Союза право внешних сношений. Соответственно Наркомат иностранных дел также преобразовывался в союзно-республиканский. Этот закон был реализован в большей мере, чем первый, однако тоже не полностью, поскольку его осуществление зависело не только от СССР, но и от других держав, в первую очередь наших тогдашних союзников, которые воспротивились выходу всех 16 советских республик на международную арену. Реально были признаны субъектами международного права только Украина и Белоруссия. В частности, именно эти республики вместе с Советским Союзом были приглашены в апреле 1945 г. на международную конференцию в Сан-Франциско, где была создана ООН, и вошли в число ее учредителей. Впоследствии эти республики практически участвовали в работе ООН.

Украина и Белоруссия вступили также в двусторонние отношения с соседними государствами. Например, уже в сентябре 1944 г. Украина подписала соглашение с Польшей о взаимном обмене гражданами (оптации). Что касается остальных союзных республик, то их международная деятельность практически не развернулась. В республике были созданы собственные наркоминделы, но они имели, скорее, декоративный характер. Правда, их работники неизменно участвовали в разного рода специальных общесоюзных делегациях, выезжавших за границу.

Возникает, однако, вопрос: зачем были приняты упомянутые законы и какие последствия они имели? Следует сказать, что такая новация, очевидно, заведомо противоречила ленинским идеям, положенным в основу образования СССР. В.И. Ленин говорил о возможности в будущем "оставить союз советских социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов". Теперь же получилось как раз наоборот. Те ведомства, которые Ленин не считал возможным децентрализовать, как раз и подвергались такой процедуре. Почему?

За два месяца до принятия упомянутых законов состоялась Тегеранская конференция руководителей трех великих держав-союзниц. Победы Красной Армии под Сталинградом и на Курской дуге, освобождение Киева и неуклонное продвижение советских войск на запад предвещали не столь далекое окончание войны. Поэтому стада актуальной проблема послевоенного устройства мира. Она-то среди других и была поставлена теперь на конференции. В том числе обсуждался вопрос о создании международной организации, которая должна прийти на смену изжившей себя Лиги Наций. И советское руководство решило, что будет выгодней иметь в ее составе 16 или 17 советских членов. Однако прожект этот был заведомо обречен на неудачу. Союзники СССР всполошились, и Англия в ответ на советскую идею протащила в ООН некоторые свои доменионы, а США пригрозили, что включат в нее все свои штаты. Пришлось довольствоваться двумя дополнительными советскими республиками. И практика скоро показала, что сколько-нибудь существенного влияния на работу Организации они не окажут, хотя вскоре в ООН вошла целая группа наших новых союзников из Восточной Европы.

Более того, эта реформа дала даже определенный отрицательный результат. Дело в том, что националистические круги, преимущественно на Украине, стали раздувать щеки, подчеркивая величие своей республики: "Мы теперь субъект международного права, и Союз нам вроде бы и не нужен". В дальнейшем это приведет к известным печальным последствиям.

Что касается развития советской автономии, то в этой сфере была проведена серия акций, которые нельзя расценить иначе, как позор для Советского государства и его национальной политики. Мы имеем в виду принудительное переселение некоторых народов и упразднение их автономий. Первыми еще в 1941 г. пострадали немцы Поволжья, а также другие советские немцы, проживавшие в различных областях европейской части страны. Сталин заподозрил их в потенциальной готовности помогать врагу и счел целесообразным переселить на Урал, в Сибирь, Киргизию и Казахстан. Надо сказать, что к этому были некоторые основания. Дело в том, что Гитлер объявил немцев, живущих в любой стране, гражданами Райха, с вытекающими отсюда правами и обязанностями. И некоторая, хотя и небольшая часть советских немцев восприняла это как директиву. В оккупированных районах, в которых осталась какая-то часть советских немцев, германские власти проводили своеобразную политику. Эта категория людей составляла особую группу, называемую "фольксдойче", которая имела своеобразный статус: оккупанты признавали их немцами, но как бы второго сорта, и использовали в качестве подручных оккупационной администрации за соответствующие материальные и иные блага. Реакция советских властей поэтому становится понятной. Так или иначе, но за переселением советских немцев логично последовало и упразднение их автономии - Республики немцев Поволжья.

В 1943-1944 гг. уже после освобождения соответствующих районов от оккупантов такая же судьба постигла крымских татар, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев и некоторые другие небольшие народы юга России. Следует признать, что среди них оказалось немало активных пособников оккупантов. Крымские татары, например, создали даже целые воинские части в составе германской армии. В Чечне, где немецкая разведка еще с мирного времени имела связи, были подняты антисоветские восстания, причем в самые тяжелые для страны моменты - во время битвы под Москвой и Сталинградского сражения. Документально подтверждено, что оккупанты, заигрывая с горцами, собирались после окончания войны их физически уничтожить, поскольку относились к ним с глубоким презрением, скрываемым до поры до времени.

Круг предателей был известен органам НКВД, и, конечно, фашистские пособники заслуживали самого сурового наказания. Однако вместо того, чтобы привлечь к ответственности действительных изменников, руководство страны приняло решение репрессировать целые народы. Все они были принудительно высланы в Среднюю Азию и Казахстан, а их автономии упразднены.

Необходимо отметить, что Советский Союз не был оригинальным, проводя эти мероприятия. Еще в феврале 1942 г. подобные же меры принял Президент США Ф. Рузвельт по отношению к своим гражданам японской национальности. 120 тыс. их было не просто выселено из западных штатов, Но и заключено в специальные концентрационные лагеря, расположенные в отдаленных пустынных местностях. Американские президенты только через полвека извинились перед оставшимися в живых японо-американцами.

Среди позитивных изменений в организации государственного единства СССР, произошедших в это время, следует отметить и некоторое расширение его территории.

В 1944 г. к Советскому Союзу присоединилось одно небольшое государство - Тувинская Народная Республика (ТНР), образованная еще после окончания гражданской войны, в 1921 г. На освобожденной от белых территории Урянхая 13 августа состоялся Учредительный съезд (хурал) тувинского народа, который принял уже и первую конституцию нового государства. ТНР объявлялась суверенным государством, однако свои внешние функции осуществляла через Советскую Россию, т.е. была под протекторатом РСФСР. В Туве на некоторое время сохранилась русская самоуправляющаяся трудовая колония, которая на основании Конституции ТНР жила по российским законам и подчинялась Москве. Постепенно, правда, ее права свертывались, русские граждане были приравнены к тувинцам.

Становление тувинской государственности проходило не очень гладко, поскольку оно затрагивало интересы Китая и Монголии. Дело дошло даже в 1924 г. до промонгольского восстания в одном из районов республики, правда, легко погашенного мирными средствами.

С точки зрения общественного развития ТНР стояла ниже, чем среднеазиатские народные республики, возникшие примерно в то же время. Здесь не было еще даже намека на капитализм, не существовало, соответственно, и пролетариата. Большую роль играло духовенство, ламаизм был признан государственной религией, не возбранялся и шаманизм. Тем не менее был взят курс на переход от феодализма прямо к социализму. В частности, в начале 30-х гг. сделали попытку коллективизации сельского хозяйства, закончившуюся неудачей. На этом фоне разгоралась как классовая борьба (против прежних феодалов, первоначально занявших посты в государственном управлении ТНР), так и борьба за власть между поколениями руководителей республики.

Тем не менее экономика и культура ТНР развивались, причем большую роль в этом играла помощь СССР. По существу, в 30-е гг. бюджет Тувы примерно на 90% зависел от дотаций Союза, но такая форма помощи со стороны СССР была недостаточной. Недаром руководитель ТНР отмечал, что соседние с республикой советские Хакасия и Ойротия развиваются успешней. Такое обстоятельство и заставило руководство республики поставить вопрос о присоединении к Советскому Союзу. Впервые об этом заговорили еще в 1939 и 1941 гг., но вплотную подошли к проблеме в 1944 г. В одном из документов руководитель Тувинской народно-революционной партии С. Тока даже писал, что речь идет не о присоединении Тувы к России, а о воссоединении, воссоздании того единства, которое было до революции.

В силу всего сказанного 7 августа 1944 г. этот вопрос обсуждался на заседании политбюро ЦК ТНРП. 15 августа он был решен на Пленуме ЦК партии. Через два дня декларация о вхождении Тувы в СССР была принята Чрезвычайной VII сессией Малого Хурала - высшего (хотя и не верховного) органа власти Тувы. В Москву была послана специальная делегация, которую принял председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин. 1 октября 1944 г. Президиум Верховного Совета издал указ: " 1 ) удовлетворить просьбу Малого Хурала трудящихся ТНР и принять ТНР в состав СССР; и 2) просить Верховный Совет РСФСР принять ТНР в состав РСФСР на правах автономной области". ТНРП была распущена, а ее членам предоставлено право вступить в ВКП(б)1.

В ноябре того же года Красная Армия освободила от немецко-венгерских оккупантов Закарпатье, население которого обратилось к СССР с просьбой включить область в состав УССР, хотя оно и считает себя не украинцами, а особой народностью - русинами. 26 ноября в городе Мукачево состоялся первый съезд народных комитетов Закарпатской Украины, образовавшихся еще в ходе боев против фашистов. Съезд единогласно принял Манифест о присоединении области к Советской Украине. Поскольку СССР никогда не признавал раздела Чехословакии нацистской Германией, то решать вопрос о судьбе Закарпатья следовало с его законным владельцем. Соответственно в 1945 г. в Москве был подписан договор между Чехословакией и СССР, по которому Закарпатская Украина переходила в состав УССР.

По договору с Польшей был произведен обмен территориями: Белостокская область отошла к нашему соседу, а район с центром в городе Владимир-Волынский - к Украине. На Ялтинской конференции в феврале 1945 г. великие державы признали правомерной передачу западных областей Украины и Белоруссии в состав Союза, подтвердив границу по знаменитой линии Керзона2. Таким образом, были собраны в одном государстве все украинские земли, но вместе с тем усилилась многонациональность республики. Второй по величине национальностью на Украине оставались русские, хотя этническая грань между ними и украинцами малоразличима, а восточная часть республики вообще преимущественно русская.

Расширение территории Советского Союза произошло ив результате его победы над фашистской Германией и империалистической Японией. Советский Союз добился существенного изменения восточных границ Германии в пользу Польши. В состав Литвы включили Клайпеду (Мемель), отобранную у нее немцами, как помним, в начале 1939 г. К Советскому Союзу перешла часть Восточной Пруссии, включая Кенигсберг, переименованный вскоре в Калининград. По договору с Финляндией к Советскому Союзу отошел старинный русский город Печенга, в результате чего у СССР появилась общая граница С Норвегией.

После победы над Японией нашей стране в соответствии с решением Ялтинской конференции были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова.

В наше время кое-кто, стремясь доказать неправомерность присоединения Прибалтийских республик к Советскому Союзу в 1941 г., утверждает, что якобы этот вопрос должен был быть пересмотрен после войны. Однако такая проблема даже не ставилась ни на одной международной конференции. Выдвигают также точку зрения, согласно которой якобы США никогда не признавали Прибалтийские республики советскими. Между тем на Ялтинской конференции Президент США Рузвельт, говоря о кандидатах в члены - учредители ООН, назвал, во всяком случае, три советские республики, и среди них Литву. Следует полагать, что статус Латвии и Эстонии не мог отличаться от литовского. Вместе с тем никто не ставил вопрос о членстве Прибалтийских республик в ООН именно в силу того, что все считали их частями СССР. В отличие от Украины и Белоруссии, которых приняли в ООН, Литва и другие Прибалтийские республики не имели такого удельного веса ни в составе Союза, ни по участию в войне.