Изменения в государственном строе

Палата общин 4 января 1649 г. объявила себя носителем верховной власти в Англии, постановления которого имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. После суда над королем и его казни в конце марта 1649 г. королевское звание и верхняя палата парламента были упразднены. Конституционное закрепление республиканской формы правления завершилось актом 19 мая 1949 г., в котором провозглашалось образование республики. Верховной властью в государстве объявлялись "Представители народа в парламенте". Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем.

В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названного "Орудием управления". Согласно ст. 1 акта высшая законодательная власть в Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалась в лице лорда-прогектора и народа, представленного в парламенте.

Исполнительная власть в государстве вверялась лорду-протектору и Государственному совету. Лорд-протектор командовал вооруженными силами, с согласия большинства совета мог объявить войну и заключить мир, назначал новых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов. Главной опорой протектора оставалась армия. Для содержания последней и покрытия других издержек правительства вводился ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда- протектора.

Парламент был однопалатным. Для участия в выборах устанавливался довольно высокий имущественный ценз. Однако вскоре О. Кромвель перестал созывать парламент, произвольно формировал Государственный совет. В Англии оформлялась личная диктатура Кромвеля, создавшая предпосылки восстановления монархии.

Реставрация монархии

Режим личной власти О. Кромвеля по своей сути и форме не мог обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Еще при жизни Кромвеля усиливались консервативные настроения правящих кругов. Так, в 1655 г. Кромвелю предложили корону, но он отказался от королевских регалий. В 1657 г. была восстановлена вторая палата парламента. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение народных масс, смерть Кромвеля ускорила соглашение буржуазно-дворянской верхушки с феодальной аристократией в целях возвращения к "законной власти".

В 1658 г. после смерти О. Кромвеля власть на некоторое время перешла в руки его сына Ричарда Кромвеля, который, однако, не пользовался поддержкой и влиянием ни в обществе, ни в армии. В 1659 г. парламент провозгласил себя верховной властью и на престол пригласил сына казненного короля – Карла II. Произошла реставрация власти династии Стюартов.

По замыслам правящей верхушки эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции. Действительно, в так называемой "Бредской декларации" 1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участников революции и о вероисповедании будут оставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участников революции преследовали, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время были восстановлены англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных "Звездной палаты" и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.

Политический режим, характеризующийся стремлением Карла II и его преемника Якова II к восстановлению абсолютизма, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране.

Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группировки. Представители придворной аристократии и часть джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию тори. Оппозиция – торгово-финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия, – образовала партию вигов. Обе группировки еще не были оформлены в организационном отношении. В последующем и виги, и тори прошли через целый ряд партийных размежеваний и переходов части их членов из одной группировки в другую. Тем не менее, их борьба наложила отпечаток на дальнейшее политическое развитие страны.

Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, по приобрел более общее значение, упростив процедуру получения судебного приказа о доставке арестованного в суд. Любой подданный, задержанный за "уголовное или считаемое уголовным" деяние (исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать "habeas corpus". После рассмотрения копии предписания об аресте судья должен был выдать такой приказ, адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив приказ "habeas corpus", шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд и указать истинные причины ареста. Далее судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при совершении которых по закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, "habeas corpus" не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи петиции о разборе дела и освобождении на поруки.

Лицо, освобожденное по приказу "habeas corpus", нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить заключенного из одной камеры в другую или содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.

Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний ожидали высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.

Акт 1679 г., наряду с Великой хартией вольностей, приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд юридически действенных гарантий неприкосновенности личности. Он воплощал в себе требования презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежащей процедурой и по месту совершения проступка. В то же время следует отметить историческую ограниченность и определенные недостатки этого закона. Во-первых, существенно ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжком уголовном преступлении или соучастии в нем. Во-вторых, для освобождения на поруки до суда требовался значительный денежный залог, который мог внести только состоятельный человек. В-третьих, действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.

В то же время Карл II и, особенно, Яков II проводили открыто антибуржуазную политику, направленную на восстановление старых абсолютистских порядков. Это привело к формированию широкой оппозиции Стюартов в английском обществе.