Изменение отношения к зарубежной историографии

В годы "перестройки" изменилось отношение к западной историографии, которая ранее рассматривалась исключительно как фальсификаторская. В опубликованных во второй половине 1980-х гг. работах А. В. Гребенюка, А. Е. Куниной, А. Н. Сахарова, О. М. Семко, В. В. Согрипа звучала мысль о дифференцированном подходе к произведениям западных советологов. 1 июня 1987 г. редакция журнала "История СССР" провела встречу историков за круглым столом по проблеме "Современная немарксистская историография и советская историческая наука". Участники встречи отметили, что многие представители буржуазной исторической пауки отказываются от политизированных и упрощенных схем, стремятся к более объективной трактовке истории России. В январе 1989 г. круглый стол советских и американских историков организовала редакция журнала "Вопросы истории", инициатива мероприятия принадлежала американской стороне.

В публикуемых обзорах западной литературы по истории России основное внимание уделяли уже не ее критике, а изучению и применению к конкретным проблемам отечественной истории. Этот подход условно можно назвать так: "Отечественная история — взгляд со стороны". Па русский язык были переведены и опубликованы произведения тех исследователей, которых па Западе причисляли к ревизионистскому направлению в исторической науке. Д. Боффа, И. Дойчер, Э. Карр, С. Коэн, А. Рабинович достаточно лояльно относились к советскому режиму, критикуя лишь отдельные его стороны. Первый западный обобщающий труд по советской истории, опубликованный в нашей стране, — книга итальянского историка Д. Боффа "История Советского Союза". Она представляла альтернативу советским учебникам, прежде всего в анализе послеоктябрьской истории. По-новому трактовалась социально-экономическая история России первых двух десятилетий XX в. в книге английского историка Э. Карра, автора 12-томной "Истории Советской России".

К концу "перестройки" на книжных прилавках появились произведения по истории России, созданные российскими эмигрантами (Н. Л. Бердяев, Н. И. Ульянов, И. Л. Ильин). Их творчество пронизывало стремление выделить некую "русскую идею" и через ее призму рассматривать исторические судьбы России. Большое впечатление на читателей произвела книга И. А. Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма", в которой, несмотря на неприязнь автора к большевикам, появление коммунистической идеи в России объяснялось особенностями ее исторического развития.

Начинали доходить до читателя произведения консервативных западных исследователей и историков русского зарубежья, критически оценивавших советский опыт. Вышедшая "Квинтэссенция" представляла собой сборник статей критиков коммунизма. Один из них — 3. Бжезинский — в статье "Большой провал. Агония коммунизма" писал о России как о "лишней стране" в мировом сообществе; коммунизм, по его мнению, являлся разновидностью тоталитаризма. Историк- эмигрант С. II. Мельгунов в работе "Красный террор в России 1918—1923 гг." обвинял коммунистов в развязывании государственного террора против собственного народа. Наряду с этими работами появлялись и произведения эмигрантской монархической историографии (И. А. Солоневич).