Избирательная система Российской Федерации

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Референдум – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений посредством голосования. Правовую основу регулирования отношений, складывающихся в процессе выборов и референдума, составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные нормативные правовые акты.

Избирательное право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления гражданами принадлежащих им избирательных прав в процессе выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также выражения воли на референдуме. В узком смысле, избирательное право – это субъективное право гражданина, включающее право избирать и право быть избранным. Право избирать называют активным избирательным правом. Право быть избранным называют пассивным избирательным правом. К избирательным правам относится также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, осуществлен не других избирательных действиях.

Основные принципы избирательного права России выражены следующей формулой: гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 1 ст. 3 Закона) .

Всеобщее избирательное право означает, что гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (н. 2 ст. 4 Закона).

Однако и активное, и пассивное избирательное право ограничивается определенными условиями – цензами. Например, возрастной ценз – ограничение по возрасту, ценз оседлости – ограничения избирательного права, связанные со сроком проживания на определенной территории. Так, активным избирательным правом обладает гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (п. 3 ст. 4 Закона) . В отношении пассивного избирательного права законом могут устанавливаться дополнительные ограничения.

Закон определяет основания лишения граждан Российской Федерации пассивного избирательного права. Так, не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства. Не может быть избран гражданин, осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, а также до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости за совершение тяжкого преступления, и до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости за совершение особо тяжкого преступления. Лишен права быть избранным гражданин, имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления экстремистской направленности. Не имеет права быть избранным гражданин Российской Федерации, подвергнутый административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, если голосование состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (п. 3.2 ст. 4 Закона).

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Равное избирательное право означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях, т.е. имеют равное число голосов (ст. 5 Закона).

Прямое избирательное право означает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, – за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно. На выборах в органы местного самоуправления граждане Российской Федерации также могут голосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) непосредственно (ст. 6 Закона).

Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Под избирательной системой понимают совокупность общественных отношений в сфере осуществления выборов, урегулированных нормами права. В этом значении понятия "избирательное право" и "избирательная система" будут тождественны. Однако термин "избирательная система" может указывать на порядок определения результатов выборов. Так, выделяют мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. Мажоритарная система предполагает такой порядок определения результатов выборов, при котором избранным является кандидат, набравший большинство голосов. Так, мажоритарная избирательная система применяется, например, на выборах Президента РФ, на выборах депутатов Государственной Думы, половина состава которой избирается по одномандатным округам. Пропорциональная система предполагает голосование на выборах не за отдельных кандидатов, а за списки кандидатов и последующее распределение депутатских мандатов пропорционально числу голосов, поданных за список. Половина состава Государственной Думы РФ избирается на основе пропорциональной избирательной системы.

Избирательный процесс, т.е. процесс проведения выборов, имеет несколько стадий: назначение выборов; составление списков избирателей; образование избирательных округов (избирательный округ – территория, от которой избирается депутат или выборное должностное лицо); образование избирательных участков для голосования и подсчета голосов; выдвижение кандидатов политической партией или в порядке самовыдвижения; регистрация кандидатов соответствующей избирательной комиссией; предвыборная агитация; голосование; определение итогов выборов.

Подготовка и проведение выборов осуществляется Центральной избирательной комиссией РФ (ЦИК РФ) и другими избирательными комиссиями. Система избирательных комиссий включает ЦИК РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований; участковые избирательные комиссии (п. 1 ст. 20 Закона). ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ являются постоянно действующими (ст. 21, 23 Закона).

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществляется за счет средств федерального бюджета (ст. 57 Закона). Финансирование избирательной кампании политической партии, выдвинувший федеральный список кандидатов, кандидата по одномандатному округу осуществляется из средств избирательных фондов, которые учреждаются соответственно политической партией, выдвинувшей список, или кандидатом по одномандатному округу. Причем избирательный фонд может формироваться только за счет собственных средств партии или кандидата, а также добровольных пожертвований граждан и юридических лиц (ст. 58 Закона).