Избирательная комиссия муниципального образования

Статус. Избирательная комиссия муниципального образования как вид комиссии появилась только с принятием Закона о гарантиях избирательных прав. До июня 2002 г. организацией подготовки и проведения выборов в муниципальных образованиях занимались соответствующие территориальные избирательные комиссии. Появление избирательной комиссии муниципального образования (далее – муниципальная избирательная комиссия) привнесло очень много вопросов, касающихся статуса самой комиссии, системы избирательных комиссий, взаимоотношений между избирательными комиссиями.

Избирательная комиссия муниципального образования создана для подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, голосования по отзыву выборного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Муниципальная комиссия не предназначена для организации подготовки и проведения государственных выборов любого уровня. Хотя информирование о ходе подготовки к государственным выборам муниципальная избирательная комиссия осуществлять вправе.

Согласно Закону о гарантиях избирательных прав полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную комиссию. Для такого возложения необходимо обращение представительного органа этого муниципального образования в избирательную комиссию субъекта РФ. На основании данного обращения избирательная комиссия субъекта РФ принимает решение о возложении полномочий муниципальной комиссии на территориальную. Данная норма предусмотрена для муниципальных образований с небольшой численностью населения, в которых сложно подобрать кандидатуры членов избирательных комиссий, и нет смысла содержать две комиссии в одном муниципальном образовании. Однако даже в случае возложения на нее соответствующих полномочий во время муниципальных выборов территориальная избирательная комиссия действует исключительно в качестве муниципальной.

Отметим, что согласно ст. 26 Закона о гарантиях избирательных прав полномочия территориальной комиссии по решению избирательной комиссии субъекта РФ, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. Данная норма представляется вполне логичной. В данном случае вполне применима норма о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, и хотя территориальная комиссия не является органом государственной власти, а избирательная комиссия муниципального образования – органом местного самоуправления, аналогия закона в данном случае налицо. К примеру, ст. 21 Избирательного кодекса Свердловской области регламентирует, что формирование территориальной комиссии не осуществляется, если ее полномочия возложены на избирательную комиссию муниципального образования. Между тем в ряде субъектов РФ законодатель пошел по иному пути, который хоть и разрешается законом, но является спорным. Так, ст. 17 Закона Архангельской области от 8 ноября 2006 г. № 268-13-03 "О выборах в органы местного самоуправления Архангельской области" закрепляет, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии Архангельской области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию. Если на территории муниципального образования действуют две и более территориальные избирательные комиссии, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них. Выбор территориальной избирательной комиссии, на которую возлагаются полномочия избирательной комиссии муниципального образования, производится с учетом мнения представительного органа. Тем не менее в Постановлении от 30 ноября 2000 г. № 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона

Курской области от 22 марта 1999 года “О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области”" Конституционный Суд РФ выработал правовую позицию, согласно которой полномочия органов местного самоуправления не могут быть переданы органам государственной власти. Данный подход, на наш взгляд, правомерно перенести на государственные и муниципальные органы.

Избирательная комиссия муниципального образования не является органом местного самоуправления, поскольку ее полномочия не направлены на решение вопросов местного значения. Однако Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет статус муниципальной избирательной комиссии в гл. 6 "Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления". В целях придания более весомого статуса избирательной комиссии муниципального образования законодатель назвал данную избирательную комиссию муниципальным органом. Определение муниципального органа можно сформулировать примерно следующим образом: "Муниципальным является невыборный орган, входящий в систему органов местного самоуправления и способствующий решению вопросов местного значения, обладающий самостоятельностью в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, уставом муниципального образования, иными муниципальными правовыми актами". Хотя следует отметить, что федеральный законодатель подчеркнул: муниципальная избирательная комиссия не входит в структуру органов местного самоуправления. В данном случае, на наш взгляд, законодательство закладывает некую коллизию: с одной стороны, как уже отмечалось, нормы о муниципальной избирательной комиссии закреплены в главе, посвященной органам местного самоуправления, но, с другой стороны, эта комиссия не входит в структуру органов местного самоуправления. В таком случае Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" либо должен совсем отказаться от закрепления статуса избирательной комиссии, "передав" эту функцию избирательному законодательству, либо вывести нормы об избирательной комиссии муниципального образования за рамки гл. 6 Закона. Более логичным видится первый из предложенных вариантов.

Интересно, что в отличие от избирательной комиссии субъекта РФ или от территориальной избирательной комиссии муниципальная избирательная комиссия не обязательно должна являться юридическим лицом. Согласно Закону о гарантиях избирательных прав статус юридического лица может быть придан муниципальной избирательной комиссии либо уставом муниципального образования, либо нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Данная норма представляется нам спорной, поскольку если устав муниципального образования не предусмотрел юридическую личность избирательной комиссии, то по логике закона ее может предусмотреть глава муниципального образования, приняв соответствующий нормативный правовой акт. Однако акты главы не могут противоречить уставу муниципального образования. Поэтому федеральному законодателю следовало бы ограничиться нормой о том, что придавать статус юридического лица муниципальной избирательной комиссии может только устав муниципального образования. К примеру, устав муниципального образования "город Екатеринбург" придал статус юридического лица муниципальной избирательной комиссии в октябре 2008 г., и с 31 декабря 2008 г. данная избирательная комиссия стала действовать в качестве юридического лица. Также ст. 41 Устава муниципального образования "город Ульяновск" фиксирует, что муниципальная избирательная комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Думается, что законодатель поступил вполне разумно, предоставив право муниципальным образованиям самим определять юридическую личность избирательных комиссий.

Если предусматривать, что муниципальная избирательная комиссия является юридическим лицом и действует на постоянной основе, то в местном бюджете необходимо закладывать средства на ее ОГЛАВЛЕНИЕ и финансовое обеспечение. Если комиссия действует на постоянной основе, то ее обеспечение должен осуществлять аппарат, что также повлечет дополнительные финансовые затраты. Члены же аппарата должны являться муниципальными служащими, и их ОГЛАВЛЕНИЕ должен взять на себя местный бюджет.

Избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве 8, 10 или 12 членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса. Конкретное число членов комиссии устанавливается уставом муниципального образования.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет. Если срок полномочий муниципальной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, в которой участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании.

Подобная ситуация имела место в Екатеринбурге, Челябинске, иных муниципальных образованиях. Срок полномочий действующей на тот момент муниципальной избирательной комиссии в Екатеринбурге заканчивался в феврале 2008 г. Однако в это время шла избирательная кампания по выборам главы Екатеринбурга. Поэтому организацией подготовки и проведения указанных выборов занималась действующая избирательная комиссия. Аналогичная ситуация произошла с Челябинской городской избирательной комиссией на выборах 14 октября 2012 г. В это время в Челябинске проходили дополнительные выборы депутатов городской Думы по трем округам.