Иудея

В Библии сохранилось высказывание царя Соломона: "С кем постоянно находишься в торговых сношениях – считай и оценивай: что даешь, что получаешь – запиши". В Пасху жрецы Иерусалимского храма не приступали к службе до тех пор, пока "главный бухгалтер" Иудеи не закроет все счета и не составит отчет, и пока этот отчет не получит санкции контрольных органов. Специальная инструкция предусматривала порядок учета пожертвований в храм. Перед алтарем устанавливался сундук, царский контролер вместе с главным жрецом вскрывали замок и подсчитывали "выручку".

Персия

Известно, что оплата работы осуществлялась частично деньгами, частично натурой. Работник получал требование-наряд в конторе и предъявлял его казначею; последний вел платежную ведомость, в которой делал отметку о выдаче денег. По этому же требованию-наряду выдавались продукты. Бухгалтеры и контролеры в этой империи вели учет не только явный, но и тайный. Основным источником знаний становится журнал анонимных писем, а человек, занимающийся учетом, получает почти официальное название – "глаза и уши царя".

Античная Греция

Учет велся преимущественно на дощечках, выбеленных гипсом, иногда применялся папирус, но он был очень дорог. Для черновых записей пользовались глиняными черепками. В Греции широко применялся примитивный счетный прибор – абак, известный еще в Древнем Египте. Он представлял собой доску с желобками, каждый из которых предназначался для определенного числового разряда (идея данного прибора сохранилась и до наших дней в виде счетов).

Здесь впервые появляются деньги в виде монеты. Это явление было одним из существенных скачков в развитии учета: деньги выступили сначала как средство проведения расчетов, а затем – в качестве меры стоимости. Оценка имущества в денежном выражении становилась преобладающей. Поскольку в учете фигурировали монеты разной чеканки, было три варианта обеспечения их соизмеримости: сначала их складывали по металлу и весу, йогом – по видам монет, затем – по их покупательной стоимости.

Интересен подход в то время к материальной ответственности. Греки рассматривали воровство (кражу) только как материальный вред. Они создавали такие условия, что государству были выгодны недостачи у материально ответственных лиц. Однако важно, чтобы у растратчика было что брать, поэтому на должности с материальной ответственностью назначались только богатые люди, способные внести крупный залог или пользующиеся поддержкой влиятельных поручителей.

В Афинах были специальные чиновники и контролеры, в обязанности которых входило составление отчетов о доходах и расходах государства. Финансовый учет и контроль находился в руках десяти выбираемых населением лиц, в функции которых входили учет храмового имущества, проведение инвентаризации движимого и недвижимого имущества.

В государственном хозяйстве регистрировались не только факты посту плен ия и выдачи денег, здесь встречались и зачетные платежи, и переводы платежей в другие кассы. Деньги хранили своеобразно. На каждый вид расходов открывался отдельный кувшин, которому присваивался буквенный индекс. На конкретные расходы можно было брать деньги только из строго определенного кувшина. И наконец, любопытная деталь: ключ от кассы находился у одного чиновника, а ключ от помещения, где хранилась документация, – у другого чиновника, причем запрещалось обмениваться этими ключами.

Античный Рим

Записи в учете выполнялись на лыке, на деревянных, покрытых воском дощечках, медных досках, коже, холсте, пергаменте и папирусе. Однако основные достижения были не в технических атрибутах, а в системе учетных регистров. Здесь не просто велись учетные книги, но существовала развитая взаимосвязанная их система.

В Риме в значительной степени развивался бюджетный учет в масштабе всего государства. В отдельных провинциях велась книга Brevanium, где отражались как сметные ассигнования, так и их исполнение. В дальнейшем в литературе этот регистр получил название книги Императорских счетов, которую можно рассматривать как первый баланс государственного хозяйства.

Для государственного учета был характерен развитый бюрократизм, имевший и положительные последствия. Например, в Риме появилось положение о непреложности документирования всех фактов хозяйственной жизни, и там, где операции не оформляли документально, составляли оправдательные записки.

Во времена Римской империи широкое развитие получила систематическая запись. В легионах для расчета с каждым солдатом открывается отдельный лицевой счет. Солдату три раза в год начислялось жалование. Оно могло выплачиваться либо деньгами, либо пищей, одеждой, обувью и др. Стоимость предоставленного имущества и питания вычиталась из начисленной суммы жалования. Налогов, не считая удержаний на знамя и жертвоприношения, практически не было. Все это было сделано с умыслом: солдата надо было материально поощрять – посмотрит он в свой лицевой счет и обрадуется, а платить ему деньги незачем, если солдата убивали, то деньги списывали в доход легиона.

Цель учета в Древнем Риме была главным образом контрольная, т.е. "разоблачать" убытки, возникшие по причине мошенничества или неумелости хозяйственных слуг. Дошедшие до современников сведения об учете в античном мире очень скупы, подлинная картина скрыта от нас временем.

Исторические источники указывают, что в странах Древнего мира складывалась профессия, ОГЛАВЛЕНИЕм которой было умение вести учет – делать записи по совершенным операциям, отражать остатки имущества, контролировать данные, обеспечивать их сохранность. В то же время возникают и первые школы, обучающие этой профессии. При этом первоначально ею занимались мужчины, и только в Вавилоне при храмах этой профессии обучали жриц.