Лекция 27. ИУДАИЗМ

Иудаизм возник на рубеже II–I тысячелетий до н.э. среди еврейских племен. Термин иудаизм (ивр. יהדות – яхадут) происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося, по библейскому повествованию, самым многочисленным среди всех 12 колен израилевых. Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI в. до н.э. – ок. 977 г. до н.э.), при котором объединенное Израильско-Иудейское царство в конце XI в. до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин иудей стал часто использоваться как эквивалентный слову еврей.

Будучи продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока – Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм, отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность, никогда при этом не был обособлен от внешних влияний. Постоянпая необходимость адаптации в процессе исторического развития, сопровождавшаяся упразднением или модернизацией тех или иных доктрин иудаизма, порождала многочисленные противоречивые толкования при оценке основных его принципов. Так, теософская школа рабби Симлая (III в.) полагала, что иудаизм насчитывает 613 догматов. В Средние века чрезвычайно популярным было учение раввина из Египта Моше Маймонида (1135/38–1204), разработавшего тринадцать принципов веры. Наряду с этим существовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме вообще нет догматики, кроме положения о существовании единого Бога.

Еще на ранней стадии своего становления иудаизм перешагнул рамки духовной сферы и активно вторгся в общественно-политическую практику. Уже тогда его структура приняла достаточно разветвленный характер и включила в себя по меньшей мере семь основных элементов:

1) учение о Боге, сущности Вселенной и человеке;

2) Священное Писание;

3) свод религиозных законов, охватывающих также область светского права;

4) порядок отправления религиозного ритуала;

5) систему религиозных институтов;

6) кодекс морально-нравственных отношений;

7) концепцию богоизбранности народа Израиля и его мессианского предназначения.

Явление Мессии (посланника или помазанника Бога) ассоциируется в иудаизме с наступлением Царства Божьего и восприятием всеми другими народами истинности единого Бога и Его универсальных законов, зафиксированных в Торе.

Священное Писание – Сфарим – известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах (ивр. תנ״ך – ТаНаХ). В него входят Тора (Учение), или Пятикнижие, авторство которого приписывается традицией пророку Моисею; Невиим (Пророки) – 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера; Ктувим (Писания) – 13 книг разнообразных религиозных жанров. Самая древняя часть Танаха датируется X в. до н.э. Работа по составлению канонизированного варианта Священного Писания была завершена в III–II вв. до н.э.

Центральная доктрина иудаизма – вера в единого Бога, который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Одно из основных имен Бога в иудаизме – Яхве (Иегова). Это имя запрещено произносить даже в молитве. В Танахс оно заменяется на ряд других: ха-Шем (Имя), Адонай (мой Бог), Шаддай (Всемогущий). Всего в иудаизме около 70 имен Бога, а наиболее часто встречается в Танахе – Элохим (буквально – Боги), что подтверждает факт су- шествования у евреев многобожия в домонотеистичесткую эпоху. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору.

Иудаизм осуждал ассимиляцию евреев и противостоял ей, оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля. Еще в 444 г. до н.э. иудаистское духовенство настояло на принятии обязательного закона, запрещавшего евреям вступать в родство с представителями других народов. Уже тогда этот закон привел к отделению иудеев от самаритян – так стали называть приверженцев иудаизма, которые не были уведены в вавилонский плен (586–538 гг. до н.э.). Ортодоксальные раввины до сих пор не признают законности брака евреев с неевреями.

С одной стороны, очертив круг своих потенциальных сторонников представителями одного народа и установив крайне жесткие требования для прозелитов, иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание. За длительную историю существования еврейской религии лишь царство Адиабена в Месопотамии (ок. I в. до н.э. – I в. н.э.), Химьяритское царство в Южной Аравии в 517–525 гг. и Хазарский каганат в VIII в. провозгласили иудаизм своей государственной религией. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма, безусловно, явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку он не только призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ, исполняющий мессианское предназначение, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на Земле с целью установления в мироздании царства мира и справедливости.

Иудаизм тесно связан с древней историей семитских народов и прежде всего еврейского. Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э. наряду с процессом разложения родового строя у части западносемитских племен аморрейской группы на смену широко распространенной среди народов Древнего Востока космогонической мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом. Возможно, не мифические, а вполне реальные библейские патриархи (родоначальники еврейского народа) Авраам, Исаак и Иаков начали вести борьбу с политеизмом, а к моменту вторжения еврейских племен в Ханаан и появления у них первых государственных институтов (XII в. до н.э.) соотношение между мифологизированным язычеством и новой монотеистической верой явно склоняется в пользу последней.

В соответствии с библейским преданием, родоначальником еврейского народа, а также ряда других семитских народов (например арабов) был Авраам – потомок Эвера, внук Шема (Сима), первого сына Ноя. Семья последнего, как повествует библейская традиция, была единственной человеческой общиной, уцелевшей после Всемирного потопа. Авраам из Ура Халдейского вместе со своей семьей совершает необычный и длительный переход из Южного Междуречья в Ханаан[1]. По пути в Ханаан в Харане (Северная Месопотамия) Авраам заключает Завет с Богом в обмен на обещание Всевышнего отдать ему Ханаан и обеспечить многочисленное потомство (возможно, XX в. до н.э.). Тогда же Бог известил Авраама о том, что его потомки будут рабами "в земле не своей" на протяжении 400 лет. Это предсказание исполнилось во время пребывания колен Израилевых в Египте (возможно, XIII в. до н.э.), после чего избранник Бога Моисей выводит Бней Исраэль (ивр. – сыновей Израиля) из египетского рабства и после сорокалетнего скитания по Синайской пустыне снова приводит их в Ханаан. Как и патриарх Авраам, пророк Моисей подтверждает Завет с Богом, что находит свое выражение в Десяти Заветных Заповедях и законодательных положениях Торы, дарованных, согласно Танаху, Моисею на Синайской горе. Десять Заповедей обязывали евреев соблюдать весьма простые и доходчивые правовые и морально- этические нормы (да не будет у тебя других богов перед лицом Моим, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай отца своего и мать свою и т.п.). Скорее всего, Завет Моисея и понимание им Бога существенно отличались от религиозных представлений времен Патриархов. Бог открывает себя патриархам через имя Эль-Шаддай (точное значение этого термина не определено), в то время как с момента синайского откровения имя Бога как единого покровителя всех сыновей Израиля передается ранее не употреблявшимся термином Яхве.

В годы завоеваний еврейскими племенами Ханаана (XIII– XII вв. до н.э.) и в последующий период межплеменной раздробленности, известный как эпоха Судей (Шофтим) – 1200–1025 гг. до н.э., Бог иудеев не имел постоянного культового центра. Главная святыня иудеев – Ковчег Завета, в котором находились скрижали с Десятисловием, – размещалась в переносном храме-скинии. Преданность Всевышнему находила свое выражение в жертвоприношениях, соблюдении заповедных обетов, молитве и обязательном обряде обрезания младенцев мужского пола.

С образованием объединенного Израильско-Иудейского царства при Давиде в 1004 г. до н.э. Ковчег Завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н.э. сыном Давида царем Соломоном (царствовал с 965 по 928 г. до н.э.) в Святом Городе были возведены царский дворец и Храм в честь Бога. Храм обслуживался сословием священников (коханим) и их помощников (левиты), которые вместе с царской знатью составили господствующую верхушку утвердившегося в Израильско-Иудейском царстве рабовладельческого строя. Тогда же зарождается идея вечной и нерушимой связи Бога Израиля, династии Давида и богоизбранничества священного Иерусалима.

Однако после отделения в конце X в. до н.э. от Иудейскою царства с культовым центром в Иерусалиме Израильского (Северного) царства появляются новые места отправления культа большей части израильских племен – в Бейт-Эле и Дане. Многобожие у евреев просуществовало еще несколько столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосии (ок. 639 – ок. 608 гг. до н.э.) от 622 г. до н.э. об отмене культов всех других богов, кроме культа единого Бога.

После падения Израиля под ударами Ассирии в 722 г. до н.э. и захвата в 586 г. до н.э. Иудеи войсками Навуходоносора (царь Вавилонии в 605–562 гг. до н.э.) начинается рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские колонии (диаспора). Большинство евреев не жило в Иудее, но обитало в Египте, Испании, Галлии, Британии, Персии и т.д. Во время Вавилонского плена (586–538 гг. до н.э.) евреи не подверглись ассимиляционным процессам. Они расселялись в Малой Азии, вернулись в Иудею, достигли Египта, нигде не переставая оставаться собой. Вавилонский плен – это период, когда евреи, оказавшись за пределами Палестины, сохранили собственную идентичность. Объясняется это фактом "девтерономической реформы" царя Иосии (ок. 639 – ок. 608 гг. до н.э.). Концепция монотеизма, централизованного храмового культа, представление о плене как о каре за грехи и мессианские надежды на восстановление царства – характерные черты иудаизма в условиях Вавилонского плена.

Самая крупная еврейская диаспора находилась в Вавилонии, где в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой в иудаизм были привнесены мифы об ангелах, сатане и вера в загробное царство и бессмертие души. В годы Вавилонского пленения усилилось стремление к освобождению, и иудаизм стал идейным знаменем движения за восстановление государственной самостоятельности и за возврат на земли библейских предков с целью воссоздания Иерусалимского Храма. Во главе "собирания" евреев вокруг иерусалимской святыни находилось жреческое сословие. В восстановленном благодаря указу персидского царя Кира в V в. до н.э. иудейском теократическом государстве с отстроенным заново Вторым Храмом и Иерусалиме Тора была обязательным законом.

Эллинистическое влияние, особенно усилившееся после захвата Иудеи (с этого времени эту территорию часто называют Палестиной) в 322 г. до н.э. Александром Македонским, привело к тому, что большая часть евреев, расселившаяся в странах Восточного Средиземноморья, нс знала иврита – языка Торы. Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен 70 учеными Египта и получил название Септуагинта.

Эллинизация особенно глубоко проникла в среду элитарных слоев иудейского общества, включая храмовых священников (Бейт-Аарон'), стоявших во главе еврейского самоуправления сначала в составе Иудеи в рамках Птоломеевского Египта (301–200 гг. до н.э.), а затем – Селевкидского царства (200–142 гг. до н.э.). Этим сословиям противостояла группировка софрим (Писцы), которые, признавая важность Письменного Закона, стати разрабатывать Устный Закон, представлявший собой разветвленную систему толкований и пояснений к положениям Торы.

В годы правления Селевкидского царя Антиоха IV Епифана (175–164 гг. до н.э.) усиливаются гонения па иудейскую религию: иудеям возбранялось читать 'Гору на иврите, соблюдать субботу и обряд обрезания, в Иерусалимский Храм были внесены статуи греческих богов. Ответной реакцией на религиозные гонения стало восстание иудеев, верных Закону Торы, во главе которых находились представители рода Хасмонеев, известные также в исторических анналах как Маккавеи. В освободительной войне иудеев против Селевкидского царства сталкивались также интересы ха- сидеев (правоверные иудеи) и эллинизированных жителей Иудеи (митъявним). Восстание Маккавеев закончилось полным освобождением Иудеи от греческих влияний. Второй Храм был очищен от греческих богов (165 г. до н.э.). Однако короткий период политической независимости (142 г. до н.э. – 6 г. н.э.) сменяется подчинением Иудеи власти римских прокураторов.

Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением многих палестинских городов, в том числе и Второго Храма в Иерусалиме (70 г.), массовыми гонениями на евреев. В этих условиях борьба против римского государства, как и прежде, принимает религиозные формы, а в самом иудаизме возникло несколько религиозно-политических течений.

Как и во время освободительного движения Маккавеев, периферии снова суждено было стать средоточием борьбы против внешних завоевателей. В горных районах Галилеи зарождается движение зелотов, объявивших Риму непримиримую войну. Параллельно существовало отколовшееся от зелотов движение викариев, которые вместе с антиримской войной параллельно вели борьбу социальную, обвиняя зажиточных иудеев и даже служителей Храма в продажности и стремлении к компромиссам с врагами.

Свое отношение к новой ситуации пришлось проявить и традиционным иудейским религиозно-политическим течениям – фарисеям, саддукеям и ессеям. Фарисеи, верившие в воскрешение из мертвых, пришествие Мессии, бессмертие души и возможность интерпретации Письменного Закона, после окончательного подчинения Иудеи Римской империи разделились на умеренных и непримиримых к чуждым влияниям. Саддукеи, сила и влияние которых проистекали из их принадлежности к священническому роду левитов, видели свое предназначение в поддержании Иерусалимского Храма и сохранении вековых традиций Торы. В основной своей массе саддукеи занимали соглашательскую позицию по отношению к Риму. Ессеи, предпочитавшие жить в уединении и верившие, как и фарисеи, в пришествие Мессии, воскрешение души, относились крайне враждебно к римским завоевателям.

Ряды зелотов пополнялись представителями всех трех течений. Сикарии объединяли преимущественно маргинальные слои иудейского общества. Серьезные политические потрясения в Иудее в годы правления римских прокураторов дали толчок развитию идей первоначально христианства.