Разделительные умозаключения

Чисто разделительное умозаключение — умозаключение, в котором посылки и заключение являются разделительными суждениями.

Вот его схема:

Например: "Управлять можно либо человеческими ресурсами (А), либо техническими или иными системами (В)". "В работе с людьми понятие брака не применимо: либо высший уровень работы ,), либо нам придется расстаться (Л)" (из постулатов менеджмента). Следовательно, либо высший уровень работы (Л,), либо нам придется расстаться (А) (в работе с людьми), либо возможен брак в управлении техническими или иными системами (В).

Разделительно-категорическое умозаключение — это умозаключение, в котором одна из посылок разделительное, а другая — категорическое суждение.

Данное умозаключение имеет два модуса:

1) Modus ponendo tollens (утверждающе-отрицающий). Его схема:

Например: Стиль лидерства может быть демократическим (А) или автократичным (В). Стиль данного лидера демократический (А). Значит, он не является автократичным (—iß).

Следует иметь в виду, что данный модус даст достоверное заключение только в том случае, когда возможности в разделительной посылке исключают друг друга (строгая дизъюнкция);

2) Modus tollеndo ponens (отрицающе-утверждающий). Его схема:

Например:

Стиль лидерства может быть демократическим (А) или автократичным (В). Стиль данного лидера не демократический (—А). Значит, он является автократичным (В).

Необходимо учитывать, что этот модус дает достоверное заключение только в том случае, когда в разделительной посылке перечислены все возможности (закрытая дизъюнкция).

Особую группу умозаключений из сложных суждений составляют такие, которые имеют в своем составе и разделительные, и условные посылки.

Условно-разделительные умозаключения

Условно-разделительное умозаключение — это умозаключение, в котором одна посылка состоит из двух или более условных суждений, а другая представляет собой разделительное суждение. Его еще называют леммой (от греч. lemma — предложение, предположение). Такое название обусловлено тем, что в этих умозаключениях рассматриваются различные предположения и их следствия.

Условно-разделительные умозаключения по количеству альтернатив в разделительной посылке бывают следующих видов:

• дилеммы (две альтернативы);

• трилеммы (три альтернативы);

• полилеммы (четыре альтернативы и более).

Как правило, на практике используются дилеммы.

Существует четыре вида дилемм: две простые (конструктивная и деструктивная) и две сложные (конструктивная и деструктивная).

Дилемма считается конструктивной (утверждающей, созидающей), если в заключение ее входят следствия условных посылок.

Дилемма считается деструктивной (отрицающей, разрушительной), если в заключение ее входят отрицания оснований условных посылок.

Дилемма считается простой, если заключение представляет собой простое категорическое суждение.

Дилемма считается сложной, если заключение является сложным разделительным суждением.

Запишем схемы дилемм.

1. Простая конструктивная дилемма:

Например:

<• Вели наставлять приказами (А), то люди будут стараться обойти запреты и потеряют чувство стыда (В). Если насаждать порядок наказаниями (С), то люди будут стараться обойти запреты и потеряют чувство стыда (б)" (Конфуций).

Но правитель обычно наставляет приказами (/1) или насаждает порядок наказаниями (С). Следовательно, люди будут стараться обойти запреты и потеряют чувство стыда (В).

2. Простая деструктивная дилемма:

Например:

"Если наставлять добродетелью и поддерживать порядок посредством ритуала (А), то люди будут знать, что такое стыд (В) или будут вести себя пристойно (С)" (Конфуций).

Но люди не знают, что такое стыд (—-В) и не ведут себя пристойно (-1С).

Значит, правитель не наставляет добродетелью и не поддерживает порядок посредством ритуала (-Л).

3. Сложная конструктивная дилемма:

Например:

Если наставлять приказами и насаждать порядок наказаниями (А), то люди будут стараться обойти запреты и потеряют чувство стыда (В). Если наставлять добродетелью и поддерживать порядок посредством ритуала (С), то люди будут знать, что такое стыд и будут вести себя пристойно (£•).

Но правитель либо наказывает (Л), либо подает пример добродетельного поведения (С). Значит, люди, обходя запреты, теряют чувство стыда (В), либо ведут себя пристойно (О).

4. Сложная деструктивная дилемма:

Например:

"Когда верхи чтят ритуал (А), никто из простолюдинов не посмеет быть непочтительным (В). Когда верхи чтят долг (С), никто из простолюдинов не посмеет быть непокорным (/))" (Конфуций).

Простолюдины непочтительны (-.В) и непокорны Значит, верхи не чтят ни долг (—.С"), ни ритуал (—Л).

Заключение

Умение оперировать выводным знанием является одним из важнейших компонентов общей и профессиональной культуры специалиста. Дедуктивная логика исключает всякую расплывчатость в деловом общении, неоднозначность и противоречивость в обработке документов, бессистемность в использовании информации.

Качество выводного знания в умозаключениях логики во-вторых, от логических связей между простыми суждениями в их составе.

Выводы

Самые распространенные виды умозаключений из сложных суждений — это чисто условное, чисто разделительное, условно-категорическое, разделительно-категорическое и условно-разделительное умозаключения.

Условно-категорическое умозаключение имеет два правильных модуса (две разновидности): утверждающий и отрицающий.

Разделительно-категорическое умозаключение также имеет два правильных модуса: утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий.

Условно-разделительное (лемматическое) умозаключение чаще всего используется в виде дилеммы. Известны четыре вида дилемм: простая конструктивная, простая деструктивная, сложная конструктивная и сложная деструктивная.