Историзм психических феноменов

Историзм один из научных принципов рассмотрения мира, природных и социально-культурных феноменов и явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии. Данный научный принцип предполагает анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования, в контексте времени, в развитии (в континууме прошлого, настоящего, будущего).

Принцип историзма лег в основание социологических учений о человеке К. Маркса и Ф. Энгельса. Классической для социальной психологии стала работа Ф. Энгельса, в которой рассматривается развитие человечества через взаимную детерминацию исторических изменений в структуре и функциях семьи, частной собственности и государства на макроисторическом уровне [1]. Принцип историзма в изучении социальных и психологических феноменов был положен в основу немецкой философско-социологической школы конца XIX — начала XX в., к представителям которой относят В. Дильтея, Г. Зиммеля, Г. Риккерта, М. Вебера и др.

Принцип историзма стал основополагающим в отечественной психологии в начале XX в. С. Л. Рубинштейн, анализируя философские основы психологии, подчеркивал, что "человеческая психология, человеческие чувства — продукт истории". С. Л. Рубинштейн исходил из идеи К. Маркса: "Образование пяти внешних чувств — это работа всей до сих пор протекшей всемирной истории" [2]. Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, развиваемые в отечественной психологии, легли в основу ключевых направлений исторической психологии: изучались роль труда, речи и общения в условиях становления сознания и самосознания человека. При этом данный вопрос рассматривался в трех ракурсах:

1) филогенез (антропогенез) — развитие человека как вида, эволюция видотипического поведения и психики;

2) историогенез — развитие знаковых систем как орудия психического, эволюция социокультурного поведения и сознания человека;

3) онтогенез — развитие индивидуального человека, индивидуального поведения и самосознания [3].

В отечественной психологии устоялась идея неразрывной взаимосвязи биофизического и культурного планов детерминации психического. Исходя из базовой идеи Л. С. Выготского о том, что знак есть орудие психического, историогенез психики стал рассматриваться через изучение истории развития знаковых систем. Л. С. Выготский и А. Р. Лурия пришли к идее об истоках человеческого мышления: "Историю человеческой памяти невозможно понять без истории письма, как историю человеческого мышления — без истории речи. Стоит только вспомнить социальную природу и происхождение всякого культурного знака, чтобы понять, что психологическое развитие, рассматриваемое с этой точки зрения, есть развитие социальное, обусловленное средой. Оно прочно вводится в контекст всего общественного развития и раскрывается как его органическая часть" [4]. По сути, онтогенез личности Л. С. Выготский рассматривал как индивидуальную форму интериоризации истории культуры человечества отдельным человеком: "Культурное развитие основано на употреблении знаков, и включение их в общую систему поведения протекало первоначально в социальной, внешней форме" [5].

Интериоризация (фр. interiorisation, от лат. interior — внутренний), переход извне внутрь. В рамках теории Л. С. Выготского — всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида.

В науке утвердилось понимание того, что феномен личности человека - факт исторического становления культуры [6]. Каждая историческая эпоха складывала специфическую, соответствующую ей ментальность. Исторически обусловленные изменения реалий бытия человека, безусловно, влияли, а зачастую и определяли развитие психики человека, особенностей его личности, сознания и самосознания. Феномены развития и бытия личности всегда имеют историческую обусловленность. Индивидуальное сознание каждого человека включает в себя историческое сознание. Понимание человека и его психологических феноменов невозможно вне рамок исторических контекстов. Знание исторического развития и исторически обусловленных изменений любого психического феномена обеспечивает его адекватное понимание.

Исторический контекст при этом событиен, т.е. выступает как особая цепь событий — социальных действий и явлений — совместное бытие. Один из основоположников экзистенциализма Мартин Хайдеггер (1889—1976) отмечал: "Бытийная история определяется уместностью вмещающего бытия, в каковом вмещении как уместность, так и вмещающая местность, давая знать о самих себе, удерживают себя. Удержание себя по-гречески значит эпохе. Отсюда речь об эпохах истории бытия. Эпоха означает здесь не временной отрезок в происходящем, но основную черту уместности, неизменное удержание ею самой себя в пользу внятности вмещаемого, т.е. бытия в аспекте углубления в сущее. Последовательность эпох, вмещаемых бытием, и не случайна, и не может быть вычислена как неизбежная" [7]. Как социальная память — событийна, так и индивидуальное самосознание человека — событийно. Однако событийность в той или иной мере переживается человеком в рамках той социальной концепции времени, которая удерживается в конкретной культурной общности, к которой он принадлежит. Традиционное сознание дописьменных культур ориентируется в большой степени на течение времени как "круг вечного возвращения". Человеку письменных культур свойственно в большой степени так называемое историческое сознание, т.е. переживание истории социума и истории своей жизни в линейной последовательности событий. Появление исторического сознания немецкий философ и психолог Карл Ясперс (1983—1969) связывал с "осевым временем" — моментом смены мифологического мировоззрения на рациональное, философское, историческое (800—200 до н.э.). В этот момент человечество переходит в русло исторического развития. К. Ясперс отмечал, что "единство истории как полное единение человечества никогда не будет завершено. История замкнута между истоками и целью, в ней действует идея единства. Человек идет своим великим историческим путем, но не завершает его в реализованной конечной цели. Единство человека - границы истории. А это значит: достигнутое завершенное единство было бы концом истории. История — движение под знаком единства, подчиненное представлениям и идеям единства" [8].

Становление познания психических феноменов на основе принципа историзма развивалось в различных аспектах:

- зарождение и развитие сознания — роль труда, познания и общения как факторов эволюции сознания в антропогенезе (фундаментальными работами в этой области стали исследования Б. Ф. Поршнева [9]);

первобытное ("пралогическое") мышление и мифологическое сознание (классические исследования в этой области Л. Леви-Брюля, К. Леви- Строса, М. Элиаде) [10];

психологическая история и ментальность эпох (данное направление представлено как работами, в которых делаются попытки психологической интерпретации эволюции человеческой культуры [11], так и исследованиями, обсуждающими ментальность и психическую жизнь конкретных эпох [12]);

— историчность психических и социокультурных феноменов [13];

— историческое сознание и психологическое время личности [14].

Природа человека и природа социума во взаимной детерминации породили исторически развиваемый феномен — личность. Персоногенез как историческое становление феномена личности, развитие авторской позиции и чувства личности, индивидуация и персонализация культуры человечества — ключевые вопросы современной психологии.