История возникновения и развития геополитических концепций и теорий вне Западной Европы

Практически во всех учебниках по геополитике речь идет в основном только о западных исследователях и западных теориях, что не отражает реальность. Вопрос не в том, что данные теории несовершенны или бездоказательны, а в том, что они инициированы из одного центра. Так как необходимость всестороннего анализа в современном глобальном мире не подвергается сомнению, следовательно, для полноты и объективности любой геополитической концепции или теории необходимо исследовать подходы к данным проблемам, которые выработаны и в других регионах мира, в частности на Востоке, поскольку дихотомия Восток-Запад длительное время являлась определяющей в мировой истории. Хотя понятия "геополитика" в незападной науке не существовало, но отношение к географическому пространству, к территории и понимание его роли в государственном строительстве и политике в трудах восточных ученых и мыслителей выражено достаточно ясно.

В древнейших литературных памятниках Востока внимание к территории, к географическому пространству было значительным.

Китай

Китайская мифология наряду с обожествлением Неба, боготворила и Землю – территорию, на которой жил парод, связывая эти два понятия как мужское и женское (Ян и Инь). Размер территории, которую занимает государство, определяется численностью народа, проживающего на ней. В трудах китайского философа Сюнь-цзы (ок. 313 – после 238 гг. до н.э.), данная зависимость выражена следующим образом: "когда земли прибавляется, но народ покидает меня, когда забот много, а славных дел мало, когда территория (царства) расширяется, но народ, который должен ее охранять, уменьшается, это и составляет причину того, что обширное (царство) становится маленьким".

В изречениях и высказываниях Конфуция (551–479 гг. до н.э.) понятие государства связано с понятием семьи. Государство тоже семья, только большая, в которой государь – отец подданным. Управление государством связано с умеренностью. "Излишняя слабость или излишняя суровость вредны, надобно уметь соединять силу с умеренностью", т.е. держаться разумной середины.

Характерным для Конфуция и конфуцианства стала проповедь ненасилия в межгосударственных отношениях, что было весьма необычно для того времени. Основные усилия общества должны быть направлены на самосовершенствование и достижение добродетели, т.е. сила государства, по Конфуцию, определяется разумным и мудрым правлением.

Конфуцианство в той или иной степени сохраняло и продолжает сохранять влияние на геополитику Китая вплоть до настоящего времени.

Ближний и Средний Восток

С возвышением мусульманского Востока получили свое развитие идеи античных мыслителей, касающиеся проблем развития государства, труды многих из которых дошли до нашего времени благодаря арабским ученым.

С точки зрения истории геополитики наиболее интересны произведения выдающегося арабского мыслителя Ибн Хальдуна (1332–1406). Он рассматривал зависимость силы государства от характеристики пространства, которое то занимает, и связывал закат государства с расширением его территории. Его учение о закономерном характере развития человеческого общества, обусловленного географической средой, о цикличности развития цивилизаций намного опередило свое время.

Византия

Рис. 1. Карта Византийской империи в период наибольшего территориального расширения

Византийская политическая мысль отражала промежуточное, срединное положение Империи – положение, как и впоследствии у России, между Востоком и Западом (рис. 1), поэтому она в известной степени синтезировала и западные, и восточные учения. Особенное значение изучение византийского наследия имеет для России, поскольку в геополитическом и религиозном плане Россия являлась наследницей Константинополя (Царьграда) и таковой себя ощущала вплоть до XX в. Общность исторической судьбы двух империй состояла в том, что государственно-образующую религию – православие, Россия приняла от Византии и сохранила ее вплоть до нашего времени.

Размышляем самостоятельно. Принятие Древней Русью христианства как государственной религии от Византийской империи, а затем после его раскола – его православной ветви, предопределило геополитические противоречия между Россией и Западом.

Согласны ли вы с данным утверждением? Аргументируйте ответ.

Геополитика Византийской империи и России имеет много аналогий. Неприкосновенность территории и могущество Византийской империи в первую очередь обеспечивались военной силой. Император был военачальником, обладавшим неограниченной властью, в том числе и в церковных делах. "Как лицо, не только имеющее абсолютную власть и государстве, но и являющееся органом церковного управления, император получал близкий к священству статус. Считалось, что он обладает одновременно властью политической и высшими правами от Самого Христа по защите Церкви... он по должности являлся верховным военачальником и довольно часто сам возглавлял армию в походах".

Поэтому в своей знаменитой "Хронографии" Михаил Пселл (1018 – около 1078) – ученый византийский монах, приближенный ко многим императорам – отождествляет болезнь императора Исаака I Комнина с прогрессирующей болезнью государства. Кроме данной причины, византийские историки другие причины ослабления своего государства находили в следующем:

– возросший сепаратизм областей. Византийские вельможи стремились к независимости в провинциях и заключали союзы с врагами-соседями;

– переход к наемному войску. Пользуясь наличием больших денежных средств, императоры активно привле-

кали наемников. "Создавалось опасное противоречие: если сами воинские упражнения рассматривались как почетное и благородное дело, то в воинах видели, прежде всего, чужаков, враждебных эллинской цивилизации";

– концентрация власти в руках императора и нарушение симфонии властей порождали деспотизм и произвол. Один из крупнейших византийских историков XIII в. Георгий Акрополит (1217 – после 1282) писал: "цари вообще хотят, чтобы патриархами были люди смиренные, недалекие по уму, которые легко уступали их желаниям, как признанным постановлениям. А это чаще случается с людьми необразованными: будучи невеждами в слове, они не способны на смелое слово и преклоняются перед императорскими распоряжениями";

– праздность и роскошь знати и двора, растрата государственной казны на свои нужды. Это явление в свою очередь способствовало социальной дифференциации и росту напряженности в отношениях между различными слоями общества. Практиковалась продажа государственных должностей даже иностранцам;

– полное безразличие к морали и господствующей религии. В хрониках описываются случаи кощунства и осквернения святынь за столом у императоров.

Эти причины падения характерны не только для Византийской империи. По мнению Михаила Дуки, гибель Османской империи также неминуема и в этом он видел проявление закона возмездия, исторической справедливости и порядка, восходящих к Богу. Падение Константинополя в 1453 г. окончательно похоронило идею создания единой православной империи и центр православия окончательно перешел в Россию. И именно поэтому великий русский поэт Ф. Тютчев видел в Византийской империи пролог будущей великой империи Востока, которую должна была создать Россия.

Параллели между Византийской империей и Россией проводились часто и, как уже указывалось выше, они имели под собой основания. Так, например, геополитическая концепция Византии носила в основном оборонительный характер. Ее характер обусловливался тем, что у империи было недостаточно сил, чтобы бороться и возвратить утерянные территории, поскольку даже усиливавшийся налоговый пресс на население не мог помочь решению данной проблемы. Практически непрерывные войны требовали огромных затрат от Константинополя, что и привело к отторжению от имперской власти основной части населения. Неудивительно, что после захвата Малой Азии турками-сельджуками наблюдался массовый переход крестьянства в ислам.

Империя почти не имела союзников, а те, которые существовали, всегда были готовы напасть на нее при первом удобном случае, невзирая на то, что де-юре они находились под покровительством Константинополя. "Чем в этом смысле была империя? Это инструмент ограждения православного и потенциально-православного пространства... И это не столько инструмент экспансии, сколько своего рода оборонительный инструмент, призванный закреплять то, что было достигнуто иным путем, защищать от внешних посягательств и внутренних нестроений".

Жесткая централизованная власть длительное время позволяла решать эти задачи, но она постепенно вырождалась. И все же основным фактором, который предопределил падение империи, являлся геополитический, т.е. Византия пала вследствие неравенства сил, она не могла в одиночестве противостоять и Востоку, и Западу. Но отличительной чертой исследований западных ученых по отношению к Византии является предвзятость, которая распространялась не только на религиозную, но и на другие сферы общественной жизни: военную, политическую, экономическую. Эти оценки тиражировались на протяжении столетий. "Средневековое византийское тоталитарное государство, вызванное к жизни успешным воскрешением Римской империи в Константинополе, оказало разрушительное действие на византийскую цивилизацию". Такое отношение Запада к Византии было впоследствии перенесено и на Россию.

Византийская цивилизация и до настоящего времени оказывает влияние и прямое, и опосредованное на всю православную христианскую цивилизацию и в первую очередь на Россию.

Размышляем самостоятельно. В чем состоят, по вашему мнению, существенные отличия европейских и неевропейских подходов к роли географического пространства в формировании внешней политики государства?

Какие практические выводы можно сделать из анализа данных отличий?