История становления психологии развития и возрастной психологии

Оформление психологии развития (детской или возрастной психологии) как самостоятельной отрасли научного знания произошло во второй половине XIX в. Соединились два независимые друг от друга направления, до этого времени развивавшиеся параллельно (исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, а также этнографические исследования детства и языка, главным образом изучение детских игр и сказок.

В это же время психология развития начала, наконец, рассматриваться учеными в качестве самостоятельной области психологической науки.

Объективными предпосылками ее формирования были:

• требования педагогической практики;

• разработка идеи развития в биологии;

• появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.

Первым в мире отдельным научным трудом по детской психологии стала книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера "Душа ребенка" [1]. В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.

В это время в педагогике задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

Как и любая область знаний, детская психология начиналась со сбора и накопления информации. На протяжении веков ученые просто описывали проявления и дальнейшее развитие психических процессов. Накопленные знания потребовали систематизации и анализа, а именно:

• поиска взаимосвязей между отдельными психическими процессами;

• осмысления внутренней логики целостного психического развития;

• определения последовательности этапов развития;

• исследования причин и путей перехода с одного этапа на другой.

В детской психологии стали использоваться знания смежных наук: генетической психологии, изучающей возникновение отдельных психических функций у взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, и педагогической психологии. Все большее внимание уделялось психологии обучения. Свой вклад в становление детской психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К. Д. Ушинский (1824—1870). В работе "Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии" он писал, обращаясь к учителям: "Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которым вы их хотите приложить".

Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809—1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И. М. Сеченов (1829—1905). В классическом труде "Рефлексы головного мозга" (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории.

В начале XX в. в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т.п. Детская психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития.

Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (3. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).

Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л. С. Выготским (1896—1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности.

1. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя и более людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

2. Теория деятельности А. Н. Леонтьева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем — как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией.

3. Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия и затем через речевую функцию заканчивается умственной деятельностью.

4. Концепция учебной деятельности — исследования Д. Б. Эль- конина и В.В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности средствами учебной деятельности.

5. Теория "первоначального очеловечивания" И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова, в которой анализируются начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

В последние десятилетия психология развития изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на смежные научные дисциплины, а с другой — сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное ОГЛАВЛЕНИЕ.