История становления отечественной психологии. Деятельностный подход в психологии

Развитие психологической мысли в России неразрывно связано с историей русской философии, культуры и литературы, а также открытиями в естествознании.

Особое место в развитии научного знания вообще и психологического знания в частности принадлежит великому ученому-энциклопедисту М.В.Ломоносову (1711-1765). Психологические взгляды Ломоносова были составной частью его общественно-научного мировоззрения. Опираясь на открытый им закон сохранения вещества и движения, он видел в ощущениях и восприятии человека результат особого вида механического воздействия предметов и явлений природы на органы чувств. В его трудах последовательно проводятся идеи о том, что психические явления выступают отражением внешнего мира, а психика зависит от деятельности органического субстрата - мозга. Ему принадлежит теория цветового зрения, в соответствии с которой цвета не являются порождением органов чувств, а существуют объективно и независимо от человека.

Решающее значение для развития русской психологии имели психологические идеи великих русских философов-материалистов- А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова. Следует отметить также влияние русской литературы на развитие представлений о душевной жизни человека. Проза Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, поэзия В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета значительно обогатили русскую психологию тонкостью чувствования и переживания душевных порывов и эмоциональных состояний.

В XIX в. большие успехи отечественного естествознания (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский и др.) оказали огромное влияние на становление материалистического подхода в отечественной психологии.

Точкой отсчета, определяющей начало нового этапа в развитии психологической мысли как самостоятельной научной дисциплины, стал 1885 г., когда известным неврологом и психиатром В. М. Бехтеревым была создана в Казани первая отечественная психофизиологическая лаборатория. Вслед за этим открылись психологические лаборатории и в других городах России: В. Ф. Чижа в Юрьеве, А. А. Токарского в Москве, а также А. О. Ковалевского, В. М. Сикорского и др.; в последующие годы развернули работу лаборатории Н. А. Бернштейна и Г. И. Россолимо.

Важную роль в развитии мировой экспериментальной психологии играли лучшие представители русской психологической науки. Прежде всего это относится к H. Н. Ланге - одному из крупнейших и наиболее передовых представителей экспериментальной психологии в России.

Мощные социальные изменения, связанные с революцией 1917 г. и последующей Гражданской войной, объективно формулировали социальный заказ перед науками о человеке, что стало благоприятной почвой для их развития в первое послереволюционное десятилетие. Советская психология начинала свой путь в то время, когда мировая психологическая наука, с которой русская психология всегда находилась в теснейшей связи, сохраняя при этом свои самобытные черты, вступила в полосу кризиса. Немаловажную роль играла поддержка науки со стороны государства, которое в период своего утверждения нуждалось в опоре на интеллектуальный потенциал общества, в теоретическом и идейном оправдании и обосновании планируемых и осуществляющихся преобразований. Показательным является тот факт, что в 1918 г., в сложный для Советской республики момент, принимается решение о создании в Петрограде Института по изучению мозга и психической деятельности.

Отвечая на актуальные запросы общественной практики, психология активно включается в жизнь. Начинается период ее общественного самоутверждения. Бурное развитие в первые послереволюционные десятилетия получают различные психологические прикладные дисциплины (психотехника, педология), осуществляется поиск новых форм связи психологии с практикой, возрастает результативность, экономическая и социальная эффективность психологических разработок.

В это время идет активный поиск методологической основы для развития науки, возникают различные направления: рефлексология В. М. Бехтерева (1857-1927), реактология К. Н. Корнилова (1879-1957), культурно-историческая теория Л. С. Выготского (1896-1934), теория установки Д. Н. Узнадзе (1886-1950). В 1930-е гг. складывается мощное теоретико-методологическое и экспериментальное направление, получившее название деятельностный подход, основной категорией анализа в котором выступает деятельность. Особая заслуга в развитии этого подхода принадлежит Л. С. Выготскому, С. Л. Рубинштейну (1889-1960), А. Н. Леонтьеву (1903-1979), в работах которых оформились положения, продуктивно развивавшиеся в течение последующих лет их учениками и последователями.

Л. С. Выготский, основываясь на идее культурно-исторической детерминации психики, предложил рассматривать развитие психики с двух точек зрения, отслеживая две линии ее развития: натуральную и культурно опосредованную. В соответствии с этими двумя линиями выделяются "низшие" и "высшие", специфически человеческие, психические функции. Высшие психические функции выражаются в формах произвольной психической деятельности и являются результатом процесса овладения человеком своим поведением. Выготский считал, что превращение низших психических функций в высшие происходит с помощью орудий, но орудий особых - психологических. Эти искусственные, т.е. созданные человеком, средства овладения поведением и психикой Выготский назвал знаками. Культурно-историческое развитие человечества привело к формированию сложных знаковых систем, таких как язык, письмо, системы счисления и т.д. Механизм происхождения и освоения средств-знаков в филогенезе и онтогенезе одинаков. Выготский назвал этот процесс интериоризацией (превращение внешнего средства во внутреннее). То, что существует как факт интерпсихологический, т.е. межличностный, факт взаимодействия двух людей - приказывающего и исполняющего эти приказы, родителя и ребенка, проходя сложный процесс вращивания, становится фактом интрапсихологическим, внутренним, собственно психическим.

Идеи Л. С. Выготского оказали огромное влияние не только на развитие отечественной психологии и педагогики: концепция культурно-исторической детерминации психических функций широко известна и продолжает плодотворно развиваться за рубежом.

Развитие советской психологии 1920-1930-х гг. было связано прежде всего с творческим освоением и развитием диалектико-материалистической философии. Ученые в разных формах пытались найти пути использования и развития в методологии психологии философии К. Маркса. Наиболее глубокий теоретико-методологический анализ философии Маркса в понимании человека и пути конструктивного и творческого его использования и применения для построения системы психологического знания даны в трудах С. Л. Рубинштейна, одного из лидеров и крупнейшего методолога и теоретика психологической науки в СССР.

Рубинштейн сформулировал фундаментальный принцип отечественной психологии - принцип единства сознания и деятельности. Сознание выступает одновременно как предпосылка деятельности, так и ее результат. Деятельность, в свою очередь, в отличие от реакции, подчеркивает активное отношение человека к действительности, творческий и созидательный аспект бытия человека.

Дальнейшая разработка деятельностного подхода в трудах А. Н. Леонтьева, его сотрудников и учеников касалась вопросов происхождения сознания, его развития в процессе фило-и онтогенеза, структуры деятельности, значения и личностного смысла отражаемой человеком действительности, места и роли мотивов как побудителей деятельности и т.д. Раскрывая психологическую структуру деятельности, Леонтьев вводит три структурные единицы: деятельность - действие - операция. Деятельность определяется мотивом, действие - целью, операция - конкретными условиями ее осуществления. В качестве наиболее важных категорий для построения системы психологических знаний А. Н. Леонтьев выделил понятия: "деятельность", "сознание", "личность". Вклад Леонтьева в развитие отечественной психологии определяется не только созданием целой научно-исследовательской школы, объединенной общим методологическим подходом - "теорией деятельности", но и созданием в М ГУ специализированного психологического факультета, что, в свою очередь, стало важной вехой в институциональном оформлении психологии как самостоятельной отрасли научного познания в СССР.