История рекламы в России

В России рекламное дело начинает развиваться в X–XI вв. Рекламная деятельность в России в той или иной мере прошла те же стадии становления и развития, что и в зарубежных странах. Русские купцы прибегали к различным приемам рекламирования своих товаров (например, надписи на лавках и щитках, вывески и т.п.). Среди наиболее распространенных способов продвижения предлагаемых ими товаров был наем зазывалы, расхаживающего вдоль лавок и во весь голос расхваливающего товары и их продавцов. К ранним формам рекламы можно отнести народное творчество разносчиков, коробейников, бродячих ремесленников. Коробейники, мастерство которых нашло отражение в народном фольклоре, были поистине непревзойденными представителями устной рекламы. В легкой веселой форме (потешки, частушки, прибаутки и др.) им удавалось быстро распродавать мелкие товары – ленты, кружева, гребни, косынки, леденцы, пряники, бублики и т.п.

Достаточно развиты в России были и изобразительные формы рекламы. Здесь следует отметить существенный вклад лубочного ремесла (народных картинок).

Понятие "лубок" возникло в начале XVII в., когда царские палаты обильно украшались этими потешными дощечками. Со временем на "потешных листах" появлялись надписи - от коротких словосочетаний до развернутых повествований. Они в доступной форме знакомили широкую разностороннюю аудиторию с различной информацией и явлениями, изображенными красочно и колоритно. Вскоре "лубки" можно было увидеть в каждом доме, независимо от того, были это царские покои или бедная крестьянская изба. "Лубок" – по сути, прототип зрелищного плаката-афиши. Наибольшего пика производство таких афиш в России достигло к середине XIX в., когда в процесс рекламирования включились профессиональные живописцы. Причем здесь уже играл роль не только живописный ряд, но и довольно тщательно продуманные тексты.

Вполне понятно, что рекламная информация прочно обосновалась в лубочном творчестве. По мере развития внешнеторгового рынка России она нашла успешное применение в виде коммерческой рекламы, когда на "потешных листах" рекламировалась новомодные чужестранные товары.

На Руси появляются ежегодные ярмарки и распродажи, которые являлись главным средством циркуляции товара. На протяжении XVII в. самой значительной была ярмарка под Нижним Новгородом. Наиболее ярко и своеобразно проявилась внушаемая (суггестивная) рекламная деятельность в ярмарочном фольклоре. В ярмарочной атмосфере рождается лобовая конкуренция, борьба за покупателя. Продавцы товаров на ярмарках старались изобрести непохожие на других "зазывалки", нанимая "зазывал", которые расхваливали товар. Иногда эти "зазывалки" звучали в стихах – так они лучше запоминались и воспринимались. Большой выдумкой отличались ярмарочные производители удовольствий. Так, желающим предлагали посмотреть "египетскую тьму" или "путешествие вокруг света". На деле "египетская тьма" оказывалась краткосрочным пребыванием в затемненном шатре, а "путешествие вокруг света" – путешествием вокруг табуретки.

XIX в. в России славится и своими живописными вывесками, которые иногда были неграмотными, но всегда изобретательными. Наряду с рисунком, макетом в дизайн вывески зачастую легко вписывался и тот товар, который предлагался в лавке.

Усиленно развивалась реклама в газетах и журналах. Публикация рекламного характера была помещена уже в первой русской газете "Ведомости", издаваемой с 1703 г. по Указу Петра I. Однако широкое распространение печатные рекламные объявления получили в XVIII в. Практику широкого рекламирования начала газета "Санкт-Петербургские ведомости", пришедшая на смену петровским "Ведомостям" в 1728 г. Уже к середине XVIII в. раздел рекламы по объему в этой газете равнялся ее информационной части. Темы для рекламных публикаций были весьма разнообразны.