История развития социально-психологических идей

Ряд исследователей выделяют наличие социально-психологических знаний в разных философских концепциях, например, в философии древности (к примеру, известный исследователь Оллпорт указывает на Платона). В Античности выделяют Аристотеля. В философии Нового времени можно отметить таких мыслителей, как Т. Гоббс, Дж. Локк, К. А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегель[1].

Дальше развитие социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину разделяют на следующие периоды. Период середины XIX в. в контексте проблем языкознания. К этому времени, вливаясь в социально-психологические знания, происходит становление антропологии, этнографии, археологии, ознаменованных открытиями

Э. Тейлора, Л. Моргана, Л. Леви-Брюлля. В связи с этим американский социальный психолог Т. Шибутани выводит основание для выделения социальной психологии в отдельную отрасль. Социальная психология середины XIX в. ознаменована яркой фигурой немецкого психолога Г. Герберта. А в области социологии личности – усилиями французского социолога Г. Тарда, где общая модель социального рисуется как взаимоотношения двух индивидов. Логическое развитие этих представлений привело к понятию коллективной психики и к формированию психологического направления в социологии. В этой связи нужно упомянуть Л. Уорда и Ф. Гиддинкса, с точки зрения которых нужно говорить не о народном духе как о сознании индивида, а о сознании рода, исследованиями которого должна заниматься особая психология – психология общества.

Развитие социально-психологических идей в историческом аспекте невозможно без психологии народов, которая получила развитие усилиями знаменитого философа М. Лацаруса и языковеда Г. Штейнталя (которые в свое время опубликовали статью "Вводные рассуждении о психологии народов"), И это время считается многими историками науки точкой отсчета в жизни социальной психологии как науки. Далее идеи психологии народов расширились и дооформились в представлениях В. Вундта и в 1900 г. нашли отражение в 10-томной "Психологии народов". В этой же связи стоит упомянуть о психологии масс как одной из форм первоначальных социально-психологических теорий, которые были заложены в представлениях Г. Тарда. Он рассуждал о роли иррациональных моментов в социальном поведении и особой роли подражания. Его идеи были подхвачены непосредственными создателями психологии масс, а именно – юристом С. Сигеле и социологом Г. Лебоном, и ознаменовала эти поиски вышедшая в 1895 г. работа "Психология народов и масс"[2].

В развитие и формирование социально-психологических идей внесла свой вклад теория инстинктов и социального поведении В. Макдугалла. В результате этого в 1908 г. вышла его работа "Введение в социальную психологию".

Параллельно с западной, отечественная наука выделяет также отдельный период в становлении социально-психологических знаний в контексте марксизма, в котором нужно упомянуть "Капитал" К. Маркса, где достаточно четко прописаны теоретические положения сущности общественных явлений.

Завершая обзор о становлении социально-психологического знания, нужно упомянуть об очень важном экспериментальном периоде развития этой науки и, в этом контексте, о следующих парадигмах научного познания. Из них принято выделять следующие.

1. Бихевиоризм ознаменовался введением следующих идей: теория фрустрации-агрессии Н. Миллера и Д. Дол- ларда; теория социального обмена Дж. Хомманса. В приведенных бихевиористских, а точнее, необихевиористских теориях основной, ключевой идеей выдвигается представление о подкреплении в том его смысле, который предполагает классическое или оперантное обусловливание. В данном контексте надо упомянуть также основную критику этих идей, заключающуюся в том, что здесь не проводится анализ различного рода групповых процессов[3].

2. Психоаналитические (неофрейдистские) методологические ориентации: динамическая теория функционирования группы В. Байона; теория развития группы В. Бенниса и Г. Шеппарда; трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца. Это классические теории групповых процессов, в которых основные процессы рассматриваются на примере многочисленности группы. В контексте этих теорий зародилось понятие Т-групп, так называемых тре- нинг-грунн[4]. Теория Т. Адорно об авторитарной личности, свидетельствующая о предопределенности личности к различного рода психологическим предпосылкам и аут-групповой агрессии.

3. Теории когнитивного соответствия[5], в которой выделяют: 1) теорию сбалансированных и несбалансированных структур Ф. Хайдера. Суть ее сводится к тому, что "когнитивная структура воспринимающего субъекта будет сбалансированной, если она подчиняется обыденному житейскому правилу: мы любим то, что любят наши друзья, мы не любим то, что не нравится нашим друзьям"[6]; 2) теорию коммуникативных актов Т. Ньюкома. По его представлению, социальная система состоит из трех элементов: воспринимающий субъект, "другой" и объект. Вместо Хайдеровского баланса используется понятие консонанса, для достижения которого необходимо обеспечить коммуникацию между любыми социальными объектами; 3) теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума давала такое понимание социального, при котором дисбаланс в когнитивной структуре зависит от интенсивности отношений между "другим" и объектом, а восстановление баланса происходит с помощью изменения знака и интенсивности к членам триады (т.е. группы); 4) теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера объясняла природу социального следующим образом. Конфликт соответствия происходит в голове у самой личности в ситуации, когда возникает диссонанс между двумя элементами в его когнитивной структуре. Иными словами – между знаниями. Фестингер выделяет несколько источников возникновения диссонанса:

– в случае, когда принимаются два противоречивых суждения;

– при несоответствии нормам;

– в случае, когда отдельное знание противоречит более общей системе представлений;

– в случае несоответствий нового события прошлому опыту.

4. Интеракционизм – социологическая теоретическая ориентация:

– теория символического интеракционизма Г. Мида;

– теория ролей Т. Сарбина;

– теория референтных групп Г. Хаймина, Р. Мертона;

– социальная драматургия И. Гофмана.

В интеракционистском направлении просматриваются именно социальные основы, причины поведения людей. Более подробно о содержании теорий можно узнать в сборнике текстов по социальной психологии[7].

Различная история социально-психологических идей выдвинула представление о новой социальной психологии. Новый взгляд в полной мере приводится в социальной психологии Нового времени – в социальном конструкционизме К. Гергена. Предложенная им идея заключается в стратегии познания окружающего мира, социальных реальностей обычным человеком, при котором наблюдаемые им явления не просто фиксируются им, но используются для конструирования индивидуальной реальности. Идеи К. Гергена легли в основу нового течения науки о человеке – постмодернизма.