История развития психологии труда

Прогрессивное развитие общества связано с повышением роли человеческого фактора в системе профессиональной деятельности. Совершенствование труда за счет технических и технологических преобразований не обеспечивает в полной мере требуемого уровня эффективности. Повышение информационной, психической и социальной нагрузки на человека- труженика предъявляет особые требования к организации как процесса труда, так и субъекта трудовой деятельности. Это ставит перед наукой задачу исследования особенностей психических и личностных факторов человека.

Формирование знаний по психологическим особенностям трудовой деятельности уходит в глубокое прошлое. Но мнению американского исследователя Ж. Кристенсена, понятие о взаимодействии человека и орудия столь же древнее, как и само человечество́. В древнейшие времена люди уже поняли, что, видоизменяя объекты окружающей среды, с которыми им приходится взаимодействовать, можно значительно повысить эффективность своей деятельности. Например, когда австралопитек отбил край гальки, чтобы усилить режущую поверхность камня, он создал не только первое орудие, но и первое знание о связи орудия и возможностей человека в удобстве его использования.

Ж. Кристенсен выделяет два этапа развития знания о взаимодействии человека и орудия (о человеческом факторе):

1. "Век ручных орудий": исторически длительный период с медленным накоплением примитивных знаний о взаимодействии человека и простого орудия.

2. "Век машин": переход к пониманию когнитивного аспекта взаимодействия человека и орудия труда. Этот относительно короткий исторический период начинается с середины XVIII в. и продолжается до настоящего времени. Он включает несколько периодов революционных преобразований в развитии знания о человеке в труде.

Период "Промышленная революция", приходящийся на 1750–1870 гг., связан с появлением первых промышленных предприятий (мануфактур) и оформлением профессии инженера. Интерес к технике переносится и на изучение человека как системы, аналогичной технической. В 1748 г. вышла полемическая книга Ж. Ламетри "Человек – машина", в которой автор пытался рассмотреть человека по аналогии с устройством машины. Человек чувствовал себя элементом внешней среды, которую необходимо было улучшать для удобства работника.

Период "Энергетическая революция" охватывает приблизительно 1870–1945 гг. Широкое использование силовых двигателей перевернуло представление людей о возможностях орудий труда. Одновременно активизировался вопрос об адаптации человека к трудовому процессу и оборудованию. Ф. Тейлор разрабатывает свою знаменитую систему оптимизации трудовых действий. В этот период возникает идея о "наилучшем пути", т. е. единственном оптимальном способе осуществления конкретной трудовой деятельности. Акцент делается на исследования в области профотбора, профобучения, тренировки. Человек рассматривается как звено системы "человек – машина". Активно разрабатывается идея о промышленной инженерии человеческого фактора. Происходит научное оформление системы знаний о человеке в трудовом процессе.

Период "Интеллектуализация машин" начался в 1915 г., после окончания второй мировой войны. Научные достижения в физике, химии, математике, биологии, психологии и других науках поставили вопрос о создании искусственного интеллекта, экспертных и прогнозирующих систем, компьютеров. Это вывело на принципиально новый уровень трудовую деятельность в целом и взаимодействие человека с орудием труда в частности. Основной тезис новейшего времени постулирует творческий аспект взаимодействия человека и орудия. Личностный и психологический уровни становятся центральными объектами внимания в трудовом процессе, остро встает проблема безопасности производства, рассматриваются аспекты профессиональной подготовки, управления. Эти стороны организации труда определяют основные тенденции развития знаний о трудовой деятельности в XXI в. Все это обуславливает необходимость глубокого развития специальной науки, занимающейся вопросами человеческого фактора в труде, какой и явилась психология труда.

Психология труда возникла на рубеже XIX и XX вв. как дисциплина, изучающая организацию и управление трудовой деятельностью. Она является относительно молодой отраслью. Первая научная система организации трудовой деятельности – тейлоризм была предложена американским инженером, а впоследствии крупным бизнесменом Ф. Тейлором (1856 –1915). Он считал, что рост производительности труда возможен лишь путем стандартизации методов, приемов, орудий труда. Ф. Тейлор предложил систему рационализации и управления производством, направленную на увеличение производительности труда через оптимизацию трудовых действий и интенсификацию трудового процесса. Стандартизация касалась, прежде всего, отдельных операций, временно́го режима работы и орудий труда. Важнейшим аспектом организации труда Ф. Тейлор считал стимулирование. Вазовым принципом является принцип материальной заинтересованности. По мнению Ф. Тейлора, в производственной системе нет места благотворительности. Каждый труд должен иметь свою дену и оплачиваться соответственно ей (принцип разумного эгоизма). Только при таких условиях возможно развитие и расширение производства. Использование данного принципа приводит к повышению индивидуальной ответственности работника за собственное благополучие и результативность своего труда. Мотивы труда являются такими же важными факторами производства, как и орудия или способы труда. Ф. Тейлор выявил ряд социально-психологических феноменов, влияющих на трудовую деятельность (например, феномен "работы с прохладцей" – сознательное снижение выработки при работе малой группой). Ф. Тейлор впервые сформулировал принципы, ставшие основополагающими в теории менеджмента, и опубликовал их:

• цель производства заключается в постоянном увеличении комфорта и благосостояния человечества;

• миссия научного управления состоит в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества;

• ответственность лидеров бизнеса за соблюдение интересов частного капитала будет возрастать по мере развития цивилизации;

• ядром менеджмента является управляющий.

Фактически тейлоризм заложил основы современного менеджмента и научной организации труда. Одновременно с системой Тейлора возник и ряд других научных исследований трудовой деятельности.

Собственно научное оформление первые исследования получили в начале XX в. в рамках психотехники (Г. Мюнстенберг, Д.Г. Мид, У. Липман и др.). Термин "психотехника" был предложен в 1903 г. немецким психологом В. Штерном, который попытался свои экспериментальные психологические разработки применить в условиях реальной трудовой деятельности. Например, он разрабатывал наиболее оптимальную схему расположения букв на пишущей машинке с учетом времени реакции человека. Основателем психотехники является Г. Мюнстенберг (1863–1916). Г. Мюнстенберг занимался самыми разными вопросами, которые впоследствии стали классикой психологии труда. Исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики и многие другие вопросы впервые были подвергнуты научному анализу в исследованиях именно этого ученого. Г, Мюнетенберг заложил основы психотерапии и психогигиены, изучал механизмы психологического воздействия рекламы, разрабатывал профессиональные тесты (для вагоновожатых, телефонистов, штурманов). Он впервые попытался моделировать трудовой процесс с целью его изучения. Многосторонние интересы Г. Мюнстенберга в области изучения трудовой деятельности были обобщены в первой монографии о психологии труда, называвшейся "Основы психотехники" и опубликованной в 1914 г. В ней Г. Мюнетенберг подробно обосновал три основные проблемы, которыми должна заниматься психотехника:

• профессиональный подбор ("выбор подходящих людей");

• анализ трудовой деятельности с целью ее оптимизации;

• изучение психологических качеств личности, активизированных в труде.

Исследования Г. Мюнстенберга впервые продемонстрировали широчайшие возможности практического приложения научных и теоретических исследований психологии в обеспечении трудового процесса. В начале XX в. психотехника стала развиваться стремительными темпами. В разработке психотехнических проблем приняли участие многие видные ученые: О. Липман, Ф. Гизе, Д. Дрейвер, Ф. Баумгартен, Э. Штерн и др. Активное развитие психотехническое направление, наряду с Германией, нашло в США и России.

В США как нигде в мировой науке был силен прагматический аспект исследований. Еще в годы первой мировой войны в США была принята развернутая программа по профессиональному отбору "Армейские тесты альфа и бэта", в которой были собраны психологические тесты для отбора на различные армейские профессии. Особую известность получил знаменитый Хотторнский эксперимент, проведенный в 1927 г. Мэйо Элтон в 1927–1932 гг. изучал влияние различных факторов организации трудовой деятельности на повышение производительности труда на промышленном предприятии "Вестерн Электрик Компани" (Чикаго). Впервые внимание было сконцентрировано на условиях и организации труда, заработной плате, межличностных отношениях. Мэйо Элтон показал особую роль человеческого и группового факторов в трудовой деятельности и развил основы социального менеджмента. В основе концепции Мэйо лежат следующие принципы:

• человек представляет собой социальное животное, ориентированное и включенное в рамки групповых взаимоотношений;

• жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;

• руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.

Наконец, в 1947 г. была подготовлена "Психологическая программа по военной авиации", посвященная профессиональному отбору пилотов (Гилфорд, Э. Торндайк). Таким образом, окончательно определилась область исследований психологии труда.

В дальнейшем исследования в области психологии труда концентрировались, прежде всего, в области военной и индустриальной психологии. В 1932 г. был опубликован учебник "Индустриальная психология", первый в ряду методологических изданий по психологии труда. Большинство психологов в 1930–40-е гг. в той или иной степени занимались проблемами, связанными с изучением трудовой деятельности. В 1940 г. американская Ассоциация прикладной психологии насчитывала более 3000 членов, треть из которых занималась прикладными исследованиями в военной сфере.

Европейская психология в исследовании трудовой деятельности была неоднородна. Приход в Германии к власти фашистов в значительной степени ограничил возможности проведения исследований по индустриальной психологии. Исключение составили лишь военные области. Многие видные ученые покинули страну, эмигрировав в США. Восстановление организационной и индустриальной психологии началось только в 1950-е гг.

Довольно активно развивалась эта область исследований в Англии. Исследование психологических факторов организации труда и практических состояний, проведенное под руководством Г. Майера (1920 г.), явилось основой для крупных исследовательских государственных программ. Особое внимание традиционно уделялось анализу индивидуальных различий в целях профессионального отбора. Тестовые программы А. Вернона, опубликованные в 1947 г., не потеряли своей ценности и по сей день.

Заметное развитие исследования в области психологии труда получили в Швеции и Польше. Вторая мировая война сильно подорвала развитие психологической науки в Европе. С середины XX в. лидерство в изучении трудовой деятельности перешло к США. Американская научная литература до сих пор остается наиболее авторитетным источником по психологии труда для большинства стран Европы.

Вторая половина XX в. характеризуется формированием принципиально нового направления в изучении трудовой деятельности. Внимание исследователей все в большей степени сосредотачивается в области изучения личности работника в системе организации. Формируется новое направление – организационная психология, в которую переходят многие проблемы, традиционно исследуемые в психологии труда. Психология труда, в основном, занимается частными вопросами организации трудового процесса, особенностями индивида, эргономическими аспектами труда; организационная психология – изучением построения и управления трудовой организации и моделей поведения работника.