Лекция 2. История развития психологии. Основные направления современной психологической теории

В начале XX в. немецкий психолог Г. Эббингауз писал: "Психология имеет долгое прошлое и краткую историю". Говоря о "долгом прошлом", Эббингауз имел в виду многовековой период развития психологических знаний в рамках других научных дисциплин, прежде всего философии. Однако вопросами о сущности человеческой души люди стали интересоваться значительно раньше, чем зародились первые философские концепции, фактически это произошло одновременно с появлением человека. Далее представления о душе развивались в основном в рамках религиозных и мифологических систем, обеспечивающих существование первобытных обществ. Мифологические представления о душе человека давали объяснения таким явлениям, как сон, сновидения, смерть, болезнь. Эти объяснения носили магический характер, наделяя человеческую душу таинственным смыслом, который невозможно постичь рациональным путем, а только безусловным принятием и верой. Постепенно, с развитием человеческого общества, в пределах религиозно-мифологического способа объяснения мира созревали представления, вступавшие с ним в противоречие. Это влекло за собой процесс рационализации мифов, в связи с чем рождались взгляды, которые, оставаясь теологическими, стремились к причинному пониманию природы вещей. В Древнем Китае, Индии, Египте за несколько тысячелетий до нашей эры сложились философские учения об устройстве мира и о сущности человеческой жизни, многие из этих взглядов актуальны и по сей день.

Примерно в то же время на Западе, в античной Греции, складывались и развивались представления о душе. В отличие от магического понимания, присущего мифологии, древнегреческие философы стали рассматривать душу как природное естественное явление. Тем самым был совершен решительный поворот к новому представлению о психической жизни, ставшему исходной точкой всего последующего научно-психологического знания. Изучение и объяснение понятия души можно считать первым этапом в развитии психологии как научного знания.

Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с именами Платона (427-347 до н.э.) и Аристотеля (384-322 до н.э.). Платон, являясь учеником Сократа, создал учение, которое считают первой классической формой объективного идеализма. Согласно Платону, индивидуальные души - это несовершенные образы единой универсальной мировой души. Он провел границу между телесным и духовным существованием человека. Тело, бренное, материальное и смертное, является лишь "темницей" для нематериальной и бессмертной души, которая, как паломница, странствует по телам и мирам. Познание окружающего мира - это припоминание душой идей, которые она созерцала до своего соединения с телом.

Иное представление о душе дано Аристотелем в трактате "О душе", который по праву считают первым специальным психологическим научным трудом. Аристотель был сыном медика при македонском царе и сам готовился к врачебной деятельности, его взгляд на психическую жизнь человека носил ярко выраженный естественно-научный характер. Согласно Аристотелю, душа неотделима от тела, она есть основа всех жизненных проявлений и умирает вместе с телом. Аристотель рассматривал душу организма как его функцию: "Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение". Специфика души как неотъемлемого начала органической жизни выражается в целесообразности, т.е. способности организмов стремиться к цели и достигать ее. Таким образом, с точки зрения Аристотеля, душой обладает все живое на Земле. Однако души организмов разных типов выполняют разные функции. Растительная душа (она имеется уже у растений), животная душа (у животных и человека) и душа разумная (присущая только человеку) представляют собой три ступени жизни, три уровня развития. У растения душа выполняет только вегетативные функции, животная душа - чувственно-двигательные, разумная душа - это разум и воля, которые есть проявления божественного разума и божественной воли в человеке, и потому они бессмертны и могут быть отделены от тела. Объяснение этого высшего уровня развития души дается Аристотелем крайне непоследовательно и противоречиво. Несмотря на это, его учение оказало огромное влияние на все последующее развитие психологической мысли, некоторые из его идей актуальны и сегодня.

Учение о душе развивалось также благодаря открытиям и опыту, накопленному античными врачами. Из медицинских школ Гиппократа (ок. 460 - ок. 377 до н.э.) и римского врача

Клавдия Галена( 129 или 131 - ок. 200 или 210) в современную психологию пришло учение о темпераментальных свойствах личности и четырех классических типах темперамента: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик. Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии учения о душе, послужили фундаментом для дальнейшего становления психологии.

Вершиной и завершением этапа развития психологического знания в рамках учения о душе стала система взглядов Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626), заложившая основы эмпирического изучения души и ее способностей. Новизна подхода Бэкона состояла в том, что он призвал отказаться от умозрительного решения вопросов о природе души, ее сущности и бессмертии и перейти к непосредственному эмпирическому изучению психических явлений и процессов. Он также отделил науку отеле от науки о душе, а в науке о душе выделил науки о рациональной божественной душе и душе нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных. Бэкон положил начало новому этапу развития психологии как "науки о сознании".

Второй этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1596-1650). Согласно Декарту, началом всех начал в философии и науке является сомнение. Сомнению должно быть подвергнуто все: и естественное, и сверхъестественное, и лишь одно несомненно - само суждение "я мыслю", а следовательно, и существование мыслящего субъекта. Отсюда знаменитое декартовское "cogito ergo sum": "мыслю - следовательно, существую". Под мышлением Декарт понимал все то, что совершается осознанно. Осознанность - это критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных. Вместе с тем Декарт предложил путь эмпирического изучения психических процессов - это путь непосредственного самонаблюдения - интроспекция.

Сформулированные Декартом идеи о доступности внутреннего мира через интроспекцию, психофизической проблеме, рефлексе как механизме поведения, внешней детерминации поведения на долгие годы определили ход развития философского учения о познании, а затем и становления психологии как самостоятельной науки. В качестве основы изучения сознания мыслителями XVII-XIX вв. выступал метод интроспекции, так как сущность изучаемых явлений сознания могла быть открыта исключительно через самонаблюдение.

Джон Локк (1632- 1704), являясь представителем эмпирического направления в философии, полагал, что разум пассивно отражает воздействия среды, что обеспечивается единым процессом перцепции. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме". Согласно взглядам Локка, существует внешний опыт, непосредственно основанный на чувствах, его результат - простые идеи, неразложимые на меньшие единицы, и внутренний опыт, который формируется в результате манипуляций ума с простыми идеями, при этом из простых идей образуются сложные. Понятие "внешний" не означает открытость для стороннего наблюдателя, как "внешний", так и "внутренний" опыт доступны только для самонаблюдения. Простые идеи связываются друге другом согласно законам ассоциаций: по сходству, смежности в пространстве и времени и контрасту.

Немецкий ученый Готфрид Лейбниц (1646-1716) дополнил понятие "перцепция" термином "апперцепция", что означало психическую силу, определяющую целенаправленность действий, их произвольный характер. С точки зрения Лейбница, в душе непрерывно происходят процессы "неосознаваемых восприятий" - "малых перцепций", это открытие позволяет сделать заключение о том, что Лейбниц впервые выделил круг неосознаваемых, недоступных самонаблюдению явлений сознания.

Дальнейшее развитие психологических идей в XVIII в. происходило в рамках ассоциативного и эмпирического направления философской теории познания. Представители ассоциативной психологии считали, что ассоциация является главным механизмом функционирования сознания и психики. Предпосылки развития ассоцианизма можно найти еще в трудах Платона и Аристотеля. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания психических процессов Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Дж. Локком. У Дэвида Юма (1711 - 1776) ассоциация становится объяснительным принципом всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин "ассоциация", предложенный Дж. Локком для обозначения "связи идей", которая целиком обязана случаю или обычаю, т.е. не дана от природы.

С середины XVI11 в. возникают учения, в которых ассоциация выступает объяснительным принципом психики вообще, так называемый классический ассоцианизм. Наибольшее развитие это направление получило в Англии, среди представителей британского ассоцианизма можно назвать Дэвида Гартли (1705-1757), Джозефа Пристли (1733-1804), Джеймса Милля (1773-1836), Джона Стюарта Милля (1806-1873). Д. Гартли, создатель первой законченной системы ассоциативной психологии, построил модель сознания по аналогии с физическими моделями Исаака Ньютона на основе принципа элементаризма: простейшие элементы сознания связаны между собой складывающимися в опыте ассоциациями.

Термин "эмпирическая психология" был введен немецким философом XVIII в. Христианом Вольфом (1679-1754) для обозначения особой дисциплины, в задачу которой входит изучение конкретных явлений психической жизни, в отличие от рациональной психологии, которая занималась вечной, бессмертной душой. Эмпирическая психология сознания получила свое развитие в трудах французских материалистов и просветителей Жюльена Ламетри (1709-1751), Клода Гельвеция (1715-1771), Этьена Кондильяка (1715-1780). Представители французской эмпирической психологии обращали на активность субъекта в восприятии окружающего мира больше внимания, нежели английские ассоцианисты, рассматривая психику с естественно-научных позиций.

Сильное влияние на последующее развитие психологических идей в XIX в. оказали исследования и открытия в области анатомии и физиологии мозговой деятельности, и прежде всего учения о рефлексах. В работах чеха Георга Прохазки (1749- 1820), англичанина Чарлза Белла (1774-1842) и француза Франсуа Мажанди (1783- 1855) были изучены рефлекторные механизмы жизнедеятельности человека, выделены двигательный и сенсорный отделы нервной системы. Результаты психофизиологических и психофизических исследований Германа Гельмгольца (1821-1894), Франса Дондерса (1818-1889), Эрнста Вебера (1795-1878), Густава Фехнера (1801 -1887) формировали представления об особых закономерностях и факторах психической жизни, отличных как от физиологических, так и от философских. Это создало предпосылки для отделения психологии от физиологии и философии и развития ее как самостоятельной научной дисциплины.

С особой программой построения психологии выступил Иван Михайлович Сеченов (1829- 1905). Он разработал рефлекторную теорию психического, согласно которой психические процессы, высшие проявления сознания и личности разворачиваются по механизму физиологического рефлекса.

Таким образом, в первый период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин были изжиты донаучные представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции; произошел отказ от умозрительного решения вопросов о природе души в пользу изучения феноменов сознания, опыта человека на основе самонаблюдения: сформулирована необходимость развития экспериментального психологического исследования.