Лекция 2. История развития философии техники

Первым философом техники часто называют Эрнста Каппа (1808-1896), автора книги "Основы философии техники"1, которая имеет подзаголовок "К вопросу о происхождении культуры, исходя из новых точек зрения". До него не было автора, который посвятил бы философии техники целую книгу. Свои философские пристрастия Капп делил между гегельянством и романтизмом. В качестве правоверного сторонника философии Г. Гегеля ему надлежало показать, как мировая идея, первоначально присутствуя в природе, после многократных метаморфоз затем достигает своего осознания в культуре, науке и философии. В качестве романтика, следуя философии К. Г. Каруса, Каппу предстояло выявить символическое ОГЛАВЛЕНИЕ мира.

Романтики, в том числе Карус, как правило, считали, что бессознательное имеет не понятийную, а символическую форму. Будучи незаурядным художником и врачом, Карус делал акцент на символике человеческого облика, полагая, что она также объясняет и природу артефактов. Есть основания считать, что эта идея существенно стимулировала творчество Эрнста Каппа. Однако сам он в предисловии к своей книге утверждал, что открыл новый принцип.

"Ниже неопровержимыми фактами доказывается, что человек бессознательно переносит формы, функциональные отношения и нормальные условия своей телесной организации на рукотворную деятельность и что он это аналоговое отношение осознает лишь задним числом. Это соединение механизмов и органических образцов, равно как и понимание организма посредством технических устройств, и вообще осуществление этого органопроективного принципа, посредством которого только и может быть достигнута цель человеческой деятельности, составляет реальное ОГЛАВЛЕНИЕ этой книги".

Капп полагал, что образцом молотка является рука, пилы - передние зубы (резцы), подзорной трубы - глаза. Мостам он уподоблял ноги, телеграфу - нервную систему. Банальная мысль состоит в том, что технические устройства являются продолжением и усилением органов человеческого тела. Однако воззрения Каппа, разумеется, не сводятся лишь к тривиальности. Он настаивает на том, что техника является судьбой человека, движением человеческого духа к самому себе. Согласно Каппу, подлинность человека находит свое воплощение не в науке и даже не в философии, а в философии техники, ибо техника есть символическое бытие человека. При оценке философии Каппа крайне важно понимать, что в своих размышлениях он отталкивается не от определенности техникологических наук, а исходит из диалектического антропологического романтизма как метафизического учения.

Выводы

1. Согласно Э. Кагату, техника - это символическое бытие человека.

2. Э. Капп развил романтико-символическую интерпретацию техники.

Позитивистско-праксиологическая интерпретация А. Эспинаса

Философия техники XIX в. отмечена еще одной влиятельной в философском отношении фигурой. Это французский социолог Альфред Эспинас (1844-1922), автор книги "Происхождение техники"1. Эспинас был студентом сначала основателя позитивизма О. Конта, а затем Г. Спенсера, тяготевшего к эволюционным идеям. Нет сомнений, что их воззрения оказали значительное влияние на философское развитие Эспинаса, равно как и на еще одного французского философа - Луиса Бурдо. Оба они известны как основатели праксиологии. Обратившись к феномену практики, Бурдо пытался дать очерк развития наук. Эспинас же склонился к феномену техники. Его подход оказался более выразительным в праксиологическом отношении, чем воззрения Бурдо. Социологи праксиологической ориентации, т.е. уделяющие первостепенное внимание деятельности людей, считают "своим" именно Эспинаса.

Основная идея Эспинаса состояла в необходимости и возможности разработки общей теории деятельности. Он предполагал, что для этого достаточно внимательно рассмотреть историю развития человеческого общества, прежде всего ремесел и технических приемов. На этом пути придется иметь дело даже не с одной, а с двумя общими теориями - Технологией (с большой буквы) и праксиологией (от греч. praxis - дело, деятельность, действие и logos - наука). Праксиология является более общей теорией, чем Технология, ибо она объемлет собой закономерности всякой деятельности человека. Технология же относится только к технической деятельности. В качестве науки она "изучает главные формы практических правил, искусств, или техник, которые можно наблюдать зрелом обществе, на определенных ступенях развития цивилизации".

Следуя известным идеям Огюста Конта, Эспинас особое внимание уделял статике и динамике процессов, т.е. в его случае описанию наличного положения дел в технике и ее эволюции. Причем в соответствии с позитивистской доктриной он ограничивался описаниями, не вводя нормативные концепты. Иными словами, он оставался в рамках описательной (семантической) праксиологии: подобная установка не соответствует наиболее распространенным в наши дни истолкованиям праксиологии как нормативной дисциплины.

Что касается технических наук, то они оказались Эспинасу без надобности. Он рассуждал социологически, интерпретируя технику как выражение последовательно античного космоцентризма, средневекового теоцентризма и просвещенческого антропоцентризма. Именно в этом соответствии выражаются его закономерности технологии. Нетрудно убедиться, что речь идет о мнимых закономерностях, ибо они лишены тех концептов, которые выражают особенности техники и которые неоткуда извлечь, кроме как из техникологических наук. В конечном счете Эспинас не вышел за пределы метафизики.

Выводы

1. А. Эспинас при интерпретации техники использовал позитивистские и праксиологические идеи.

2. Концепция техники А. Эспинаса является не метанаучной, а метафизической.