История несостоятельности в России

В России понятие несостоятельности имеет более чем 260-летнюю историю. В развитии института несостоятельности (банкротства) можно выделить три содержательных этапа:

1) имперский – связан с зарождением цивилизованных норм о несостоятельности;

2) советский – связан с их искоренением;

3) современный – олицетворяет собой возрождение и совершенствование законодательного регулирования несостоятельности банкротства в России.

Рассмотрим каждый из этапов развития.

Зарождение цивилизованных норм, направленных на регулирование банкротства, исследователи связывают с экономическими реформами Петра I. Развиваются торговые отношения, появляются иностранные участники. Складывающиеся отношения диктуют необходимость наличия четких правил "наказания" недобросовестных должников.

Можно охарактеризовать XIX в. как время бурного нормотворчества в части урегулирования несостоятельности (банкротства). С учетом национальных особенностей и состояния российской экономики 18 декабря 1800 г. принимается новый закон – Устав о банкротах. Но и он не отвечал необходимым требованиям и институциональной среде того времени. Его также пришлось отменять и дорабатывать.

Только к 1832 г. в российской истории появляется приемлемый и адекватный действительности закон – Устав о торговой несостоятельности.

Устав 1832 г. действовал до 1917 г., хотя конкурсное законодательство в течение этого периода претерпело некоторые изменения. Кроме того, в конце века готовилась серьезная реформа конкурсного законодательства, в связи с чем были разработаны проекты нового Устава, один из которых, составленный Н. А. Туром, является весьма обширным и интересным. Однако задуманным реформам так и не удалось осуществиться, грянули более серьезные реформы – власть и закон перешли Советам.

До 1922 г. критерии и правовые последствия несостоятельности (банкротства) не были урегулированы. Имперское законодательство о банкротстве было ликвидировано. Страна переживала кризис, на грани банкротства было абсолютное число предприятий.

Вторым этапом развития российского конкурсного права стал ряд законов, включенных а Гражданский кодекс РСФСР 1922 г., затем в Гражданско-правовой кодекс 1927 г. Конкурсное право этого периода существенно отличалось от дореволюционного, "сданного в архив истории". Процесс о несостоятельности был весьма сокращен, проводился не кредиторами, практически не имевшими никаких прав, а государственными органами.

Для советского права вопрос о несостоятельности стал особенно актуальным в эпоху осеннего кризиса 1923 г.

Советское право отказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, поскольку существование этого института несовместимо с господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении многих десятилетий функционировали многие убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов. Таким образом, в советский период государства и права институт несостоятельности (банкротства) утратил свое значение и был ликвидирован.

Возрождение института банкротства можно связать со становлением в России основ рыночных отношений в конце 1980-х – начале 1990-г., когда встала необходимость законодательного урегулирования оснований и последствий несостоятельности.

Первым законодательным актом стал Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Закон действовал шесть лет. За время его правоприменения были приняты десятки разноуровневых актов, выработалась огромная практика, показавшая множество недостатков действующего акта; параллельно велась разработка нового законодательного акта.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" принес кардинальное изменение в подходе к определению критериев несостоятельности юридических лиц, внес новые процедуры банкротства. Если предыдущий Закон о банкротстве отвечал интересам, в том числе и предприятия-должника, помогая суду объективно оценивать его финансовые и материальные возможности погасить долг, то новый однозначно принял сторону кредитора.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" принес новые нормы, новые правила и порядок банкротства. Данный закон устанавливает прохождение пяти процедур банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Большинство из них в большей степени защищают интересы дебиторов, а не кредиторов.

Таким образом, в действующем на сегодняшний момент законе акценты смещены в пользу должника.