История в художественной литературе и изобразительном искусстве

Исторические знания находили отражение в художественной литературе и изобразительном искусстве. Произведения, в которых использовались исторические сюжеты, заставляли читателей, слушателей, зрителей задумываться над прошлым, настоящим и будущим.

В русской литературе видное место занимает драматургия А. П. Сумарокова. Из девяти его трагедий семь посвящены сюжетам русской истории. Новаторство Сумарокова проявилось в том, что он отказался от классических сюжетов и персонажей и представил события сравнительно недалекого прошлого, напоминающие о тяжелых для России временах. Лучшее его произведение — "Дмитрий Самозванец" (1771) — было переведено на европейские языки. Следует отметить, что Сумароков писат не только трагедии, его перу принадлежит историческая работа, посвященная Москве, — "О первоначалии и созидании Москвы" (1759). По словам С. С. Илизарова, Сумароков, взяв за основу древнее сказание, "бережно сохраняя дух и ОГЛАВЛЕНИЕ текста, дал первый опыт осмысления начальной истории Москвы в традициях научной литературы Нового времени".

Упоминания заслуживают также трагедии Я. Б. Княжнина (знаменитый "Вадим"), драматургические подделки на исторические темы Екатерины II.

Отечественная историческая живопись, скульптура и графика, как проявление национальной культуры, ведут свое начало со второй половины XVIII в. Н. М. Карамзин справедливо отмечая познавательное значение искусства как средства для закрепления исторических знаний.

Внимание художников привлекали Древняя Русь, деятельность и жизнь князей Олега, Владимира Святого, Александра Невского, Дмитрия Донского. Одну из первых (начало 1730-х гг.) исторических картин в России — "Куликовская битва" — написал И. Н. Никитин. Художник отступил от типичных образцов того времени и показал активное участие вооруженного народа в защите Родины. Широкие возможности живописи для распространения исторических знаний продемонстрировал Ломоносов в работе "Идеи для живописных картин из российской истории".

В начале 1770-х гг. по заданию Академии художеств ее воспитанники М. И. Козловский и Ф. Ф. Щедрин создали барельефы, изображающие воинские подвиги князя Изяслава Мстиславича. Накануне русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Ф. Г. Гордеев выполнил барельеф, наполненный определенным политическим смыслом: "Заключение мира Олега с греческими царями Львом и Александром под стенами Константинопольскими" (1767). События второй русско-турецкой войны отражены в акварелях "Штурм Очакова" и "Штурм Измаила" М. М. Иванова. Первым художником, который посвятил все свое творчество русской истории, был Г. И. Угрюмой. Его кисти принадлежат картины "Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы", "Взятие Казани", "Венчание Михаила Федоровича на царство" и др. К летописному рассказу о Владимире и Рогнеде, к сюжетам изобразительного искусства, неоднократно обращались скульпторы Ф. Ф. Шубин и М. И. Козловский, живописец А. П. Лосенко.

Постепенно историческое изобразительное искусство становилось национальным. В то же время наиболее востребованными в обществе оставались модные картинки и портреты современников.