История формирования социально-психологических идей

Зарождение социально-психологических идей происходило первоначально в лоне философии, а затем произошло постепенное отпочкование от системы философского знания двух дисциплин – психологии и социологии, давших непосредственно жизнь социальной психологии. Родоначальником социально-психологических идей следует считать великих философов Платона и Аристотеля.

Платон рассматривает человека как нравственное социальное существо, нравственность которого зависит от качества души человека, его поведения. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной). Чтобы человеческий род мог выжить и люди нс поубивали друг друга, они должны жить добродетельно и воспитывать в этом духе своих детей. В понятие добродетели входят: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость, благочестие. Знание и выполнение законов своего государства также является добродетелью. "Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?" – спрашивает Платон. Таким образом, воспитание детей в духе выполнения законов, норм общества имеет решающее значение для формирования нравственного добродетельного человека и сохранения общества.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель придерживался той точки зрения, что душа (это проявление активной жизненной силы) является формой по отношению к материи, что она присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т.е. растениям, животным и человеку. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. "Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение", – писал Аристотель. Душа имеет три различных уровня: вегетативный – душа растений; чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку. Разумную душу Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает. Разум вечен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Аристотель впервые характеризует человека как "политическое животное", существующее и зависящее от общества, государства, которое может быть по-разному устроено (Аристотель анализирует различные типы обществ и их влияние на человека).

В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Кл. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель.

Английский философ Джон Локк (1632–1704), например, утверждал, что ребенок от рождения выступает как "чистая доска", на которую наносятся разные записи в зависимости от условий воспитания, типа общества; таким образом, социальные факторы являются решающими в формировании человека. Воспитание формирует человека, создает разницу между людьми. Нравственность человека зависит от воли и умения сдерживать свои желания, поэтому надо укреплять волю, развивать способность стойко переносить трудности, физически закаляться. "Здоровый дух – в здоровом теле" – это главная цель воспитания. Нравственное воспитание, физический труд связаны с воспитанием разума, с формированием правильных представлений о добродетелях. По мнению Локка, цель образования – создать образованного делового человека, умеющего вести практические дела, умеющего быть полезным своей стране, воспитать гражданина общества, обладающего также и светскими манерами джентльмена.

Французский философ Жан-Жак Руссо (1712–1778), напротив, считал, что светская жизнь, светское общество может искалечить ребенка, поэтому лучше ребенку расти на лоне природы, в условиях свободы, естественно развиваясь. Воспитание должно следовать естественному ходу развития природы самого ребенка, важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, реализовать заложенные от природы способности ребенка (теория естественного воспитания). На ребенка действуют три силы: природа, люди, общество. Задача воспитателя – привести в гармонию действие этих сил, дать ребенку возможность самостоятельного накопления жизненного опыта (самостоятельно наблюдая, познавая мир) на лоне природы, развития самостоятельного мышления. Руссо надеялся, что устранение социальной несправедливости в обществе возможно через воспитание детей. Социальная несправедливость разрушает природу человека, создает его пороки, делает общество аморальным. А пока современное общество аморально, то даже науки, искусство, знания нс способствуют развитию человека. Выдвинутая Руссо идея свободного воспитания, предоставления ребенку права на свободу выбора интересов, увлечений, занятий, профессии, религии не была поддержана французским обществом, правительством, церковью той эпохи, поэтому книгу Руссо сожгли, а римский папа предал Руссо анафеме.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) обосновывает, что человек может стать человеком только через воспитание, в воспитании кроется тайна усовершенствования человеческой природы. Цель воспитания – вести род человеческий к совершенству. Кант заложил основы новых наук: философской антропологии, которая изучает человека, его природу; педагогической антропологии, изучающей процесс воспитания, усовершенствования человека. Был вскрыт факт зависимости психической регуляции поведения индивида от управляющих воздействий со стороны другого, т.е. исследование вплотную подошло к проблеме, относящейся к компетенции социальной психологии. Кант отмечал, что необходимо сформировать у ребенка нравственный категорический императив – ценить личность человека как высшую ценность и никогда не относиться к другому человеку как средству достижения своих целей.

Великий немецкий философ Георг Гегель (1770–1831) обосновал, что главная цель воспитания – сделать человека самостоятельным существом, существом со свободной волей, который имеет знания всеобщего и способность подчинять свои цели всеобщим целям. Гегель характеризовал сущность воспитания как приобщение человека к культуре и обществу. Он писал, что человек – это продукт истории, а его разум – результат деятельности человеческой цивилизации. Человек – творец и созидатель, и таким становится благодаря воспитанию.

Как видно, социально-психологические идеи (первая интерпретация социальной психологии как учения о социальной детерминации психики человека) присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии. Позднее интерес к социально-психологическому знанию развивался в области социологии. Социология как наука об обществе сама выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в. Ее родоначальником считается французский философ- позитивист Огюст Конт.

Почти с самого начала своего существования социология стала строить попытки объяснения ряда социальных фактов посредством психологических законов. Так, французский социолог Габриель Тард общую модель социального рисовал как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому.

Автор "понимающей социологии" Макс Вебер считал, что общественные взаимоотношения можно понять, только анализируя мотивы, желания людей, выделяя разные типы социальных действий:

1) целерациональные действия порождены стремлением людей достичь своих целей, руководствуясь разумом, логикой, личной выгодой, достижением прибыли;

2) ценностно-рациональные действия мотивированы стремлением человека реализовать значимые ценности справедливости, чести, дружбы и пр.;

3) аффективные действия порождаются чувствами, страстями, страхами человека;

4) рутинные, традиционные действия руководствуются правилами, нормами общества, привычками людей.

Таким образом, мотивы, чувства, мысли людей влияют на их социальные действия и на функционирование общества в целом.

Социолог Эмиль Дюркгейм, напротив, считал, что общество полностью формирует и детерминирует поведение каждого человека; общество, социальные факты обладают непреодолимой властью над человеком, а общие коллективные представления, общественное сознание людей является основой сплоченности, солидарности людей и общества в целом.

Позднее оформляется особое направление в системе социологического знания – психологическое направление в социологии. Родоначальником его в США является Л. Уорд, но наиболее значимо идеи этого направления были сформулированы в трудах Ф. Гиддингса. Законы социального стали теперь сводить к законам коллективной психики.

С точки зрения Франклина Гиддингса, первичный социальный факт составляет не сознание индивида, не "народный дух", но так называемое "сознание рода". Отсюда социальный факт есть не что иное, как социальный разум. Психологическое направление в социологии оказалось весьма жизнеспособным, потому что психологизация общественных отношений легко и органично согласуется с любыми попытками более углубленного истолкования общественной жизни. Впоследствии было трудно разделять психологическое направление в социологии и социальную психологию. По вопросу о предмете социальной психологии сложилось три подхода.

Первый, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как пауку о "массовидных явлениях психики" – психологии классов, других больших социальных общностей, традиций, нравов, обычаев, общественного мнения, моды и пр.

Второй подход видит главным предметом исследования социальной психологии личность: особенности личности, типологию личностей, положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

Третий подход рассматривает социальную психологию как науку, изучающую и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Место социальной психологии пытаются отыскать внутри одной из "родительских" дисциплин (психология или социология) или на границах между ними. Но социальная психология имеет свою сферу собственных интересов, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.