Лекция III. История, философия и методология педагогики

Основная цель данной главы состоит в обеспечении понимания читателем концептуального устройства педагогики. В результате ее изучения обучающийся должен:

знать

• предмет и специфику педагогики;

• принцип обеспечения максимальной результативности обучения учащихся педагогами;

• методы и подходы педагогики;

• особенности педагогического дискурса;

уметь

• определять педагогическую специфику используемых концептов, принципов, законов и переменных;

• использовать теорию концептуальных переходов;

владеть

• концептуальным аппаратом педагогики;

• критическим отношением к существующим интерпретациям концептуального устройства педагогики.

Ключевые термины: предмет и специфика педагогики, принцип обеспечения максимальной результативности обучения, педагогический дискурс, принцип научного актуализма, метод упрощений.

Природа и предмет педагогики

Итак, наша дальнейшая цель – создание последовательного курса метапедагогики. В связи с этим, как и ранее, решающее значение придается метанаучному подходу. Как убедится читатель, строгое следование ему является непростым делом. Большое значение, как и в случае с психологией, будет придаваться методу концептуальных переходов, согласно которому любая наука выступает как развертывание потенциала определенных концептов, т.е. принципов, законов и переменных. Особое внимание уделяется также спектру основных современных философских направлений, в частности аналитической философии, герменевтике и постструктурализму. Дело в том, что часто абсолютизируется одна из трактовок философии педагогики. Ее сторонники полагают, что это истолкование является единственно верным. При этом выясняется, что идея плюрализма применительно к философским направлениям является для них чуждой. Во второй половине XX в. плюрализм доказал свою состоятельность. Его игнорирование недопустимо.

Педагогику (от греч. pais – ребенок и age in – вести) обычно определяют как науку об обучении и воспитании отдельных лиц и групп людей. Следует отметить, что всегда, когда речь заходит о предмете той или иной науки, выявляются определенные трудности. Стремясь к лаконичному определению, крайне трудно избежать всего лишь номинальных дефиниций, недостаточность которых была рассмотрена в предисловии к настоящему изданию. Избегая их, целесообразно исходить из списка и содержания тех дисциплин, которые достигли признания научного сообщества. Руководствуясь этим правилом, обратим внимание на российскую номенклатуру научных специальностей[1], в соответствии с которой существует особая отрасль науки, которая называется "педагогические науки". Всего таких наук шесть. Ниже приводится их список с указанием принятой в нашей стране кодификации (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Список педагогических наук

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням дошкольного и школьного образования)

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

13.00.05

Теория, методика и организация социально культурной деятельности

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

Необходимо отметить, что используемая в упомянутом приказе терминология представляется спорной. В частности, сомнительно сопровождение истории педагогики историей образования. Образование – это теория в действии. Оно не может существовать отдельно от педагогики. В концептуальном отношении (а именно оно составляет существо науки) образование сводится к педагогике.

Сомнительно также противопоставление теории и методики. Методика как учение о методах входит в состав педагогики. Неправомерно считать, что та или иная педагогическая наука включает наряду с теорией еще и методику. Любая наука есть теория, ничего более.

Весьма показательно также, что все рубрики кроме первой легко объединяются под названием "Педагогика (по областям и уровням образования)". После сделанных уточнений очевидно, что педагогика включает общую педагогику, историю педагогики и педагогику по областям и уровням познания. Причем первые две дисциплины остаются чисто номинальными, если они не "замыкаются" на педагогику по областям и уровням познания. Именно эти педагогические науки составляют фундамент, существо педагогики. Теперь можно высказать определенные суждения и относительно числа педагогических наук.

Прежде всего, необходимо учесть наличие двух десятков отраслей наук. Каждая из них содержит некоторые группы отдельных наук. По нашим подсчетам их всего около 500[2]. Разумеется, всем этим наукам обучают людей. Столь же очевидно, что приходится учитывать особенности различных социальных групп, в том числе дошкольников, школьников, студентов, магистрантов, людей с теми или иными недостатками или же, наоборот, обладающих выдающимися способностями. С учетом многих уровней образования можно констатировать, что упомянутая выше величина должна быть умножена по крайней мере на 10. Педагогика многообразна.

Педагогика – это отрасль науки. В качестве таковой она состоит из групп наук. А каждая педагогическая наука, например, преподавание физики в восьмом классе, состоит из целого ряда теорий. Естественно, что эти теории обладают многочисленными особенностями. Если их не учитывать, то можно констатировать, что педагогика выступает как совокупность наук об обучении и воспитании. Мы привели довольно традиционное определение педагогики, соединив союзом и обучение и воспитание. Но любое обучение всегда есть воспитание. А воспитание непременно является обучением. Избегая указанной сумятицы в определении, предлагаем считать педагогику отраслью науки, предметом которой является максимально результативное осуществление повышения концептуальной компетентности людей. Речь идет о концептуальной компетентности, ибо все науки, в том числе и сама педагогика, состоят из концептов и являются их управлением.

Субъектом педагогики являются люди, поэтому ее предмет включает их определенное взаимоотношение. При его рассмотрении приходится различать две стороны: тех, кто осуществляет обучение (педагогов), и тех, кого обучают – учащихся (школьников, студентов, аспирантов и т.д.). Интересно, что в случае самообучения педагогом и учащимся является один и тот же человек: он как бы раздваивается. Таким образом, предмет педагогики может быть определен как взаимоотношения между педагогами и учащимися, направленные на достижение максимально результативного повышения научной компетентности обучаемых, их способности управлять соответствующими принципами, законами и понятиями.

При кратчайшем определении предмета некоторой науки целесообразно указывать ее самые актуальные концепты – принципы. В связи с этим предмет, например физики, связывают с принципом наименьшего действия, а предмет экономики – с принципом максимизации нормы прибыли на авансированный капитал. Естественно, в соответствии с устройством наук и в случае определения специфики педагогики должен быть указан ее основополагающий принцип. Им, на наш взгляд, является принцип максимально результативного повышения научной компетентности учащихся. Компетентность понимается как уровень их научного развития, который, как известно, успешно измеряется.

Принцип достижения максимальной результативности обучения указывает на аксиологический характер педагогики, ибо он имеет ярко выраженный ценностный характер. Указанный принцип не заключен в природе, его изобрели люди, убедившись в его актуальности. Впрочем, его понимание неоднократно существенно модифицировалось, о чем мы расскажем ниже.

Следует подчеркнуть, что педагогика рассматривается нами как отрасль науки, в которую не должно включаться ненаучное знание. Этого можно достичь лишь при постоянном акценте на научную критику. Даже у выдающихся педагогов наблюдаются вкрапления ненаучного (ложного, а не истинного) знания. Необходимо четкое представление о научности педагогики, поэтому особенно актуален вопрос о ее возникновении.

Обычно его связывают с именем Я. А. Коменского, автора "Великой дидактики" (1633–1638). Такое широко распространенное представление может вызывать определенные сомнения. Действительно, неужели педагогика достигла научной стадии на 350 лет раньше психологии?! Другой аргумент таков: педагогика в те далекие времена не могла быть научной постольку, поскольку абсолютное большинство дисциплин, за исключением логики и математики, по которым велось обучение, не достигли научной стадии. Из этого следует актуальный вывод.

Педагогические науки достигают стадии научности вместе с теми науками, по которым ведется обучение. Они не достигают стадии научности одновременно. Преподавание математики было научным уже в Античности. Преподавание же физики стало научным лишь после Ньютона, а биологии – после Дарвина.

Тем не менее значимость работы Я. А. Коменского отрицать нельзя. Он первым представил педагогику, особенно ее основную часть (дидактику), в систематическом виде, определив в "Великой дидактике" образец, который имел актуальнейшее значение для многих поколений педагогов. Лишь в связи с этим имеет смысл именно от нее отсчитывать возраст научной педагогики.

Связь педагогики с другими науками налицо, она зиждется на их основании. Подобно психологии, педагогика является мезометанаучной дисциплиной, в известной степени – рефлексией по поводу всех тех наук, которые преобразуются в педагогические (учебные) дисциплины.

Выводы

1. Предметом педагогики является максимально результативное осуществление повышения научного уровня учащихся, достигаемое в процессе их взаимоотношения с педагогами.

2. Педагогика – аксиологическая наука. Ее основной принцип – достижение учащимися максимально возможной степени научной компетентности.

3. Интернаучные связи педагогики указывают на ее мезометанаучный характер.