История этических учений

ОГЛАВЛЕНИЕ этики как науки, предметом которой являются мораль, нравственность, складывалось исторически. Главные вопросы, волновавшие ученых на протяжении многих столетий и предопределившие многообразие этических учений, концепций, школ, — как добродетель связана со счастьем, удовлетворением жизненных благ и достижением личного успеха человека и каким образом мораль, выражая свободную волю личности, может мотивировать ее на служение другим людям, обществу.

Основу и важнейшее направление этических учений с древних времен и до наших дней составляет идея человеколюбия. "Золотое правило нравственности" гласит: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе. Это правило выступает то в форме принципа справедливости "Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе", то в форме принципа милосердия "Не делайте другим того, чего не хотите себе", но важно то, что на протяжении полутора тысяч лет человечество так и не нашло более совершенного регулятора человеческих отношений. Идея человечности как фундаментальной основы и универсальной формулы нравственного поведения, сформулированная в "золотом правиле нравственности", заложена во всех мировых религиях, доказывая свой всеобъемлющий характер.

"Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому" (Индуизм. Махабхарата, 1000 г. до н.э.).

"Не делай ближнем)' своему ничего из того, что ты не желаешь для себя" (Иудаизм. Пятикнижие, ок. 600 г. до н.э.).

"Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе" (Ислам. Изречения пророка Мухаммеда, VI в. до н.э.).

"Как он поучает другого, так пусть поступает и сам" (Буддизм. Изречения Будды. VI в. до н.э.).

"Не делай другим того, чего не пожелаешь себе" (Конфуции. VI в. до н.э.).

Заложив нравственные основы различных культур и религий, Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед определили духовный вектор развития целых цивилизаций и направление этической мысли в поисках осмысления природы и сущности морали, нравственной основы поведения человека.

На протяжении истории развития этической мысли возникали и формировались многочисленные школы и направления, с различных позиций раскрывающие природу и сущность морали. Многообразие подходов к пониманию сущности морали потребовало классификации основных течений в развитии этической мысли. Однако типологизация этических учений, представленная в научной литературе, также демонстрирует различие подходов и множественность критериев, по которым классифицируются различные этические теории.

Так, в зависимости от методологического принципа истолкования природы морали выделяют:

- натуралистическое и идеалистическое направления в истории этики;

- эмпирический подход (этика есть этика благ, целей);

- трансцендентный (этика есть этика внутренних установок, мотивов.

В зависимости от того, что считать высшим благом, все этические теории и концепции делят:

— на утилитаристские;

— абсолютистские.

К утилитаристским этическим системам относят гедонизм и эвдемонизм, а к абсолютистским — этику философов Древней Греции (Сократа, Платона, Аристотеля), христианскую этику, философов Нового времени (Канта, Спенсера и др.).

Натуралистическое направление развития этического учения выводило нравственность из природы человека или из социально-житейского прагматизма и исходило из обоснования морали, ее природы и целей естественным, вечным и неизменным стремлением человека к наслаждениям, к счастью как движущим началам человека, детерминирующим все его поступки. Эта позиция получила развитие в концепции гедонизма (греч. — наслаждение). В Древней Греции эта концепция нашла отражение в трудах Демокрита, Аристипа, Эпикура, имя которого дало название целому течению в истории этики и моральных учений — эпикуреизму.

Близкая гедонизму концепция эвдемонизма (греч. счастье), берущая истоки еще в Древней Греции, но особое развитие получившая в этике французских материалистов XVIII в., высшим критерием нравственности считает достижение счастья. В эпоху утверждения буржуазных отношений эта концепция получила новый импульс к развитию. Идея обретения материального благополучия как главной цели общества и морали нашла выражение в теориях английских философов Т. Гоббса, Дж. Локка, нидерландского философа Б. Спинозы, французских материалистов XVIII в. и их последователей — теоретиков современной западной этики Бентама. Продолжая развивать идеи натуралистической школы, это направление этической мысли оформилось в теорию утилитаризма (лат. — польза, выгода). Согласно этой теории моральная ценность и единственная цель деятельности человека определяется его полезностью и состоит в достижении утилитарного блага, подчиняющем себе все иные мотивы. Принцип удовольствия как важнейшего регулятора поведения человека составляет основу учения З. Фрейда.

В отличие от утилитаристского подхода к объяснению сущности морали сторонники противоположного направления — абсолютистского — исходят из убеждения, что главный смысл морали заключается в стремлении к добродетелям и ориентации на достижение морального блага. В центре внимания ученых этого направления стоят проблемы добродетельности, долженствования, ответственности.

С античных времен этика формировалась под девизом, сформулированным Протагором: "человек есть мера всех вещей". Мораль понималась как "мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он делает... Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии", удовлетворяя потребность людей в совместной жизни как естественном и единственно возможном условии их существования.

Сократ развивал теорию "моральной философии" как учения о том, как следует жить, руководствуясь знаниями и познавая самого себя. Этику Сократа называют этикой индивидуальной личностной ответственности. Не для того человеку дан разум, считал философ, чтобы исследовать, что находится "в небесах и под землею", а для того, чтобы стать совершенным. Поэтому необходимо "заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше"[1]. Ответственное поведение человека есть поведение, за которое человек может и обязан отвечать. Из учения Сократа выросла этика Платона.

Аристотель считал, что высшее благо абсолютно и универсально. Все остальное имеет смысл и ценность в отношении к этому высшему благу. В трех трудах ("Никомахова этика", "Эвдемова этика" и "Большая этика") философ доказывал, что в основе моральной деятельности человека лежит объективная целесообразность. Она реализуется в разумном поведении, которое является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель, признаваемую в качестве высшего блага

Наиболее полно идеи абсолютизма отражены в этическом учении И. Канта, в представлении которого всеобщность морального закона и внутреннее достоинство личности утверждаются через долг, понимаемый им как единство чистоты нравственного мотива и твердости нравственных убеждений. Нарушение морали, которая сама по себе уже является абсолютным нравственным законом, есть нарушение фундаментального закона человеческой природы. Эта мысль нашла выражение в трех формулировках категорического императива, акцентирующих внимание на оценке поступка и категории морального долга.

1. Всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех.

2. Не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других.

3. Не рассматривать и не использовать других людей как средство для достижения собственных целей.

Исходя из этой позиции, философ делит моральную философию па две части: априорную (метафизику нравственности, или собственно мораль), которая "должна быть впереди", и эмпирическую (практическую антропологию)[2].

Идея человечности как основы нравственного поведения лежит в основе этических концепций нашего времени, составляющих направление гуманистической этики, одним из выдающихся представителей которого является Э. Фромм. "Человек может реализовать себя и найти свое счастье только в связи с другими людьми, в солидарности с ними", считает ученый. "При этом любовь к ближнему не трансцендентный по отношению к человеку феномен, а его врожденное качество, которое он способен излучать"[3].

Принципы человечности и взаимопомощи составляют основу концепции Питирима Сорокина, утверждавшего, что человечество способно выжить и выйти на новый уровень нравственности только путем альтруистического облагораживания людей, культур и социальных институтов. Эта же идея положена в основу этической концепции П. А. Кропоткина, который был убежден в том, что только путем взаимопомощи человечеству удастся выжить и выйти на новый уровень нравственного развития.

Осмысление глобальных проблем человечества на Западе оформилось в доктрину "нового планетарного миропорядка", разработанную членами Римского клуба — крупного международного теоретического центра исследований и выработки рекомендаций по решению стоящих перед человечеством проблем. Важнейшей среди этих проблем названа гуманистическая переориентация человечества на принципах социальной справедливости, ответственности и гуманизма, основанная на изменении привычек, нравов, поведения людей, воспитании каждым человеком в себе способности к взаимопониманию, сочувствию и солидарности, к дружбе, уважению достоинства других людей независимо от их социального статуса, убеждений, места проживания и т.д. "Вопрос сводится к тому, как убедить людей в различных уголках мира, -писал бывший президент Римского клуба Л. Печчеи, — что именно в усовершенствовании их человеческих качеств лежит ключ к решению проблем...".

Если более ранние авторы, начиная с Аристотеля, исходили из представлений о стремлениях и добродетелях человека и искали ответ на вопросы о том, что такое добродетели как нравственные качества и как формировать свою личность, то более поздние авторы сосредоточивают внимание па этическом анализе поступков, задаваясь вопросами, что есть должное и как следует поступать. Однако все этические системы объединяет стремление найти ответы на то, как человек должен жить в поляризованном ценностно-ориентированном мире, где всегда остается выбор между добром и злом и сохраняется актуальность проблемы допустимости компромисса в противостоянии злу. Особенно обостряется интерес к моральным аспектам всех сторон жизнедеятельности общества в переломные моменты его истории.

В процессе поступательного развития человечества каждое общество в его конкретно-историческом своеобразии вырабатывает моральные нормы, призванные регулировать всю гамму возникающих в нем моральных общественных отношений.