Историко-этнографические общности азиатского региона

Количество ИЭО этого региона больше, чем европейского, что объясняется и обширностью территории и разнообразием географических условий, также оказавших влияние на ход этнокультурных процессов.

1. Кавказская провинция состоит из двух областей: 1) Северокавказской; 2) Закавказской. Ее предгорная зона представляет собой равнину, а основная часть занята высокогорьем. Антропологически население региона представлено различными типами южной ветви европеоидной расы. В языковом отношении население относится: к северокавказской семье (аварцы, лакцы, чеченцы, абхазы и др.); иранской (осетины) и армянской (армяне) группам индоевропейской семьи; тюркской группе алтайской семьи (азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, ногайцы и др.). Доминирующими религиями были ислам и христианство.

Традиционное хозяйство носило земледельческо-животноводческий характер, причем животноводство у некоторых групп населения играло ведущую роль. Разнообразием отличались жилища – типа юрты у скотоводов, а у оседлого населения – каменные дома-башни, комбинированные каменно-деревянные двухэтажные дома, полуземлянки, плетневые конструкции с глиняной обмазкой. Мужской костюм состоял из рубахи, штанов, заправленных в сапоги, черкески, бешмета и бурки, женский – из рубахи и штанов, поверх которых надевалось распашное платье. Основу пищи составляли мучные и крупяные блюда, дополняемые мясом, у животноводов значительную роль играла молочная пища. Остатки первобытных верований сказывались в представлениях о языческих богах и демонах, в календарной обрядности и в обрядах жизненного цикла.

2. Среднеазиатско-Казахстанская провинция состоит из областей: 1) Юго-западной; 2) Юго-восточной; 3) Северной. Экологически ее территория – равнинные районы с сухими степями и пустынями, где особо выделяются оазисные области с антропогенным ландшафтом, и горные районы. В составе населения выделяются большие европеоидная (туркмены, таджики и часть узбеков) и монголоидная (казахи, киргизы и часть узбеков) расы. В провинции представлены две языковые семьи: индоевропейская иранской группы (таджики) и алтайская тюркской (казахи, киргизы, туркмены, узбеки). В религиозном отношении доминирует ислам.

Характер традиционной культуры во многом определялся видом хозяйства. У пашенных земледельцев были стационарные поселения с постоянными жилищами, которые строились, в основном, из глины – битой или в виде сырцового кирпича, в питании преобладали мучные и крупяные блюда, дополняемые овощами и фруктами. Скотоводы-кочевники проживали на временных поселениях в переносных юртах, пища у них, в основном, была мясо-молочная. Одежда была довольно однообразна: основными ее элементами и у мужчин и женщин были матерчатые рубаха, штаны и халат, в холодное время – овчинные шубы. Характерными социумами были семья и община – сельская и городская, в кочевых обществах сохранялись родовые и племенные отношения. В верованиях сохранялись остатки домусульманских культов – аграрные обряды у земледельцев, почитание домашних животных – у скотоводов.

3. Сибирская провинция делится на: 1) Сибирскую область (с подобластями): а) Ямало-Таймырской; б) Западносибирской; в) Алтае-Саянской; г) Восточносибирской; д) Камчатско-Чукотской; 2) Дальневосточную область (с Амуро-Сахалинской подобластью).

Для нес характерны значительные географические различия – тундра, тайга и сухие степи, заболоченные низменности и высокие горы. Коренные народы Сибирской провинции принадлежат к монголоидной расе и говорят на языках нескольких семей: алтайской – тюркской (якуты, тувинцы, сибирские татары и др.), монгольской (буряты) групп; уральской – угорской (ханты и манси), самодийской (ненцы, нганасаны, селькупы и др.) групп; чукотско-камчатской (чукчи, коряки, ительмены) и эскимосо-алеутской (эскимосы, алеуты) семей.

В хозяйственном отношении большая часть населения занималась охотой, рыболовством, собирательством и оленеводством, и только в южной части региона были известны скотоводство и земледелие. Поселения были временными и постоянными с разнообразными тинами жилищ как переносных – чум и юрта, так и стационарных – землянки и наземные срубные конструкции. Огромное значение имели средства передвижения: лыжи; нарты, запряженные в собак, оленей, лошадей; лодки, в том числе, и байдарки. Одежда шилась главным образом из шкур животных, часто двухслойной, меховой, глухого тина, только на юге была известна и матерчатая, распашная. В традиционном питании преобладали рыба и мясо разных способов приготовления, дополняемые ягодами и кореньями, у скотоводов существенную роль играли молочные продукты.

Социальные отношения отличались разнообразием, представляя собой либо разные этапы развития первобытнообщинного строя, либо его распада и формирования классового общества. Известно было деление на роды, фратрии и племена, минимальным социумом была семья, сибирские татары создали свою государственность. В духовной культуре большое место занимали тотемистические представления, охотничьи культы, шаманизм.

4. Центральноазиатская провинция в географическом отношении представляет собой, в основном, пустыни и нагорья Центральной Азии, но значительную роль в традиционном природопользовании здесь играли оазисные зоны. Ее население относится к монголоидной расе и говорит на языках алтайской (монголы, уйгуры и др.) и сино-тибетской (тибетцы и др.) семей.

Основным хозяйственным занятием в пустынно-нагорной зоне было кочевое и полукочевое скотоводство с выращиванием крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, верблюдов, яков, а в оазисах – пашенное земледелие с использованием орошения. Жилищем кочевников были переносные юрты или шатер, земледельцев – стационарные постройки из сырцового кирпича или камня. Основными элементами одежды, мужской и женской, были рубаха, штаны и халат или куртка, верхней – овчинные шубы. Пища преобладала молочно-мясная – у кочевого населения и мучно-крупяная – у оседло-земледельческого. Со Средневековья на этой территории была известна государственность, традиционные социальные отношения характеризовались наличием рода, общины и различных форм семьи. В духовной культуре наряду с буддийской религией значимую роль играли первобытные верования.

5. Восточноазиатская провинция охватывает территорию Восточного Китая, Корею и Японию. Это зона, в основном, лессовых равнин и гор субтропической зоны. Население провинции в антропологическом отношении принадлежит к монголоидной расе, а в языковом – к сино-тибетской (китайцы, хуэй, ицзу и др.), австроазиатской (мяо, гаошань и др.), алтайской (маньчжуры, сибо и др.) и паратайской (чжуан и др.) семьям. Изолированное положение занимают корейский (по некоторым классификациям) и японский языки.

Главное хозяйственное занятие – пашенное земледелие с использованием ирригации, животноводство развито слабо. Поселения – стационарные с глинобитными или легкими деревянными каркасно-столбовыми жилищами, характерно отопление их капами – дымоходами-лежанками. Характерная одежда – брюки и куртка, халат, виды юбок. В диете преобладают крупяные блюда, прежде всего рис, овощи, большую роль играют морепродукты. Традиционными социальными институтами являются семья и сельская община. Для религиозных верований характерен синкретизм религий – буддизма, даосизма, конфуцианства, а в Японии – синтоизма.

6. Юго-Восточноазиатская провинция охватывает п-ов Индокитай и о-ва Индонезии и Филиппин. В ее составе выделяют: 1) Западноиндокитайскую; 2) Восточноиндокитайскую; 3) Западно-индонезийскую; 4) Восточно-индонезийскую; 5) Филиппинскую области. В географическом отношении это хорошо увлажненные тропическая и субтропическая зоны. Население провинции антропологически монголоидно. В языковом отношении оно принадлежит к австроазиатской (вьетнамцы, кхмеры и др.), паратайской (лаосцы и др.) и австронезийской (яванцы, висайя и др.) семьям.

Традиционное хозяйство ориентировано у большинства народов на пашенное ирригационное земледелие с доминированием риса в качестве основной культуры, роль животноводства невелика. Есть этносы, ведущие охотничье-собирательский образ жизни. Жилища, в основном, легкие каркасно-столбовой конструкции. Основу одежды составляют штаны или юбки, в том числе и мужские и распашные кофты и куртки. В питании преобладает рис или другая зерновая культура, клубневые и корнеплоды, значима роль рыбы и других "даров моря". Характер социальных отношений определяется уровнем развития общества, государственного классового или первобытнообщинного, в последнем сохраняются родоплеменные отношения. Семья и община в разных формах являются универсальными институтами.

7. Южноазиатская провинция включает, в основном, п-ов Индостан. Ее территория представляет собой горы, плоскогорья и долины рек жаркого пояса. Население антропологически относится к южным европеоидам, лишь на северо-востоке небольшую долю его составляют монголоиды. По языковой принадлежности народы региона принадлежат к индоевропейской семье иранской (пуштуны, белуджи и др.) и арийской (бенгальцы, панджабцы, маратхи и др.) групп, а также дравидийской (тамилы, малаяли и др.), австроазиатской (санталы и др.) и сино-тибетской (нага, гаро и др.) семей.

Основное традиционное занятие населения – пашенное земледелие, в горах и пустынях практикуется скотоводство в кочевых формах. Для оседло-земледельческого населения характерны самые разные типы жилищ – глинобитные, каменные, деревянные каркасно-столбовые, кочевники жили в шатрах. Основные детали одежды – штаны, рубахи-платья и юбки, причем последние характерны для мужчин, распространено также ношение жилетов и кителей, распространенной женской одеждой было сари – кусок материи, обернутый вокруг тела. Пища, в основном, мучно-крупяная, по религиозным соображениям значительная часть населения не ест мяса, причем у индусов запретна говядина, а у мусульман – свинина. В диете кочевников преобладают молочно-мясные блюда. Классовые общества с государственностью сложились на этой территории в глубокой древности, в специфике социальных отношений индусского населения является деление его на касты – неравностатусные замкнутые группы сословно-профессионального характера, принадлежность к которым определяется рождением. Семья преобладает малая, другим традиционным социальным институтом является община. Наиболее распространенные религии – ислам, индуизм и буддизм.

8. Переднеазиатская провинция состоит из: 1) Малоазийской; 2) Ирано-афганской; 3) Месоногамо-сирийской; 4) Аравийской областей. Экологически ее территория – горы и нагорья, а также пустыни с оазисными зонами. Антропологически население представлено различными вариантами южных европеоидов, по языковой принадлежности народы региона принадлежат к иранской группе индоевропейской семьи (пуштуны, курды и др.), а также тюркской группе алтайской семьи (турки, азербайджанцы и др.) и семитской группе афразийской семьи (арабы, евреи и др.).

Основным традиционным занятием было кочевое скотоводство в горных и пустынных районах и пашенное земледелие в оазисах. Кочевники разводили преимущественно мелкий рогатый скот и верблюдов, главными культурными растениями земледельцев были зерновые, бобовые, виноград, финиковая пальма. Стационарные поселения обычно имели запутанную планировку с застройкой из сырцового кирпича или камня, жилищем кочевого населения служил шатер. Одежда состояла из штанов, широкой длинной рубахи, безрукавки или куртки, у женщины голова обязательно закрывалась платком, он же во многих районах служил головным убором и у мужчин. Пища основывалась на мучно-крупяных блюдах, у кочевников немалую роль играли молоко и мясо. Институты государственной власти сложились здесь еще в глубокой древности. Семья и община разных типов были универсальными формами социальной организации, а родоплеменные отношения сохранялись не только у кочевого, но и у значительной части оседло-земледельческого населения. Характер духовной культуры во многом определялся доминирующим в регионе исламом, но при сохранении многих культов более раннего происхождения.