Историко-этнографические области

Тропическоафриканская провинция включает шесть ИЭО: Западноафриканскую, или Занадносуданскую, Экваториальную (Западную Тропическую), Южноафриканскую, Восточноафриканскую, Северо-Восточную (ИЭО Африканского Рога), Мадагаскарскую островную.

Самой крупной и сложной по составу является Западноафриканская, или Западносуданская ИЭО, распадающаяся на три подобласти. Атлантическая подобласть включает большую часть Сенегала, присенегальские районы Мавритании, запад Гамбии, север и запад Гвинеи, центральные и западные районы Гвинеи-Бисау, приатлантические регионы Сьерра-Леоне, северо-запад Либерии, Кабо-Верде. Суданская подобласть включает юг и восток Сенегала, восток Гамбии, север и восток Гвинеи-Бисау, центр и восток Гвинеи, основную часть Сьерра-Леоне, северо-восток Либерии, Мали, прималийские районы Мавритании, Буркина-Фасо, север Кот-д'Ивуара, Ганы, Того, Бенина, Нигерии и Камеруна, большую часть территории Нигера и Чада (кроме южных и юго-восточных районов), Гвинейская подобласть охватывает центральные и южные районы Кот-д'Ивуара, Ганы, Того, Бенина и Нигерии.

В Западной Африке не случайно возникали очаги цивилизаций: природные условия (достаточное количество осадков) здесь наиболее пригодны для земледелия – в основном ручного, в Гвинейской подобласти – переложного и подсечно-огневого. В Западном и Центральном Судане возделывают зерновые (так называемый зерновой, или прососорговый пояс: просо и его разновидность фонио, сорго, рис), в зоне тропических лесов Гвинейского побережья – корне- и клубнеплоды (пояс ямса: ямс, кассава, батат и др.), а также масличную пальму. В Атлантической подобласти – как зерновые, так и корнеплоды. В Суданской подобласти разводят крупный и мелкий рогатый скот. Важнейшее значение имели месторождения золота, и отсутствие соли, побуждавшие народы Западной Африки торговать с богатой солью Сахарой.

Западноафриканские города возникали как торговоремесленные центры (Кано, Дженне, Томбукту), резиденции правителей (Уагадугу, Кумаси), сакральные центры (Ифе), или совмещали эти функции (Сокото, Бенин, Ойо). Сельские поселения – разбросанного типа, иногда хуторского (в саванне), в Гвинейской подобласти – уличного. Жилище – однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане. Строительным материалом в сахеле служила глина, камень, кустарник, трава, в саванне – дерево, ветки, солома, в лесах – пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых. Повсеместно при постройке жилищ используются кожи, шкуры, ткани, циновки, навоз, ил. Сложился так называемый суданский стиль архитектуры из сырцового кирпича банко ("сырая глина"), часто облицованного сланцем, или из камней на глиняном растворе; характерны расчленение фасадов пилястрами, глухие массивные конические или в форме усеченной пирамиды башни и минареты, пронизанные торчащими наружу балками перекрытий.

В Суданской подобласти сложился единый тип мужского костюма, восходящий к одежде исламских учителей-марабутов: бубу – длинная широкая рубаха, как правило, голубого цвета, часто с вышивкой у ворота и на кармане, широкие шаровары с манжетами внизу, шапочка, сандалии. Для Гвинейской подобласти характерна несшитая одежда, как плечевая (аканское кенте), так и поясная (типа юбок).

Основная пища народов Западной Африки растительная – каши, в том числе крутые каши фуфу (типа мамалыги) с различными соусами, похлебки, рыба, пальмовое вино, просяное пиво.

Выделяется матрилинейность счета родства у аканов и эве, у них и других народов Гвинейского побережья – специфическое имянаречение, когда одно из имен соответствует тому дню педели, в который человек родился. Широко распространены тайные союзы, социальные институты типа каст. Слоговая письменность, созданная ваи, заимствована их соседями (менде, кпелле, лоома, баса и др.). Тональность многих языков Западной Африки позволяет передавать информацию с помощью "говорящих" барабанов (там-там). В мифологиях народов Западной Африки (догон, бамбара, моей, малинке, бозо и др.) имеются сложные космогонические мифы о создании и организации вселенной. В их создании важную роль играли тайные общества. Классическими образцами африканского эпоса служат сказания бамбара о Буакариджане и придворный эпос народов манден (Мали) о Сундьяте, известный как в форме "официальных" сказаний, хранимых профессиональными сказителями-гриотами, так и народных легенд. Сундьята предстает как "чудесный" герой, наделенный сверхъестественными (магическими) способностями, и вместе с тем богатырь, охотник и воин, освободивший народ от завоевателя Сумаоро, и основавший империю Мали.

Этнокультурная ситуация в Западной Африке сильно изменилась в связи с миграциями фульбе, предки которых сформировались на территории Сахары до ее высыхания. В X–XI вв. фульбе обосновались в долине Сенегала и области Фута-Торо, в XI–XIV вв. расселились по всей Западной Африке. У ряда субэтносов фульбе сохраняется кочевое и полукочевое скотоводство.

Экваториальная ИЭО (центральные и южные районы Камеруна, юг Чада, Центральноафриканская республика, Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, большая часть Демократической Республики Конго, Анголы и Замбии) представлена, прежде всего, бантуязычными народами. Материальная культура характерна для зоны тропических лесов и близка к культуре Гвинейской подобласти Западноафриканской ИЭО. Народы Экваториальной Африки не занимаются скотоводством (из-за распространения мухи цеце). Выделяется культура пигмеев, сохраняющих образ жизни, основанный на подвижных охоте и собирательстве. Пигмеи утратили свои языки и говорят на языках своих соседей, в основном бантуязычных. Следует отметить эпический цикл о Лианжа-и-Нсонго (поиск героем новых земель, на которых расселяются предводительствуемые им племена), созданный монго (бассейн Конго).

Южноафриканская ИЭО (юг Анголы, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Ботсвана, Зимбабве, южные и центральные районы Мозамбика) населена бантуязычными народами, а также народами, говорящими на койсанских языках. Африканеры и "цветные" в ЮАР говорят на африкаанс, южноафриканцы – на местном варианте английского. Выходцы из Европы и Южной Азии говорят на индоарийских, часть индийцев – на дравидских языках.

На территории Южной Африки постоянно происходили миграционные процессы, начиная с переселения из Восточной Африки бантуязычных народов во второй половине I тыс. н.э., оттеснивших койсанские народы в менее благоприятные регионы (пустыни Калахари и Намиб). В первой половине XIX в. часть народов нгуни переселилась на север современной ЮАР (ндебеле), на территорию современной Республики Зимбабве (матабеле) и на юг Танзании (нгони). Наконец, последней крупной миграцией был "Великий трек" – переселение африканеров в середине XIX в. из Капской колонии, захваченной англичанами, на северо-восток, за р. Оранжевую и Вааль, где были созданы бурские республики – Оранжевое свободное государство и Трансвааль.

Традиционные занятия бантуязычных народов – ручное переложное земледелие с выжиганием травы и кустарника (сорго, просо, кукуруза, бобовые, овощи) и полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Койкоины занимаются отгонным скотоводством, за исключением этнической группы тоннар в районе Китовой бухты (Намибия), до недавнего времени занимавшейся морским зверобойным промыслом; сан – подвижные охотники и собиратели. Традиционная пища земледельцев и скотоводов – похлебки и каши из сорго и кукурузы, приправленные овощами, молоко; просяное пиво. Традиционное поселение – кольцевой планировки из полусферических хижин (крааль). В отличие от большинства африканских народов, имеющих открытый очаг, расположенный, как правило, вне жилища, во дворе, у горных жителей (басуто и часть тсвана) распространены глинобитные печи. Традиционная одежда несшитая – набедренная повязка и передник, кожаный плащ-каросс. Из эпико-исторических преданий наиболее известен зулусский эпос о Чаке, для которого характерна приближенность его к конкретной исторической ситуации и сравнительно небольшая роль чудесных элементов.

Восточноафриканская ИЭО (север Мозамбика, Малави, Коморские о-ва, северо-восток и восток Замбии, Танзания, Уганда, Руанда, Бурунди, восток и северо-восток Демократической Республики Конго, большая часть Кении, юг Судана, запад Эфиопии) имеет в своем составе Прибрежную (побережье Индийского океана от Сомали до восточного Мозамбика) и Межозерную (Руанда, Бурунди, восток и северо-восток Конго (Киншаса), запад и юг Уганды, северо-запад Танзании) подобласти.

Основную часть Восточноафриканской ИЭО населяют бантуязычные народы, а также ряд народов, говорящих на нилотских и других языках нило-сахарской макросемьи. Кушитоязычные эфиопоиды ираку вместе с койсаноязычными представителями южноафриканской локальной расы сандаве и хадза – остатки древнего субстратного населения, вытесненного носителями языков банту на север и юг в начале I тыс. н.э. Межозерье населяют бантуязычные народы, а также пигмеи.

Большинство населения Восточной Африки занимаются ручным земледелием (бантуязычные народы) или отгонным скотоводством (пилотские народы). Социальная организация нилотов и части бантуязычных народов основана на системе возрастных классов.

Самобытная культура восточноафриканского побережья и близлежащих островов сформировалась в VII–X вв. в результате контактов носителей мусульманской культуры – выходцев из Азии (Аравия, Оман, Персия, Индия) с бантуязычными аборигенами. Возникшая на ее основе и посреднической трансокеанской торговле с Ближним Востоком суахилийская цивилизация достигла наивысшего расцвета в XIV в. Суахилийцы занимались ловлей рыбы и морских животных, добычей жемчуга и связанного с этим мореходством и судостроением. Они обладали значительными познаниями в астрономии и навигации, освоили строительство домов из камня и коралловых плит. Караванная торговля с внутренними районами Восточной Африки способствовала распространению ислама и кисуахили, который стал языком-посредником в межэтнических контактах местного населения, а в настоящее время – это государственный язык Танзании, официальный язык Кении, Уганды, Демократической Республики Конго, Мозамбика, а также рабочий язык ООН.

Межозерье – один из очагов самобытной африканской государственности, сформировавшийся в условиях практически полной изоляции и не испытывавший до середины XIX в. никаких воздействий со стороны развитых цивилизаций. Большинство этнополитических общностей Межозерья состояло из трех эндогамных общностей, говоривших на одном языке, но отличавшихся друг от друга антропологическим обликом и преимущественной сферой деятельности, причем каждая из них имела разный социальный статус. Самый высокий статус имели тутси (в Руанде и Бурунди), или бахима (у этносов юга Уганды) – скотоводческая аристократия, владевшая большими стадами и лучшими землями и имевшая более или менее выраженный эфиопоидный внешний облик, а также очень высокий рост: это самые высокорослые и самые сухощавые люди на Земле. На следующей ступени стояли земледельцы хуту, или иру, – типичные негроиды, находившиеся в зависимости от тутси/бахима и арендовавшие у них скот и землю. Самую низкую ступень этой иерархии занимали пигмеи тва, охотники и гончары, а также слуги (как у тутси/бахима, так и у хуту/иру). Эта этнокастовая система возникла в XV в., когда бантуязычные негроиды (предки хуту/иру) подверглись нашествию скотоводов – нилотов или кушитов, а может быть, и тех и других. Переняв язык и культуру земледельцев-банту, они сохранили ряд связанных со скотоводством черт культуры, общих со скотоводами Африканского Рога. Наиболее четко эта система действовала в Руанде, Бурунди и Нкоре, где священные цари мвами всегда были из тутси/бахима, а правящая верхушка состояла исключительно из скотоводческой аристократии.

Преобладание в экономике Межозерья многолетней и высокоурожайной культуры банана, не требовавшей большого объема работ по расчистке земель, содействовало сравнительно легкому получению избыточного продукта и оседлости населения, а также сводило к минимуму участие мужчин в земледельческих работах. Поэтому земледелие стало чисто женским занятием, а мужчины занимались охотой, рыболовством и ремеслом, но прежде весго – войной и посреднической торговлей.

Народы Севере-Восточноафриканской ИЭО (бо́льшая часть Эфиопии, Эритрея, Джибути, Сомали, северо-восток Кении) говорят в основном на эфиосемитских, кушитских и омотских языках афразийской макросемьи.

С аксумских времен в Эфиопии распространилось пашенное террасное земледелие, сочетавшееся с пастбищным и отгонным скотоводством. Земля обрабатывалась специальным примитивным плугом (марэша), в который впрягались волы. Аксумиты впервые стали возделывать злаковые и бобовые культуры, которые не встречалися за пределами Эфиопии: чисто эфиопскую культуру тэфф (разновидность проса), дурру (разновидность сорго), дагуссу, нут, чину. Эфиопское нагорье является также родиной некоторых видов пшеницы и кофе. Поселения разбросанного и уличного типов, традиционное жилище – круглая бревенчатая хижина с обмазанными глиной или навозом стенами и с конусообразной кровлей (тукуль), каменная прямоугольная постройка с плоской крышей (хыдмо). Одежда – туникообразная рубаха с широким поясом и плащом у мужчин, покрывалом (шамма) – у женщин, штаны сури.

Почти 15 столетий Эфиопия была единственным христианским государством Тропической Африки. С I тыс. до н.э. здесь применяется эфиопское слоговое письмо, с IV в. н.э. – коптский календарь.

Оромо, сомалийцы, тигре и др. – мусульмане-сунниты, занимаются кочевым и полукочевым скотоводством (верблюды, лошади, мелкий рогатый скот). У оромо зафиксирована возрастная организация "гада". Часть агау (фалаша, кемант) исповедует иудаизм ("эфиопские", или "черные", евреи).

Мадагаскарская островная ИЭО (Мадагаскар, Сейшельские о-ва, Маврикий, Реюньон) населена малагасийцами (Мадагаскар) и креолами (маврикийцы, реюньонцы, сейшельцы), а также выходцами из Южной Азии, говорящих на индоарийских и дравидских языках. Есть небольшие группы китайцев, малайцев и арабов.

Материальная культура малагасийцев сохранила много элементов, восходящих по происхождению к Юго-Восточной Азии (стрелометательная трубка, парусная долбленая лодка с балансиром, технология рисосеяния, шелководство, несшитая шелковая одсжда-ламба типа саронга, трубчатая цитра валиха и др.). Преобладает пашенное земледелие в сочетании с пастбищным и отгонным скотоводством.

Культура креольских народов представляет собой синтез французской, африканской и индийской (особенно на о-ве Маврикий) традиций.

Традиционное искусство народов Африки. Древнейшим видом африканского искусства были петроглифы и наскальная живопись. Наиболее известны их скопления в Южной (Укхаламба в Драконовых горах в ЮАР и Лесото, Брандберг в Намибии, Матопо в Зимбабве, Дедза-Чонгони в Малави), Восточной (Кондоа-Иранги в Танзании, пещеры Порк-Эпик и Лага-Ода в Эритрее), Западной (Бандиагара) и Северной (Сахарский Атлас, Телль-Атлас, Тассилин-Аджер в Алжире, Феццан в Ливии, Аир в Нигере, Тибести, Борку, Эннеди в Чаде, Адрар-Форас в Мавритании) Африке.

Древнейшие наскальные изображения Южной Африки датируются возрастом более 25 тыс. лет, позднейшие – началом XX в. Древнейшие изображения животных – профильные монохромные, позднее появляются двуцветные и многоцветные росписи, изображение схематизируется, усложняется композиция, развивается повествовательность. Считается, что большинство изображений, оставленных охотниками и собирателями (предками сан), связаны с шаманскими ритуалами (изображения людей, фантастических существ, животных: антилоп, слона, жирафа), скотоводами и земледельцами (предками кой-коин и банту) – с инициациями (преобладают геометрические знаки и фигуры, орнаменты); в колониальный период появляются изображения лошадей, верблюдов, мотоциклов, поездов.

Наиболее принятая периодизация североафриканских наскальных изображений делит их на следующие группы.

1. "Период древнего буйвола" (8000–6000 до н.э.). Изображения сопровождаются каменными орудиями капсийской культуры. Для архаического периода характерны одиночные изображения животных (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццан), выполненные глубоко врезанной и отшлифованной линией; есть и живописные изображения. Позднее усиливается детализация, появляются первые многофигурные композиции (дерущиеся буйволы, сцены охоты, нападение барса на слонов и др.). Характерны крупные реалистично исполненные фигуры слонов, жирафов, страусов, львов, а также людей с каменными топорами, луками, большие круглоголовые фигуры (Тассилин-Аджер).

2. "Период домашнего быка" (3500–1500 до н.э.). Основной сюжет – стадо быков с пастухами, распространены также жанровые сцены (сбор плодов, приготовление пищи, танец и др.), из диких животных сохраняются изображения жирафов и страусов. Некоторые мотивы связываются с искусством Древнего Египта (диски, венчающие головы животных, слоны с ушами в виде крыльев бабочки и др.). Распространены исполненные охрой и обведенные белым контуром человеческие фигуры (так называемый египетский стиль).

3. "Период лошади" (1500 до н.э. – 200 н.э.). Усиливается стилизация изображений – лошадей, колесниц, всадников, воинов с копьями и щитами, людей в колоколовидных одеждах, быков, коз, ослов, собак. Появляются битреугольные человеческие фигуры.

4. "Период верблюда" (I–II тыс. н.э.). Изображения крупных диких животных (слонов, носорогов, страусов, антилоп, жирафов), верблюдов в позе "летящего галопа", всадников на верблюдах (Тассилин-Аджер), лошадей, быков. Усиливается тенденция к стилизации и схематизации. Некоторые фигуры превращаются в условные знаки. Изображения сопровождаются ливийскими и арабскими надписями.

У народов, занимавшихся подвижной охотой и собирательством (сан, сандаве, пигмеи), скотоводов и пастушеско-земледельческих народов Восточной и Южной Африки, известна орнаментация мелких предметов (гравировка по скорлупе страусовых яиц у сан и т.п.), фигурная керамика (баньоро, баганда), у шиллук известны кожаные маски, у масаев – роспись кожаных щитов и т.п. Повсеместно в Тропической Африке были развиты изготовление калебас, плетение, ткачество.

Скульптура получила развитие в основном у земледельческих народов саванн и тропических лесов между территориями Мали на севере, Межозерья на востоке и Анголы на юге; наибольшего развития она достигла в низовьях Бенуэ и Нигера в Нигерии. Древнейшие памятники резьбы по дереву – культовые фигурки и маски – относятся к XVI–XVII вв. Маски иногда закрывают всю голову и шею (маски-шлемы), иногда имеют высокие скульптурные навершия. Маски-наголовники состоят из одного навершия, прикрепленного к плетеной шапочке, лицо и фигуру ряженого закрывает бахрома из растительных волокон. Резные маски обычно раскрашиваются, в их оформлении широко применяются бусины, раковины, перья, растительные волокна. Раскраска масок часто имитирует ритуальную цветовую символику (например, погребальные маски мпонгве (Габон) обычно белого цвета, который традиционно считается цветом потустороннего мира, цветом смерти). Некоторые виды масок традиционно монохромны и имеют темный цвет из-за подчернения копотью (маски-наголовники чивара в Мали, маски-шлемы у менде в Сьерра-Леоне). С помощью надрезов, насечек, резных орнаментов на лицевой части масок имитируется традиционная скарификация, характерная для того или иного народа. Часто встречаются резные или нарисованные вертикальные полосы под глазами. Это так называемые "слезы", символизирующие страдания лиц, проходящих инициацию (у конголезских баяка и басуку). При всей своей эстетической ценности маски и деревянные фигуры, будучи изображениями духов предков, изначально являются культовыми атрибутами, главной "лицевой" частью ритуальных костюмов, используемых в церемониях посвящения в тайные союзы и инициациях.

Выделяются три зоны наибольшего развития деревянной резьбы: Западный Судан, Гвинейское побережье и бассейн Конго. Основные художественные центры Западного Судана – район Бандиагара (догоны, моей, курумба, бобо, лоби) и верховья Нигера (бамбара, малинке, хасонке); искусство сенуфо близко к обоим центрам. На Гвинейском побережье выделяются западная (от Сенегала до Кот-д'Ивуара – бага, бидього, менде, кисеи, дан, гере и др.), центральная (от востока Кот-д'Ивуара до дельты Нигера – бауле, гуро, ашанти, йоруба и др.) и восточная (от дельты Нигера до Габона – игбо, иджо, ибибио, экой, бамум, бамилеке и др.) группы. Для деревянной резьбы бассейна Конго (фанг, бемба, теке, баконго, пенде, бакуба, балуба, чокве, занде, мору-мангбету и др.) характерно преобладание статуэток над масками; фигурки имеют укороченные пропорции. Высокого развития достигла деревянная скульптура в придворном искусстве правителей Куба: известно 19 больших деревянных статуй правителей (XVII–XIX вв.), деревянные шкатулки, антропоморфные и кефаломорфные кубки. В Восточной Африке деревянная скульптура редка и схематична по стилю.

К традициям деревянной резьбы, возможно, восходят древнейшие памятники скульптуры Тропической Африки – терракоты культуры Нок (V в. до н.э. – II в. н.э.). Традиция терракотовой скульптуры в Нигерии продолжалась в культуре Ифе (XII–XV вв.) и у аканов (ашанти, аньи и бауле, XVII–XIX вв.), распространена в Западном Судане (культура Сао XII–XVIII вв. в Чаде, терракоты XII в., найденные в раскопках в Мали и др.). В I тыс. н.э. она была известна в бассейне Конго (фигурные урны VII–VIII вв. из погребений у озера Кисале в Демократической Республике Конго).

У некоторых народов известна монументальная надгробная столбообразная скульптура: изваяния высотой до 7 м у омето, оромо, консо в Северо-Восточной Африке, базальтовые фаллические надгробия у экой в Нигерии и Камеруне и др.

В Западной Африке создана уникальная традиция обработки бронзы (Ифе, Игбо-Укву, Бенин) и золота (миниатюрные золотые маски и фигурные гирьки для взвешивания золотого песка у ашанти) с применением технологии "потерянного воска". Резьба по слоновой кости была известна у бини и бакуба. Из дворца правителей Дагомеи в Абомее происходят деревянные раскрашенные или обитые листовой медью и серебром статуи животных и раскрашенные глиняные многофигурные настенные рельефы. К престижным видам искусства относилась и ковка железа: кованая скульптура существовала у бакуба, догонов (антропоморфные навершия жезлов, устанавливаемых на алтарях и могилах), в придворном искусстве Дагомеи (фигурки охотников, музыкантов, бога войны Гу, портативные алтари и др.). У йоруба, бини, баконго, бакуба появились придворные мастера-ремесленники, в Западном Судане и Эфиопии они образовывали замкнутые кастоподобные организации (кузнецы у манден, резчики по дереву у йоруба).

Африканская монументальная архитектура тесно связана с жилищным строительством. Глинобитные жилища в зоне саванн орнаментированы внутри и снаружи росписью или рельефом, фарфоровыми плитками (Судан, с XV в.), имеют резные деревянные двери и панели у входа. В городах Западной Африки (ашанти, йоруба, бини) известны дворцы правителей, состоящие из множества помещений, с внутренними дворами. Древнейшие глинобитные мечети в Западном Судане имеют прямоугольную или усеченно-пирамидальную форму: мечеть Санкоре в Томбукту (начало XIV в.), гробница аскии (сонгайского правителя) Мохаммеда (1493– 1529) в Гао (Мали). Монументальная каменная архитектура (крепости, дворцы, храмы) развивается с XIV в. в раннеполитических образованиях Южной (Зимбабве), Восточной (Энгарука в Танзании, суахилийские города-государства Килва, Малинди, Пате и др.) и Северо-Восточной (скальные храмы Лалибэлы в Эфиопии) Африки.

Начиная со Средневековья искусство Тропической Африки, испытывало влияние исламского искусства, выражавшееся в преимущественном развитии орнаментики. С XV в. начинается европейское воздействие – в деревянной резьбе и бронзовом литье появляются фигурки, изображающие европейцев (торговцев, солдат, врачей, миссионеров и т.п.), христианские мотивы. В Западной Африке формируется традиция так называемой афро-португалькой пластики – предметы, изготавливавшиеся при дворах правителей по заказу португальских торговцев. В XX в. возникли локальные художественные школы (Пото-Пото в Республике Конго, Тинга-Тинга в Танзании). После Парижской выставки негритянского искусства в 1906–1907 гг. искусство Африки оказало сильное влияние на формирование авангардизма, кубизма, фовизма и других направлений современного искусства.