Лекция 2. Историческое развитие предмета психологии И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

После изучения главы 2 студент должен:

знать

• этапы исторического развития представлений о психике до и после оформления психологии в качестве самостоятельной науки;

• основные концепции учений о душе в эпоху Античности, Средневековья и в Новое время;

• классификацию основных направлений психологии и их методологические основания;

• особенности построения психологического знания в каждом из направлений психологической науки;

уметь

• выявлять методологическую позицию автора и его принадлежность к определенному подходу;

• определять критерии сходства и различия концепций авторов, принадлежащих к одному подходу;

• различать теоретические взгляды авторов, относящиеся к разным направлениям психологии;

владеть

• системой понятий (тезаурусом) и теоретических положений основных направлений психологии;

• навыками теоретического и методологического анализа проблемного поля различных направлений психологии.

Лучший друг истины – время.

К. Колтон

Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем.

С. Л. Рубинштейн

Мы уже знаем, что серьезное научное исследование требует рассмотрения источника и условий развития изучаемого явления (принцип развития). Это утверждение верно и тогда, когда предметом интереса становится сама наука. Согласно концепции М. Г. Ярошевского задачами истории науки являются:

1) изучение внутренних закономерностей смены категорий, понятий и методического аппарата науки;

2) выявление зависимости процессов порождения, восприятия и передачи знаний от "социального запроса", характерного для того времени, когда автор разрабатывал свои идеи;

3) реконструкция личностной неповторимости (мотивов, картины мира, стиля мышления, черт характера и т.д.) конкретных ученых прошлого.

Использование этих двух линий изучения движения научной мысли задает положение предмета истории психологии в системе трех координат: историологической[1], социальной и личностной.

Обращение к прошлому науки может осуществляться с двух различных позиций. Позиция антикваризма (от лат. antiquus – древний) предполагает введение научного факта в контекст эпохи, выяснение того, как то или иное явление трактовалось самим автором научного открытия. Позиция презентизма (от лат. praesens – настоящее время) заключается в соотнесении исторического источника с современными знаниями об описанном в нем факте. Например, древнегреческий философ Эмпедокл (V в. до н.э.) представляет фантасмагорическую картину беспорядочного соединения странных существ – неуклюжих созданий с бесчисленными руками, животных с человеческими головами, гермафродитов, сочетающих в себе мужскую и женскую природу: "от их смешения отливались мириады племен смертных существ, уснащенных всевозможными формами – чудо на вид!". Эмпедокл пишет, что эти существа пытались заселить всю Землю, но выжили только наиболее приспособленные формы. И если антикварист пустится в пространные изыскания современных Эмпедоклу зоологических воззрений, то презентист воскликнет: "Да это же прообраз теории естественного отбора!".

Таким образом, антикваристская исследовательская позиция стремится объяснить, почему сложилась та или иная научная теория, в то время как презентистская позволяет понять соотношение ее содержания с современными представлениями науки. Творческое взаимопроникновение обеих позиций дает возможность истории науки не только увидеть "временную развертку" динамики представлений о предмете исследования, столкновении идей, преодоления заблуждений, смены круга проблем и объяснительных принципов, но и во многом прогнозировать следующий этап развития науки.

Научные психологические знания в течение длительного времени вызревали в недрах других наук, прежде всего философии и физиологии. Многие ученые наращивали объем психологического знания, являясь при этом представителями иных дисциплин. Как утверждал М. Г. Ярошевский, "концентрация психологических знаний происходила на многих участках интеллектуальной работы человечества". Психология оформилась в самостоятельную научную дисциплину сравнительно недавно. В строгом смысле история психологии насчитывает не более полутора веков. Но стремление к познанию своего душевного мира сопровождает человечество на всем пути его исторического развития. Формат учебника не позволяет даже вкратце затронуть все многообразие способов психологической рефлексии, представленных в истории и культуре. Однако как верно указывает А. Н. Ждан: "За исторически ограниченным материалом конкретных знаний о психике выявляются скрывающиеся в нем важнейшие проблемы психологии" (Ждан, 2004, с. 22). Среди них основными категориями являются: образ, мотив, переживание, деятельность, общение, личность (по М. Г. Ярошевскому) . Мы ограничимся лишь сжатым очерком основных достижений европейской мысли, которые составляют предысторию научной психологии. А затем рассмотрим историю институционализированной психологии с конца XIX в. до современности.