Исторические основы этнопедагогики

Идеи народного воспитания являются основой духовной культуры, нравственности любого народа, они имеют неоценимое значение в воспитании подрастающего поколения в системе народной педагогики и являются ее сердцевиной. Каждый народ стремился подготовить себе достойных преемников, и вся эта работа проводилась, прежде всего, через передачу опыта производственной деятельности; вместе с этим старшие вырабатывали у молодежи определенные нормы поведения, нравы, мораль, бережное отношение к бесценному наследию нравственной культуры своего народа. Еще "отец науки истории" Геродот (между 490–480 – около 425 гг. до н.э.) писал, что каждый народ имеет свои нравы и почитает их наилучшими.

Проблемы воспитания детей раскрываются в трудах древнегреческих ученых и философов – Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита. Так, Сократ (469–399 гг. до н.э.) главной целью воспитания считал совершенствование нравственности личности. Платон (427–347 гг. до н.э.) выдвинул теорию о том, что воспитание должно быть организовано государством и соответствовать интересам философов и воинов. Аристотель (384–322 гг. до н.э.), ученик Платона, к решению многих вопросов подходил диалектически. В своей "Риторике" он утверждал, что государственные законы должны быть общенародны и общепризнанны всеми людьми и являться основой нравственности народа. Он считал, что для всех людей важнейшими духовными потребностями должны быть справедливость, честность, гуманность и т.д., что главное предназначение человека на земле – делать людям добро.

Как отмечают классики, воспитание определяется общественными отношениями и его цели и задачи в различные эпохи меняются. Они придавали особое значение преемственности, ибо формирование индивида невозможно без теоретического осмысления и творческого использования веками накопленного социального опыта, прогрессивных народных традиций. Касаясь вопросов традиционного воспитания в формировании личности, народные традиции и обычаи классики считали действенной силой, регулирующей взаимоотношения людей.

Во все времена люди бережно относились к бесценному наследию нравственной культуры своего народа, которое уходит корнями в глубь тысячелетий; нравственные ценности пронизывают собой всю духовную культуру общества и способствуют совершенствованию личности, поэтому не случайно ученые постоянно опирались в своих исследованиях на традиционные формы воспитания, на народную педагогику как в нашей стране, так и за рубежом.

Ян Амос Коменский

Важный вклад в развитие проблем нравственного воспитания подрастающего поколения на традициях родного народа внес великий мыслитель-гуманист, основоположник педагогик нового времени Ян Амос Коменский (1592–1670). Следуя Платону и Аристотелю, основой нравственности в человеке он считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость; кроме того, он советовал воспитывать у детей скромность, вежливость, трудолюбие, доброжелательное отношение к окружающим людям.

Педагогические сочинения Коменского пропитаны духом народности. Он горячо любил родной народ, родную культуру, родной язык. Об этом говорят даже названия его книг: "Чешская дидактика", "Чешская грамматика", "Чешская поэзия", "Мудрость старых чехов". В "Чешской поэзии" он показывает себя знатоком и тонким ценителем поэтических сокровищ родного народа. В "Мудрости старых чехов" он собрал пословицы, поговорки, которые в дальнейшем постоянно использовал в педагогической деятельности, восхищаясь духовным богатством родного народа и глубиной его наблюдений. Богатейший материал с образцами народной мудрости представлен и в книге "Сокровищница чешского языка".

В "Завещании умирающей матери братской общине" мать завещает остающимся жить: "Я советую тебе и моим сынам содержать в чистоте и блеске любвеобильный, исполненный сердечной теплоты язык наших отцов, оставляя в неприкосновенности его дух, твердость и характер". Любовь к Родине, земле отцов он пронес через всю жизнь.

Чешский педагог впервые обобщил накопленный опыт воспитания и образования детей в семье, школе, разработал стройную педагогическую систему, в основе которой лежит принцип природосообразности, позволяющий учитывать природу воспитанников, их психолого-физиологические особенности. Данный принцип является одним из основных в этнопедагогике. Я. А. Коменский отмечал, что целью воспитания является не только совершенствование личности само по себе, но и подготовка ее к усовершенствованию окружающей жизни. Педагог-мыслитель неустанно подчеркивал необходимость развития интеллекта у формирующегося индивида и верил в создание счастливой жизни для всех людей с помощью разума и силами самих людей. Цели воспитания Коменский четко сформулировал в своей "Великой дидактике" (1633–1638). В ней он впервые в истории педагогики предложил стройную систему воспитания подрастающего поколения исходя из возрастных особенностей. Воспитание детей до 6-летнего возраста, по его мнению, должно проводиться в семье под руководством матери – это первая ступень воспитания и образования, или материнская школа, где образование должно осуществляться на родном языке на основе родной культуры. В этом возрасте, считал ученый, главной задачей родителей является развитие органов чувств детей, обогащение их представлений об окружающей жизни, развитие речи и первоначальных умений. Я. А. Коменский считал, что родители еще до поступления детей в школу должны подготовить их к основам нравственных норм поведения, к умственному восприятию вещей, научить ясно излагать мысли и дать им трудовые навыки. И выполнение этих задач, по мнению Коменского, возможно лишь на основе родной культуры. Второй этап подготовки детей – от 6 до 12 лет – Коменский называл школой родного языка, где воспитанники всех сословий изучают окружающий мир, совершенствуют владение родным языком, который является "средством цементирования нации как таковой". Здесь дети должны получить реальные знания по арифметике, географии, истории и т.д. На третьей ступени (подростки 12–18 лет) предусматривалось обучение наиболее способных подростков в гимназии или латинской школе, где они более углубленно продолжают изучение предметов, начатое в школе родного языка, с усилением их практической направленности. В завершающую ступень образования в системе Коменского входит академия (юноши 18–24 лет); такая высшая школа, по мнению просветителя, должна быть в каждом государстве, система ее работы описана в "Чешской дидактике".

Важную роль в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье. Этому вопросу он посвятил целый труд под названием "Материнская школа" – это первое в истории методическое руководство для семейного воспитания, построенное на идеях народной педагогики. В этой работе впервые в истории педагогики глубоко раскрывается система воспитания, развития и совершенствования личности человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти.

Коменский в "Материнской школе" обобщил наиболее прогрессивные идеи о воспитании детей, материнскую мудрость разных народов, в книге представлена концепция всестороннего развития личности ребенка в процессе его воспитания. Рассматривая данный вопрос, Коменский исходил из принципа: "Будущее заключено в детях" и дополнил: "Так как дети являются драгоценнейшим даром божьим и ни с чем не сравнимым сокровищем, то к ним нужно относиться с величайшей заботливостью".

Чешский педагог призывал родителей проводить с детьми целенаправленную воспитательную работу, чтобы сначала их приучить "к благочестию", затем вооружить основами человеческой нравственности и только после этого дать им научные знания.

Особо нуждаются в воспитании подростки, с которыми родители испытывают значительные трудности. Поэтому Коменский рекомендует родителям начинать воспитание детей с самого раннего возраста; для формирования нравственных основ у подрастающего поколения он предлагает прививать им следующие качества, на развитие которых ориентирует и народная педагогика:

1. Умеренность – научить детей жить, есть и т.д. сообразно с требованиями природы.

2. Опрятность – научить их соблюдать установленные нормы в еде, в одежде, в уходе за собой.

3. Почтительность – уважительное отношение к старшим и их действиям, словам и взглядам.

4. Предупредительность – оперативно и без промедления выполнять просьбы, требования родителей, старших.

5. Правдивость – всегда и в любых случаях научить детей говорить правду.

6. Беспристрастность – приучать детей к справедливости.

7. Трудолюбие – научить их трудиться, добросовестно и своевременно выполнять поручения взрослых.

8. Выдержка – научить детей терпению и самообладанию, они должны приучаться обуздывать страсти.

9. Гуманность – научить их деликатности, готовности служить окружающим людям, делать им добро.

10. Дисциплинированность – ибо, "кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетелей".

Чешский педагог выступал за всестороннее воспитание детей, обращал внимание родителей на то, чтобы дети, с одной стороны, были физически здоровыми, с другой – вооружены знаниями и упражнялись в мудрости.

Я. А. Коменский призывал человека сохранять свое достоинство при любых условиях и вести себя разумно среди людей, в обществе.

Чешский педагог считал, что человек должен подчиняться общим законам природы и все педагогические средства должны быть нриродосообразными. Поэтому наставник должен руководствоваться факторами естественного, природного развития личности ребенка. Вместе с тем, параллельно с принципом природосообразности, он считал необходимым изучение законов духовной жизни человека и согласование с ними всех педагогических воздействий. Параллельно с обучением нужно прививать воспитанникам основы нравственности, выработать положительные качества, необходимые для нормальной жизни: выполнение установленных правил поведения, подготовка к труду и т.д.

Важную роль Коменский отводил учителю. Он ратовал за то, чтобы учителя детей народа были подлинно народными, должны знать, любить родной язык, устное творчество народа. Он сетовал на то, что "...народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу все передается на родном языке...". По мнению Коменского, народный педагог должен быть патриотом родного языка, родной культуры.

Истинно народный учитель должен обладать теми качествами, которые он хочет воспитать у своих учеников: учить истине, учить мудро, любить свое дело, в процессе учебно-воспитательного процесса учитывать возрастные, индивидуальные, психические особенности детей, особое внимание уделять нравственному воспитанию, тому, чтобы подготовить воспитанников к труду и жизни.

Я. А. Коменский писал, что каждый народ является великим педагогом, носителем таких необходимых для любого человека качеств, как рассудительность, терпение, осторожность, правдивость, приветливость, храбрость, трудолюбие, остроумие, мужество, высокая нравственность. Вся деятельность человека, считал ученый, должна быть направлена на то, чтобы изучать народную мудрость, "которая делает нас возвышенными, мужественными и великодушными". Основой же нравственности, считал он, является труд, ибо "благородные умы питаются трудом".

Особое внимание Я. А. Коменский уделял нравственному воспитанию. "Все предшествующее не так существенно, – писал он, – по сравнению с главным – нравственностью и благочестием". Чешский просветитель отмечал, что нужно не только учиться, но и выучиться нравственности; следует постоянно заботиться о том, "чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы поистине стали “мастерскими людей”".

Заботясь о подготовке достойной смены, он разработал для воспитателей 16 правил искусства развивать нравственность, пронизанные духом народной педагогики:

1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.

2. Из этих добродетелей ведущими являются: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

3. Мудрость юноши должны черпать из хорошего наставления, изучая истинные различия вещей и их достоинство.

4. Человек во всем должен соблюдать умеренность: в пище и питье, во сне и бодрственном состоянии, в работе и в играх, в разговоре и молчании.

5. Учить юношей мужеству, чтобы они преодолевали самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре, обуздывая нетерпеливость, ропот, гнев; выработать у них привычку поступать во всем обдуманно.

6. Учить ребят справедливости, никогда никого не оскорблять, избегать лжи и обмана, проявлять исполнительность и любезность.

7. Быть мужественным, благородным и выносливым в труде.

8. Быть искренним с людьми и исполнительным.

9. Прививать детям и подросткам трудовые навыки; они должны постоянно заниматься каким-либо серьезным или занимательным трудом.

10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность с желанием услужить другим.

11. Развитие добродетелей в детях необходимо начинать с раннего возраста.

12. Добродетелям нужно учить ребят на положительных примерах старших.

13. В первую очередь образцами в поведении для детей, примером порядочной жизни, высокой нравственности должны быть их родители.

14. Примеры для подрастающего поколения нужно сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.

15. Тщательно оберегать детей от сообщества испорченных людей, так как природа зла распространяется легче и держится упорнее.

16. Для противодействия дурным нравам необходима дисциплина.

Вклад Я. А. Коменского в развитие народной педагогики неоценим. Он теоретически обосновал и развил принцип народного воспитания; в его трудах рельефно прослеживается веками накопленный педагогический опыт, народные идеи и опыт воспитания. Опираясь на прогрессивные традиции, чешский просветитель создал оригинальную дидактику, оказал значительное влияние на последующее развитие педагогики не только в своей родине, по и во многих других странах, в том числе в России.