Лекция 7. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ПСИХОЛОГИИ И СПЕЦИФИКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАРОДОВ РОССИИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать, что представляет собой историко-психологические предпосылки формирования русской народности;

уметь правильно интерпретировать историю взаимоотношений России с народами Поволжья, Сибири и Средней Азии;

владеть устойчивыми представлениями о метаморфозах и трудностях социально-экономического и национального развития России в современных условиях.

Россия как полиэтническое государство прошла долгий и сложный путь исторических трансформаций, в ходе которого в ее составе развивались многие нации и народности, складывались их специфические национальные отличия и устанавливались своеобразные межнациональные отношения. На протяжении этого пути были и конфликты, и размолвки, и недопонимание друг друга, и опыт заботливого, уважительного отношения. До недавнего времени жизнь и взаимодействие народов в нашей стране отображали в основном в альтернативных тонах: все было плохо при царизме и стало хорошо при советской власти. Однако сегодня уже понятно, что положительные уроки можно извлечь как из дореволюционного, так и послереволюционного периодов, а изъяны и ущербность характерны для каждого из этих периодов. Похожие события имели место и в других государствах. При этом Россия выглядит не в худшем свете. Таков неумолимый ход истории, его не изменить, но и подтасовывать особенности исторического развития также не стоит.

Историко-психологические предпосылки формирования русской народности

Традиционно истоки государственности в нашей стране связывают с Киевской Русью, возникшей на рубеже VIII–IX вв. в результате объединения восточнославянских племен, которые имели "относительное однообразие климатических и ландшафтных условий, отсутствие серьезных естественных преград на просторах Восточно-европейской равнины... несомненную близость культуры, языка и верований"[1].

Славянские племена, по мнению русских и зарубежных ученых, были одним из наиболее важных культурно-исторических типов Европы. В отличие от других типов, например романо-германского, славянский тип, наиболее полно представленный русским народом, закономерно совмещал в себе четыре элемента – религиозный, культурный, политический и социально-экономический. А выдающийся российский этнолог Н. Я. Данилевский считал славянский тип более богатым по своему содержанию и утверждал, что за ним большое будущее в историческом развитии[2].

Территория Руси заселялась постепенно. Облик представителя России формировался под влиянием помимо славянских, еще и финно-угорских, тюркских и некоторых других племен. Самыми ранними центрами власти, вокруг которых группировались славянские племена, были Киев, Новгород, Смоленск, Полоцк, Изборск, Ростов, Муром, Белоозеро. Древние летописи сообщают, что в середине IX в. ильменские словене и кривичи изгнали варягов за море, не дали им дани и стали управляться по старым родовым обычаям. "Но не вышло из этого толку: не было справедливости, восставал род против рода, начались усобицы и брани. Тогда эти племена по совету старейшины Гостомысла решили: “Поищем себе князя, кто бы владел нами и судил по праву”. Отправились они за море к варягам и пригласили их к себе править: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами”. Явились три брата с дружинами. Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус – в Белоозере, а Трувор – в Изборске"[3].

Рюрик после смерти братьев объединил их владения – земли словен, чуди и веси, кривичей. А в 862 г. сильный варяжский князь Олег захватил земли полян вместе с Киевом и основал великое княжество Киевское. Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс образования в IX–X вв. государств Европы.

Киевская Русь охватывала огромную территорию от Таманского полуострова и берегов Черного моря до верховий Вислы, Северной Двины и побережья Балтийского моря. В то время это было одно из самых больших государств Европы, население которого, несмотря на имевшиеся кое-где местные бытовые и культурные различия, говорило на едином древнерусском языке и называло себя "Русью", "русичами", а свою родину "русской землей".

В Киевской Руси сложилась древнерусская этническая общность, началось формирование русской культуры и современного русского языка, завершившееся в XVIII в. Большую роль в этом сыграла христианизация Руси (крещение Руси в 988 г.). В стране были созданы выдающиеся письменные памятники: "Повесть временных лет", летописные своды, жития князей; возникли школы и библиотеки. Были построены церкви, соборы, монастыри.

Возникновение государственности и культурная консолидация восточных славян способствовали началу их общественно-экономического и политического развития. Однако в дальнейшем появление и укрепление крупных феодальных центров породило сепаратистские тенденции, которые и обусловили к первой половине XI в. распад Киевской Руси на отдельные княжества. Наиболее влиятельными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская республика. Центрами самостоятельных княжеств стали Полоцк, Чернигов, Смоленск, Тверь и другие города.

Распри князей друг с другом отражались на самосознании и самоопределении населения, и между жителями различных княжеств усиливалось взаимное отчуждение, что привело к появлению в недрах древнерусской общности предпосылок для образования трех самостоятельных, но родственных этносов – русского, украинского и белорусского.

Реально же связывающей нитью для всех русских (как и украинцев, и белорусов) этого периода было православие. Все они по-прежнему считали себя приверженцами этой веры, и православной церкви принадлежала основная роль в создании единого государства – России.

Феодальная раздробленность и соответственно слабость отдельных княжеств привели к тому, что большая часть русских земель попала в XII в. под татаро-монгольское иго, которое сохранялось до второй половины XV в. и было окончательно свергнуто лишь в 1480 г.

Среди русских княжеств периода феодальной раздробленности выделялось размерами и влиянием прежде всего Владимиро- Суздальское. Его владетели именовались "великими князьями" и играли большую роль в политической жизни тогдашней Руси. Но уже в первой половины XIV в. во времена правления князя

Даниила Александровича начинает распространяться авторитет Московского княжества. Резкий же рост его политического веса произошел при княжении Ивана I, прозванного Калитой.

Одной из особенностей политики последнего являлся принцип этнической терпимости и равноправия всех поселившихся в Москве. Энергичный человек любой национальности при условии принятия им православной веры мог достичь при княжеском дворе, в администрации города и всего княжества высокого поста. Эта политика активно поддерживалась православной церковью. В результате Иван Калита укрепил свои позиции на троне и расширил (преимущественно путем покупки новых земель) границы своего государства.

Москва стала не только центром православия, но и объединения сил для борьбы против татаро-монгольских завоевателей. Именно московский князь Дмитрий Иванович, получивший позже титул Донской, возглавлял объединенные силы русичей в Куликовской битве. Идеологом и вдохновителем победы Дмитрия Донского был основатель Троице-Сергиева монастыря под Москвой Сергий Радонежский.

Победа на Куликовом поле в 1380 г. дала резкий толчок подъему и развитию общерусского национального сознания. Если на битву с ордынцами шли москвичи, владимирцы, суздальцы, псковичи, ростовцы и представители других княжеств, то с Куликова поля они возвращались уже русскими, живущими в равных городах и имеющих одинаковые права.

Государство должно быть пестро, сложно, крепко, сословно и с осторожностью подвижно... Быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном обособлении от Запада... Законы, принципы власти должны быть строже: люди должны стараться быть лично добрее – одно уравновесит другое...

К. Н. Леонтьев, русский историк

Еще до окончательного свержения татаро-монгольского ига стали расширяться границы Московского княжества. Так, в 1463 г. к нему был присоединен Ярославль, в 1474 г. – Ростов-Великий, а в 1478 г. – Новгород. Через пять лет после свержения владычества татар в Московское княжество вошло сильное и богатое Тверское княжество, а затем под власть Москвы перешли Псков, Смоленск, Рязань и другие города.

Образование централизованного Русского государства было глубоко прогрессивным делом. Оно спасло не только русских, но и другие славянские народы и даже западные страны от порабощения иноземными захватчиками. По подсчетам историка С. М. Соловьева, с 1055 по 1462 г. Русь перенесла 245 нашествий врагов (подвергалась набегам печенегов, половцев и завоеванию татаро-монголами). А позднее ее разрывали на части немецкие, литовские и польские феодалы, шведские рыцари. Вместе с тем не следует забывать, что и в самой Руси имели место собственные междоусобицы, как внутри нее, так и на ее границах постоянно шли сложные интеграционные, ассимиляционные и социальные процессы, поэтому русские князья и сами воевали друг с другом, и "ходили" на Казань, Астрахань и в Литовские земли.

На рубеже XIV–XV вв. сформировалась русская народность. Медленнее осуществлялось становление этнической идентичности украинцев и белорусов, которые окончательно превратились в самостоятельные нации уже в составе единого русского государства и благодаря его существованию. В конце XIV в. появилось в письменных источниках и название "Россия". Но до конца XVII в. она чаще всего именовалась просто Русью. Официальный Глава государства имел титул Великого князя. В 1547 г. Иван IV Грозный был провозглашен первым русским царем.