Историческая память этноса

Важнейшую роль в этническом сознании играет историческая память, особую роль в которой играет информация о совместном преодолении предками критических ситуаций, часто возникших в борьбе с другими народами. Это одна из тех посылок, на которых зиждется осознание членами этноса своей общности. Далеко не всегда, как это утверждают конструктивисты, это вымышленная информация, созданная определенными кругами, часто это, действительно, реалии прошлого. Для русского этноса переживание монголо-татарского ига, преодоление "Смутного времени", отражение наполеоновского нашествия, подвиг "Варяга" – не пустые слова. Другое дело, что эта историческая реальность может сознательно фальсифицироваться – "подкрашиваться" в выгодном для этнического сознания цвете, мифологизироваться, и в таком виде через те или иные каналы информации может особо актуализироваться, использоваться определенными кругами в своих целях для вызова "этнической истерии".

Исторические особенности межэтнических отношений могут привести к тому, что у этноса появляется его оппонент, этнос-враг, отношение к представителям которого должно быть однозначно негативным, хотя в практике конкретных межличностных отношений этой установке следуют далеко не всегда. Как правило, эта враждебность вызвана "историческими обидами", поэтому с другой стороны, т.е. со стороны "обижавшего" этноса, отношение к "обиженному" может быть вполне "нейтральным", но нередко враждебность имеет обоюдный характер. Таковы отношения между армянами, с одной стороны, и турками и азербайджанцами – с другой, между евреями и арабами, тутси и хуту в Руанде и Бурунди и т.д. Однако, как показывает практика, со временем эта вражда может ослабеть и исчезнуть, может произойти смена этноса-оппонента. Так у русских в начале XIX в. "противостоящим" этносом были французы, затем отношение к ним становится "нейтральным"; в периоды, приуроченные к Первой мировой и Великой Отечественной войнам, таким этносом становятся немцы, но к настоящему времени отношения между этими двумя народами вошли в нормальное русло.

Этнонимы

Материальным проявлением этнического самосознания выступает этноним – название народа. Его необходимость предполагает сам факт существования этнических образований: кривичи, ацтеки, марийцы, баконго и многие другие. Исключение представляет население ряда районов ойкумены, отчасти и до сих пор стоящее на низком уровне развития и ведущее подвижный охотничье-собирательский образ жизни. Оно состоит из территориально разбросанных мелких, слабо связанных между собой групп – эскимосы Крайнего Севера, пигмеи бассейна р. Конго, бушмены пустыни Калахари и ряд других. У них нет общего самосознания и самоназвания, а приведенные здесь даны им извне, поскольку внешний облик, культура и ряд других признаков свидетельствуют об их единстве. Однако и в этом случае при отсутствии общеэтнического самосознания и общего названия каждая группа, обычно, в литературе определяемая как племя, имеет свое название, которое можно характеризовать как этнонимическое. Например, у бушменов выделяются такие группы, как кунг, ауни, нусан и другие, в то время как общий этноним, зачастую имеет внешнее происхождение.

Выделяется два типа этнических названий: эндоэтноним – самоназвание народа и экзоэтноним – название, которое дано ему другими народами. Зачастую они совпадают, отличаясь только огласовками, так этноним "русские" звучит как "рашен" по-английски, "русиш" – по-немецки, "руссо" – по-итальянски и т.д. Но нередко они различны, причем экзоэтнонимов у одного народа может быть несколько. Например, слова "саксаляйнен" – по-фински, "шваб" – по-сербски, "алеман" – по-фраицузски, "тедеско" – по-итальянски представляют собой название одного этноса – немецкого, как его называют русские, в то время как самоназвание этого парода – "дойч". Можно привести и другие примеры несовпадений этнонимов русского языка и их эндоэтнонимичееких аналогов: калмыки называют себя "хальмг", китайцы – "хань", цыгане – "ром", финны – "суоми", венгры – "мадьяр", якуты – "саха".

Эндоэтноним с языка данного народа иногда переводится как "человек", "люди", "настоящие люди" – таковы названия "айны", "нивхи", "эскимосы", "чукчи", "манси" и многие другие. Не случайно так схожи этнонимы "мордва", "марийцы" и "удмурты" – в их состав входит корень "м-р", что в языке этих народов означает "человек", "мужчина". Данная особенность эндоэтнонимов отражает такую специфическую черту этнического самосознания, как этноцентризм, в частности, представление о других народах, как "не человеческих" по причине мнимого отсутствия у них вербальности, т.е. речи, поскольку она, обычно, непонятна соседям. Поэтому иногда для других народов давалось общее название, отражающее это представление, типа древнегреческого "варвары" – "бормочущие" или русского "немцы" – "немые", т.с. неговорящие на нашем языке. Конкретная этническая привязка этого названия – позднее явление.

Есть и другие факторы, определяющие образование этнонимов, "внутренних" и "внешних". Как уже указывалось, это могут быть имена "отцов народов" – восточнославянские племенные название "вятичи" и "радимичи" произошли, согласно Повести временных лет, от имен родовых вождей Вятко и Радима. Таким фактором могут быть особенности этнической истории: этноним "калмык" восходит к тюркскому "калмак" – "отколовшийся", поскольку данный этнос возник на основе части монгольских племен, переселившихся на Нижнюю Волгу (самоназвание "хальмг", переводимое как "часть", "остаток" – того же происхождения). Им может быть внешний облик представителей этноса: название "пигмеи" (от др.-греч. "локоть") дали европейцы по причине их маленького роста. Этноним может восходить к географическим особенностям обитания народа: поляне (поле), древляне ("древо" – лес), дреговичи ("дрягва" – болото), бушмены ("буш" – кустарник) и др. Этноним "грузины" (самоназвание "картвели") образован от трансформированного имени покровителя Грузии св. Георгия – Гурджи, "чеченцы" (самоназвание "нохчий") – от названия населенного пункта Чечен-Аул, цыгане (самоназвание "ром") – от "ацинганос" (греч.), что означает "гадатели", "маги".

Конечно, далеко не всегда происхождение этнонима известно достоверно – сколько уже поломано копий относительно происхождения названия "русь", давшего начало названиям русские/великороссы, малоросы, белорусы, русины, но к единому мнению исследователи так и не могут прийти.