Историческая динамика редукционизма в социальной работе

В 1990-е гг. развитие теории социальной работы в России осуществлялось в рамках системы образования. Логика оформления знания в области социальной работы была связана с теоретическим обоснованием простых объектов, дедуктивные объяснения которых находятся в педагогических, социологических, психологических науках, концепциях и моделях западной социальной работы. Система образования стала той матрицей, в рамках которой начинает конструироваться теория социальной работы. Можно выделить несколько фаз данного процесса (рис. 1.15).

Первая фаза – начальный этап редукционизма – связана с предметно-понятийными номинациями. Поскольку образовательная парадигма связана с унификацией научного знания, между экспертами заключается "общественный договор" о необходимости и достаточности тех или иных дисциплин в образовательном пространстве. Определение предметных границ образования и познания осуществляют преемники предшествующих теорий, ученые, представляющие педагогические, психологические, социальные науки.

Вторая фаза связана с экспансией социальных наук. На данном этапе предметно-понятийное пространство соци-

Рис. 1.15. Историческая динамика редукционизма в отечественной теории социальной работы

альной работы рассматривается как данность той или иной социальной предметной области. Утверждаются направления редукционизма: педагогика социальной работы, психология социальной работы, экология социальной работы, валеология социальной работы, социология социальной работы, философия социальной работы. В ситуации отсутствия методологических ориентиров в теории познания социальной работы осуществляется аксиоматическое утверждение данных подходов без обоснования их истинности или ложности.

Третья фаза связана с верификацией предложенных познавательных схем через практическую образовательную деятельность. Сведение теории социальной работы к отдельным областям познания показало невозможность в рамках предложенных схем осмыслить ее сущность, тем самым косвенно подтвердив ее самостоятельное существование. На данном этапе происходит расширение образовательного пространства, оно уже не связано лишь с образовательной практикой регионов. Представление о широком образовательном пространстве с включением в него познавательного опыта западной цивилизации привело к интеграции в предметно-понятийное пространство эволюционного развития теорий социальной работы. Отсюда можно наблюдать редукцию познания, направленного на парадигмы теорий социальной работы. Они становятся ориентирами в развитии отечественной теории, отодвигая педагогические, социологические и психологические концепты.

Сравнительная характеристика теоретических парадигм концепции общественного призрения и концепции социальной работы в России представлена в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Парадигмы теории общественного призрения и теории социальной работы в России на рубеже веков

Основные категории

Общественное призрение (XIX – начало XX)

Теория социальной работы (конец XX – начало XXI)

Базовое понятие

Общественное при-

Социальная работа

Семантическое поле

Деятельность, область представлений

Деятельность, область познания, направление образования

Парадигмальная основа

Исторический эволюционизм, христианская этика, органицизм, право, экономика, социальная политика

Педагогические, психологические, социологические, философские подходы и обоснования

Объект

Плюрализм подходов в зависимости от школы

Плюрализм подходов в зависимости от субъектной позиции исследователя

Предмет

В контексте школ

В контексте научных направлений

Представление о "человеке нуждающемся"

Паупер, нищий, профессиональный нищий, человек деструктивный, "человек нуждающийся"

Человек страдающий, результат деформации социально-экономических ситуаций, потребитель услуг

Представление о помогающем субъекте

Государство, общество в лице благотворительных организаций, миссионеры

Государство, профессионалы, взаимопомощь

Предметный

Формируется и научным сообществом не признается

Формируется и признается научным сообществом

Основные обсуждаемые проблемы

Рациональная организация практики, локализация социальных болезней, ликвидация голода

Обоснование познания в системе социальных наук

Связь с практикой

Широкая и системная

Несистемная

Категории

На основе парадигмальных связей теории общественного призрения

На основе перенесения из других областей знания

Принципы

На основе практики или традиций познания общественного призрения

На основе аналогий из других областей познания

Развитие парадигмы

Эволюционное, в контексте мировых процессов

Революционное

Образование

Отсутствует

Многоуровневая система образования

Монографии, журналы, исследования

Представлены широко и по разным направлениям

На стадии предметного оформления

Основные области рефлексии

Монографии, журналы, съезды

Специализированные кафедры, монографии, журналы, конференции, международные про-

Выводы

1. Институционализация социальной работы имеет свою специфику. Историческая эмпирическая практика помощи и поддержки способствовала локализации социальных проблем и осуществлялась на основе самоорганизации общественных сил в различные первоначально неформальные институты.

2. В процессе деятельности этих институтов не только решались конкретные исторические задачи, но и определялось проблемное теоретическое поле социальной работы.

3. Необходимость передачи накопленного эмпирического опыта работы с отдельными проблемами нашла выражение в оформлении имплицитных представлений, касающихся практики деятельности, что, в свою очередь, определило становление специфического образовательного пространства социальной работы.

4. Образовательное пространство социальной работы и в западной цивилизации, и в России имело свои специфические черты. В западной цивилизации процесс развития образования был последователен и определялся мировыми тенденциями развития практики помощи. В Российской Федерации социальное образование оформлялось без учета практики помощи, поскольку институты поддержки только оформлялись.

5. Европейское познание в области социальной работы формировалось на основе психологических и социологических парадигм, а также американских теорий социальной работы. Российская теория социальной работы формировалась на основе педагогического, психологического и социологического знания, что определило ее специфику.