Лекция 22. ЯПОНИЯ

В предреволюционной Японии, где в XIX в. капиталистические отношения лишь начали складываться, существовали развитое ремесленное производство, домашняя и мануфактурная промышленность. Важную роль в экономике играла торгово-ростовщическая буржуазия. Свидетельством углубляющегося разложения феодальных отношений стали процессы разрушения натурального сельского хозяйства, массовое обнищание крестьян, углубление социальной дифференциации японской деревни. Превращение даймё в неоплатных должников богатых рисоторговцсв привело к лишению самураев традиционных источников существования – рисовых пайков.

Прямым следствием этих социальных сдвигов стали рост антиправительственных настроений среди определенных слоев японского дворянства, усиление классовой борьбы. Начиная с XVIII в. распространенным явлением были "рисовые бунты" крестьян, восстававших против голода, налогового гнета, злоупотреблений администрации, грабежа ростовщиков. Крестьянство впоследствии стало главной ударной силой революции, предопределившей успех антибакуфской политической оппозиции, возглавляемой придворной имперской аристократией, опиравшейся на поддержку крупного купечества и низших слоев самурайства.

Широкое недовольство народа вызывала также неспособность сёгуната противостоять угрозе независимости страны извне. В 1864 г. Англия, Франция, США, Голландия в результате последовательно проводимой "политики канонерок" добились ратификации неравноправных торговых договоров, на основе которых Япония была приравнена впоследствии в торговых отношениях с ними к полуколониальному Китаю.

В этих условиях устранение сёгуната и восстановление власти императора стало той общей идейной платформой, на которой произошло сближение интересов различных антибакуфских пробуржуазных социально-классовых сил. Показательна и религиозная окраска антибакуфской идеологии. Так как буддизм был религией сёгуната, ему противопоставлялась древняя религия японцев – синто, обожествлявшая японского императора.

В развернувшуюся вооруженную борьбу против сёгуната особый вклад внесли юго-западные княжества, обладавшие современными по тем временам вооружением и организацией войска, что и обеспечивало им почти полную независимость в предреволюционной Японии. Победа антибакуфских сил привела к отставке сёгуна, упразднению бакуфу и восстановлению власти японского императора. Эти события получили в исторической литературе название переворота, или реставрации Мэйдзи. В стране была проведена серия реформ пробуржуазного характера.

Реформы 70-80-х гг. XIX в.

Среди реформ Мейдзи особое место занимает аграрная реформа 1872–1873 гг., которая имела далеко идущие социальные последствия, приведя к ликвидации всех феодальных прав на землю, превратившуюся в отчуждаемую частную собственность, облагаемую единым поземельным налогом в пользу государственной казны. Крестьяне, наследственные держатели земельных участков получили их в собственность. Однако крестьяне-арендаторы никаких собственных прав на землю не приобрели. Право собственности на заложенную землю было признано за теми, кому эта земля была заложена. У крестьян была изъята и общинная земля – луга, леса, пустоши.

Аграрная реформа привела к укреплению позиций "новых помещиков", новой денежной знати, состоящей из ростовщиков, рисоторговцев, сельских предпринимателей, зажиточной сельской верхушки (госи), сконцентрировавших землю в своих руках. В то же время изменения больно ударили по интересам мелких земледельцев-крестьян. В 1873 г. был принят закон об отмене всех феодальных повинностей. Вместо него вводился ежегодный денежный налог в размере 3% от стоимости земли, взимавшийся центральным правительством и дававший 80% всех государственных поступлений. Высокий поземельный налог, часто достигавший половины стоимости урожая, приводил к массовому разорению крестьяy-арендаторов.

Князья получили денежную компенсацию за землю в виде правительственных процентных облигаций, с помощью которых в 80-е гг. XIX в. стали обладателями значительной доли банковского капитала страны.

Вместе с феодальными правами на землю князья окончательно лишились на местах и политической власти. В 1871 г. в результате проведенной административной реформы в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами, строго отвечающими за свою деятельность перед правительством.

В 1871 г. было провозглашено "равенство всех сословий". В 1872 г. с принятием закона о ликвидации старых званий упрощалось сословное деление: выделялись высшая знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку), а все остальное население было отнесено к "простому народу". "Равенство всех сословий" не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков, а также формального уравнения в правах с остальным населением касты отверженных. Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. В 1878 г. был введен закон о всеобщей воинской повинности, которая, однако, не стала всеобщей, поскольку от нее можно было откупиться. От воинской службы освобождались также чиновники, студенты, крупные налогоплательщики.

Капиталистическому развитию страны способствовали также ликвидация всех ограничений на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, тарифных барьеров между провинциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране и свобода выбора профессиональной деятельности. Самураям, в частности, было разрешено заниматься торговлей и ремеслом. Кроме того, государство всемерно стимулировало развитие капиталистической промышленности, предоставляя средства государственной казны на строительство железных дорог, телеграфных линий, предприятий военной промышленности и пр.

В 1872 г. был принят закон о всеобщем образовании, стимулировавший распространение европейских знаний в стране.

Последующие десятилетия были отмечены дальнейшим ростом политической активности различных социальных слоев, усилением оппозиционных настроений среди торгово-промышленной буржуазии, самурайских кругов, выступающих против засилия в государственном аппарате приближенной к императору знати. Политически активизируются определенные представители помещиков и сельской богатой верхушки, требующие снижения налогов, гарантий предпринимательской деятельности, участия в местном управлении.

В 1881 г. императором был издан указ о введении с 1890 г. парламентского правления. В преддверии конституционных реформ происходила перестройка всей политической системы страны. Буржуазно-либеральная оппозиция организационно оформилась в политические партии. В 1881 г. была создана Либеральная партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоев и сельской буржуазии, к ним примыкали умеренно настроенная часть крестьянства, мелкие собственники, арендаторы. Партия конституционных реформ (Кайсинто), созданная в 1882 г., стала другой умеренной партией оппозиции. В нее вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции. Программные требования этих партий были почти одинаковыми: введение парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, снижение налогов, пересмотр неравноправных договоров и др. В рамках Либеральной партии сформировалось левое крыло, которое ставило своей задачей установление республики. Лидеры этого крыла в 1883–1884 гг. возглавляли открытые антиправительственные выступления. После начала работы парламента в 1890 г. партии Дзиюто и Кайсинто играли все более пассивную роль в политической жизни страны. В 1880-х гг. были созданы первые рабочие организации, а в рабочее движение начали проникать социалистические идеи.

На требования оппозиции правительство ответило созданием правительственной Конституционно-императорской партии (Мэйсэйто), деятельность которой была направлена на то, чтобы ограничить будущие конституционные реформы угодными им рамками. Охранительным антидемократическим целям служило и предконституционное законодательство. Так, законом 1884 г. в Японии на европейский манер вводились новые титулы князей, маркизов, графов, виконтов, баронов, которым было предоставлено впоследствии право формировать верхнюю палату японского парламента.

В 1885 г. были созданы отдельные министерства и кабинет министров европейского образца, ответственный в своей деятельности перед императором. В 1886 г. восстановился в качестве совещательного органа при императоре ликвидированный ранее Тайный совет. В этом же году была введена экзаменационная система назначений на чиновничьи должности. В 1888 г. в ходе новой административной реформы в каждой префектуре создавались обладавшие совещательными функциями выборные органы управления, которые находились под строгим контролем министерства внутренних дел. Своеобразным венцом формирования нового государственного порядка стал закон 1887 г. "Об охране порядка", запретивший под страхом суровых наказаний создание тайных обществ, созыв нелегальных собраний, издание нелегальной литературы.